И. Е. Репин Представьте себе мир без поэзии Уильяма Шекспира и прекрасного Парка Гуэля, над которым почти четверть века трудился Антонио Гауди. Забудьте мелодию знаменитого цикла Антонио Вивальди Четыре времени



Скачать 113.77 Kb.
Дата24.05.2018
Размер113.77 Kb.

Без национальности нет искусства

И.Е.Репин

Представьте себе мир без поэзии Уильяма Шекспира и прекрасного Парка Гуэля, над которым почти четверть века трудился Антонио Гауди. Забудьте мелодию знаменитого цикла Антонио Вивальди «Четыре времени года». Вообразите, что из вашей памяти исчезли образы, созданные великими мастерами Микеланджело, Леонардо да Винчи, Репиным. Что вы почувствуете? Как вы объясните пустоту, которая образовалась в вашем сознании? Все эти и другие произведения искусства, то, на что мы равнялись, то, на чём воспитывались и то, о чём мечтали. И ныне представить жизнь, мир без них невозможно. Ведь они являются достоянием и частью не только национальной культуры, но и мировой. Не зря Эдуард Эррио сказал, что культура – то, что остаётся, когда всё остальное забыто.

Невозможно рассуждать о всевозможных процессах, где главную роль исполняет культура, не разобравшись что же это такое. Культура пронизывает все аспекты жизнедеятельности человека – от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших проявлений духа и мысли. Она неуклонно воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизни – труд, быт, досуг, образ мышления и мировоззрение, которые часто воплощаются в художественно-творческой деятельности. Применяя к нашей сегодняшней жизни, справедливо будет сказать, что совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение благоприятно использовать их для прогресса человечества, передавать из поколения к поколению и составляют культуру. Чаще мы используем понятие культуры как сущность человеческого бытия через реализацию творчества и свободы, и такой подход тоже верен.

Однако понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Ведь культура не существует вне человека. Она изначально связана с ним и порождена постоянными поисками смысла своей жизни и деятельности, желанием познать себя, своих предков, создать совершенство. Но и общества, социальной группы, человека без культуры и вне её также нет. Согласно П.Сорокину – одному из основоположников русской и американской социологических школ: "... Любая организованная группа неизбежно обладает культурой. Более того, ни социальная группа, ни индивид (за исключением просто биологического организма) не могут существовать... без культуры".

Культура охватывает не только прошлое, настоящее, но и простирается в будущее. Перед человеком – целый океан культурных ценностей, созданных всемирной историей, художественно-творческий мир, а также несметные ценности природы, которыми он постоянно пользуется и наслаждается в меру своей одаренности, образованности и воспитанности. Культура - это многоуровневая система. Считается, что структура культуры является одной из сложнейших в мире. С одной стороны, это уже накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино. С другой стороны, это "живая" (т.е. сиюмоментная, сегодняшняя) человеческая деятельность, опирающаяся на оставленное наследие 1200 поколений нашего рода, оплодотворяющая и передающая это наследие тем, кто придет на смену ныне живущим.

Культура становится все более реальной силой в современном обществе. Голос культуры, получая общемировой резонанс, превращается в слово свободы и демократии, объединяющее людей и предупреждающие их об истинных и ложных путях развития каждого народа и человечества.

Не будем забывать и об актуальности, современности культуры. Сегодняшний день диктует нам определённые тенденции, моду, но это совсем не значит, что человечеству пора забыть о произведениях старых мастеров. Актуальность культуры - это живой, непосредственный процесс, в котором что-то нарождается, набирает силу, живет, умирает, но то, что было признано как ценность, достояние всего человечества, останется значимым всегда.

Но ещё более интересным явлением является художественно-творческое разнообразие мира, его широкая пестрота народов и их культур. Многообразные формы культуры, как бы ни были они не похожи друг на друга, являются порождением единой человеческой деятельности. Э. Тайлор, подходя к сравнительному изучению отличающихся друг от друга художественно-творческих культурных форм, подчеркивал, что «характер и нравы человечества обнаруживают однообразие и постоянство явлений, заставившее итальянцев сказать: «Весь мир есть одна страна». Он справедливо полагал, что любой этнографический музей показывает наглядно черты единства, совпадения в предметах материальной культуры и способах деятельности независимо от хронологической и географической отдаленности. Мировая культура во времени и пространстве неисчерпаема в своих единичных проявлениях и поражающе богата формами. Еще более многообразны проявления культуры, взятые в их историческом бытии.

Конкретно-историческое понимание культуры опирается на признание единства и многообразия социокультурного процесса. Несмотря на то, что европейцы, китайцы и африканцы используют одни и те же машины, несмотря на то, что все они произошли от одних и тех же кроманьонцев и все принадлежат к одному и тому же биологическому виду, у них сложились совершенно разные традиции и разные шкалы ценностей. Образ мышления, стандарты жизни, нормы поведения, характер искусства даже у народов, живущих в одних и тех же географических условиях, никогда не бывают совершенно одинаковыми, классический пример тому — народы Закавказья. Несмотря на однотипность природных условий, в которых живут азербайджанцы, абхазы, грузины и другие кавказские народы, несмотря на то, что они живут рядом столетия, культура каждого из них продолжает сохранять свою самобытность.

Несмотря на то, что возникли разнообразные средства транспорта и связи, несмотря на миграцию мод, которые не могут остановить даже океаны, разделяющие континенты, несмотря на печать, радио, телевидение, это разнообразие не исчезает. В этом состоит большое благо для человечества. Все это дает обществу определенные гарантии того, что в кризисных ситуациях оно окажется способным найти необходимые решения, ведь культура, в конечном счете, содержит в себе спрессованный человеческий опыт.

В современных условиях происходит определенная унификация не столько культур, сколько поведения. Развитие техники показывает определенный стандарт общения, но японец остается японцем, узбек — узбеком, а итальянец — итальянцем. Особенности их культур приводят к существенным различиям в восприятии окружающего мира — одни и те же выражения скрывают совсем разный смысл.

Однако следует учитывать и другую особенность мирового культурного процесса — его целостное единство. Общим является цивилизационная деятельность людей, которую можно назвать «материнским лоном истории». Труд и общение выступают главной связью, основным критерием единения. Человеческая деятельность определяет общность функционирования и закономерного развития всей мировой культуры.

Единство и взаимопроникновение, общение и обособление, взаимодействие и отталкивание, связи и противопоставления — все это характеризует противоречивое единство особенностей мирового культурного процесса, противоречивое единство разных форм культурного бытия, присущих человечеству уже с первых шагов его развития. По мере роста и развития материального производства, с переходом к классово дифференцированному обществу, умножались и расширялись контакты между группами людей. Сущностное единство, заданное материальным характером отношения к природе, дополнялось и обогащалось непосредственным общением. Английский археолог Г.Чайлд в книге «Прогресс и археология» привел ряд данных о прогрессирующем нарастании экономического и культурного обмена между народами. Так, в верхнем палеолите он осуществлялся в радиусе до 800 км, где-то за 2 тыс. лет до н.э. — уже в радиусе до 8 тыс. км, а к VIII в. н.э. охватил всю Азию, Африку и Европу. От поколения к поколению нарастала целостность мировой культуры, выявившаяся на поверхности с победой капиталистических отношений, но художественно-творческие особенности оставались самобытны. И если на первоначальном этапе развития человечества всемирный характер истории и культуры никем не мог быть наблюдаем и осознан, хотя и существовал объективно, то теперь мы уже наблюдаем на более высоком уровне функционирующую мировую культуру. Она представляет собой сложное многообразное единство, целостность разнообразных самобытных культур, где основную роль играет принцип ценности творческой личности.

На сегодняшний день художественно-творческое разнообразие мира, его сохранность и дальнейшее благоприятное развитие являются одними из важнейших факторов продуктивного межкультурного диалога. Но возможно ли это в наш XXI век, в эпоху глобализации?

Ведь что такое межкультурный диалог? Это чрезвычайно важная форма взаимодействия культур, поскольку только она позволяет так полно раскрыть их уникальность, осознать собственные особенности, понять иные способы постижения мира, определить смыслы человеческой жизни. Это, прежде всего, взаимный обмен идеями, навыками, где главная цель – стремление понять представителя другой культуры, оставаясь при этом не его противником, а оппонентом. На протяжении всей истории человечества диалог культур выступал как острая необходимость их сосуществования, поскольку был и остается обязательным условием их взаимного развития. Объективным основанием для межкультурного диалога служит многообразие этнических и локальных культур, которые и составляют культурную картину мира. Она не предполагает существования единой мировой культуры, она – единство отдельных этнических культур.

Говоря об истории современного мира, специалисты, как правило, особо остро обращают внимание на тенденцию развития глобализации. Несомненно, глобализация вызывает споры, потому что имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Так, например, ведутся ожесточённые дискуссии вокруг экономических, экологических и социальных последствий глобализации. Но существует и другой её аспект – глобализация культуры и культурной самобытности, которая порождает не менее острую полемику и вызывает даже более глубокие разногласия, поскольку в неё вовлечены простые люди, а не только экономисты, государственные чиновники и политики.

Глобализация расширяет контакты между людьми, делает беспрецедентным по масштабу и глубине обмен ценностями, идеями, художественно-творческими навыками. Люди всё больше путешествуют, и все обширнее становятся маршруты их передвижений. Сегодня телевидение доступно жителям самых отдалённых сельских районов Китая. Бразильская музыка звучит в Токио, пьесы Шекспира можно посмотреть в Хорватии, книги по истории арабского мира выпускаются в Москве. Повсюду люди пользуются богатым культурным многообразием, которое дарит им век глобализации. Для многих это новое многообразие - источник вдохновения и энергии, но некоторых оно тревожит и обескураживает. Они опасаются, что оно приведёт к расколу, к размазыванию ценностей по мере того, как «чужая» культура будет привносить свои черты. Другие предвидят кошмарные последствия гомогенизации, в ходе которого различные национальные культуры отступают перед миром, где доминируют западные ценности. Так или иначе, в Статье 1 Всеобщей декларации о культурном многообразии, принятой ЮНЕСКО в 2001 году, культура и культурное многообразие стали политическими и юридическими реалиями. «Культурное многообразие столь же необходимо для человечества, как биологическое разнообразие – для живой природы. В этом смысле оно является общим достоянием человечества и должно быть признано и закреплено в интересах нынешнего и будущих поколений». Многие хотя бы частично осознали эту антропологическую идею. Культура существует, она познаётся, пронизывает повседневную жизнь, играет важную роль и определяет различия между группами людей гораздо в большей степени, чем гены.

Но глобализация как всеобщая взаимосвязанность и взаимообусловленность - объективный и необратимый процесс растущей взаимозависимости мира, развертывания интеграционных тенденций, образования единого наднационального экономического, информационного, культурногопространства, имевший место и на более ранних этапах человеческой истории, но приобретший более интенсивный характер в наши дни. Это выражается в том, что в процессе практики взаимопроникновения и взаимосвязи утверждается глобальная взаимозависимость всех народов; с другой стороны, процесс глобализации в современном мире является предметом научной рефлексии и имеет разработанные теоретические основания. Глобализация - внутренне противоречивый процесс, в котором одновременно наблюдаются как тенденции унификации, т.е. уменьшения культурного разнообразия, движения к «общемировому стандарту» практически во всех сферах человеческой жизнедеятельности, так и тенденции диверсификации, роста культурного многообразия. Процессы глобализации вызывают у многих народов, особенно мусульманских, резкое отторжение, нередко воплощаемое в формах фундаментализма и роста интереса к чертам национальной самобытности и формам ее публичного выражения. Наряду с процессами глобализации существуют и тесно связаны с ними, процессы локализации культур, индивидуализации, как проявления модернизации, явления альтернативных глобализаций незападных по происхождению, объединения регионального уровня так же определяющие культурный облик современного мира. Гетерогенность, автономизация культур может увеличиваться, но это увеличение будет идти не за счет отгораживания, а путем выявления богатства внутренних потенций культур, традиций; останется и конкуренция, возможны и конфликты; и все же ориентация на поиск согласия, культурную гомогенизацию образа жизни в его формальных параметрах будут преобладать. Однако при манифестации единых ценностей, схожести образов жизни их содержательная часть в локальных культурах будет, различной, по крайней мере, на обыденном уровне.

Таким образом, процесс глобализации убедительно свидетельствует, что формирование культурной целостности мира сопровождается возникновением новых, ранее неизвестных проблем. Расширение межкультурных контактов влечет кризисы, деструктивные явления, трансформации мировоззрения, инновационные поиски в каждой культуре. Взаимодействие культур порождает необходимость переоценки межкультурных контактов и собственной культурной идентичности на основе идей межкультурной толерантности, адекватного восприятия культурных различий, выступающих в данных обстоятельствах необходимыми предпосылками эффективных взаимоотношений между культурами и взаимопонимания между их носителями. Глобализация расширяет круг межкультурного взаимодействия и соответственно ещё больше усиливает потребность во взаимопонимании между народами, что обуславливает возрастание роли межкультурного диалога.

Успешность взаимодействия представителей разных культур чаще всего зависит от их знаний особенностей культуры, их собственных коммуникативных способностей, прошлого практического опыта и навыков межкультурного общения. Проблема взаимодействия и взаимопонимания культур является особенно актуальной для отечественной науки в связи с переживаемыми сложнейшими процессами модернизации общества, глубокой трансформацией российской культуры и сложными межэтническими отношениями. В контексте этих процессов особое значение приобрела проблема взаимопонимания и взаимодействия между представителями разных культур. Это обусловлено тем, что эффективное взаимодействие этнических культур в нашей стране с необходимостью предполагает формирование такого качества у их представителей, как способность и готовность к межкультурной коммуникации. Именно поэтому на первый план в современной социокультурной рефлексии выходят проблемы межкультурной компетентности, определяющие все аспекты межкультурного взаимодействия. Как показывает практика межкультурной коммуникации, чтобы эффективно поддерживать разнообразные межкультурные контакты и формы общения, партнерам необходимо не только знание соответствующего языка, но и знание норм, правил, традиций, обычаев и т.д. другой культуры. Каждый участник межкультурных контактов быстро осознает, что одного владения соответствующим иностранным языком оказывается недостаточно для полноценного межкультурного взаимопонимания, что требуется знание целого комплекса форм поведения, истории, психологии, культуры своих партнеров по общению. Наконец, требуется знание механизма самого процесса общения, чтобы прогнозировать возможности неверного понимания партнеров и избежать его. Иными словами, разнообразные формы взаимодействия и общения представителей разных культур предполагают наличие у них необходимых теоретических знаний, психологических качеств и практических навыков для эффективного взаимодействия, совокупность которых и можно определить термином «компетентность». Без всех этих факторов продуктивный межкультурный диалог просто невозможен, а соответственно и обмен художественно-творческими навыками, традициями и идеями тоже не имеет места быть.

Пожалуй, искусство – самая яркая, глубокая и многогранная часть культуры, благодаря которой межкультурный диалог всегда будет актуален и интересен своим проявлением. Художественно-творческое разнообразие мира как ничто другое указывает на продуктивность и эффективность межкультурного взаимодействия. В наш XXI век искусство всё так же продолжает играть большую роль в жизни не только индивида, но и всего мира в целом. Именно оно является одним из факторов благоприятного развития общества и продуктивного межкультурного диалога. Но вести этот диалог нужно грамотно, не забывая традиций различных культур, учитывая самобытность и уникальность каждой из них. Важно не потерять эти ценные качества даже несмотря на глобализацию, которая не должна негативно отражаться на культуре, а, наоборот, расширять круг межкультурного взаимодействия, позволяя всему миру постичь разные стороны жизни и искусства.

Список литературы:



  1. Гуревич, П.С. Культурология [Текст] / П.С. Гуревич. – М.: Проект, 2003. – 336с.

  2. Ороев, Н.А. Понятийный словарь по культурологии [Текст] / Н.А. Ороев, Папченко Е.В. – Таганрог; ТРТУ, 2005. – 94с.

  3. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура. [Текст] / Э.Б. Тайлор. – М.:  Политиздат, 1989. – 576с.

  4. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов [Текст] / А.Я. Флиер. – М.: Академический Проект, 2000. – 496с.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница