И. А. Ланцев Стратегии, цели и задачи опережающего образования в свете эсхатологических ожиданий и футрологических прогнозов



Скачать 279.99 Kb.
страница1/3
Дата25.01.2018
Размер279.99 Kb.
  1   2   3

И. А. Ланцев


Стратегии, цели и задачи опережающего образования в свете эсхатологических ожиданий и футрологических прогнозов.
В работе рассматриваются эсхатологические ожидания и футурологические прогнозы, которые определяют стратегию образования в будущем. В основу образования предлагается положить гармоническое сочетание западных и восточных образовательных традиций в целях формирования ноосферы как одной из конструктивных моделей вероятного будущего. Рассматриваются цели и задачи образования для устойчивого развития.
Igor Lantsev
Strategies, goals and objectives of advanced education in the light of the eschatological expectations and futuristic projections
In this paper we consider the eschatological expectations and futuristic projections that define a strategy for the future of education. The basis of education are encouraged to put a harmonious combination of Eastern and Western educational traditions for the formation of the noosphere as a structural model, the probability of the future. We consider the goals and objectives of education for sustainable development
Введение

Современное образование переживает глубокий кризис, происходящий в контексте кризиса цивилизации и в значительной степени порожденного им. Какие цели оно должно преследовать, чтобы способствовать прогрессивному развитию общества? Ответ на этот вопрос требует серьезного осмысления ситуации, в которой находится и образование, и общество. Глобальный социально-экологический кризис, тесно связанный с духовным кризисом человека, порождает постановку проблемы образования для выживания и устойчивого развития цивилизации. Философская рефлексия по поводу эволюции образования, выявления тенденций и прогнозов его развития невозможна без анализа причин системного кризиса и перспектив развития современной цивилизации.

Полученное человеком образование обычно рассматривают как подготовку к будущей жизни, которая практически целиком и полностью зависит от него. По мнению Э. Тоффлера, образование обращено в прошлое и сориентировано не на нарождающееся новое общество, а на уже отжившую систему, и заключается в воспроизводстве человека индустриального – т. е. штамповке людей, пригодных для выживания в системе, которая умрет раньше, чем они сами, и это стоит огромных усилий. Во избежание шока будущего необходимо сформировать супериндустриальную систему образования. А для этого следует искать свои цели и методы в будущем, а не в прошлом [17].

В истории техногенной цивилизации обнаруживаются две глобальные эпохи с соответствующими стратегиями образовательного процесса: «закрытого» общества, где доминировала сила традиций, а образование культивировало дух прошлого; «открытого», динамического общества, где социальные стереотипы отступают перед задачами обновления, перед запросами будущего.

Аурелио Печчеи, первый директор Римского Клуба, в книге «Человеческие качества», исходя из приоритета решения экологических проблем, еще в середине 70-х годов ХХ века заявил о «человеческой революции» и необходимости широкой базовой подготовки профессионалов, особенно в области естественнонаучного образования [15]. Фактически возникла новая парадигма профессионализма – проблемно-ориентированного, энциклопедического, широкого профиля, о которой писал еще в январе 1987 года по «урокам» Чернобыльской катастрофы академик АН СССР В. А. Легасов. В современную переломную эпоху оказался востребованным императив всесторонне образованного, гармонично развитого человека с определенными качествами мировоззрения.

Первоочередной в образования стала задача научить индивида быстро и экономно адаптироваться к непрерывно меняющимся условиям. И чем стремительнее скорость перемен, тем больше внимания следует уделять распознаванию модели будущих событий. Для создания супериндустриального образования, в первую очередь, следует выработать удачные альтернативные представления о будущем – представить себе, какие виды работ, профессий и склонностей будут нужны в будущем, какие формы приобретет семья и какие человеческие взаимоотношения будут превалировать; какие проблемы морально-этического плана могут возникнуть; какая техника будет использоваться и с какими организационными структурами придется иметь дело. И только вырабатывая такие представления, определяя, обсуждая, систематизируя и непрерывно модернизируя их, можно прийти к заключению о характере когнитивных и эмоциональных навыков, которые понадобятся людям будущего для того, чтобы пережить возрастающий напор цивилизации [13].

Современное образование должно не только транслировать знания и социальный опыт, но и готовить человека к жизни в эпоху кризисов. Особенности времени и перспективы развития цивилизации диктуют и образовательную стратегию. Система образования определяет, как учить. Ответ на вопрос, чему учить, дается потребностями современного общества и целями цивилизации, которые заключаются в том, чтобы воспитать человека, способного осуществить стратегический профессиональный и жизненный выбор и следовать ему. Этот выбор по-разному именуют различные авторы: «стратегия человечества» (Н. Моисеев), «стратегия выживания» (М. Месарович, Э. Пестель), Устойчивое развитие по терминологии ООН, «развитие вместо роста» (Дж. Шелл), глобальное образование ноосферной ориентации (А.Д.Урсул. Т.А.Урсул).

Современный этап развития цивилизации все чаще всего описывается на языке «катастрофизма»: как «конец истории» (Ф. Фукуяма), «поворотный пункт» (Ф. Капра), столкновение цивилизаций (С. Хантингтон), «век бифуркации» (Э. Ласло) и т. д. Гегель, который впервые употребил словосочетание «конец истории», связывал этот финал с утверждением некоторого идеального общественного устройства. Маркс тоже говорил о конце истории как об эпохе утверждения реального гуманизма. Тейяр де Шарден предполагал, что история человечества завершится объединением всех народов в одну семью, которая сольется с Природой и Богом в единое целое, лишенное каких-либо противоречий. И это будет конец истории, конец эволюционного процесса [16].




Каталог: conference
conference -> Сознание. Метафизические и рефлексивные теории Основная идея, относительно условий трансцендентального опыта состоит в том, что, если рефлексия существует, то возможно отрефлексировать все
conference -> А. А. Попов Структуры и принципы антропопрактик развития. Практическое мышление
conference -> Программа IV конгресса этнографов и антропологов россии нальчик, 20-23 сентября 2001
conference -> Социология семьи
conference -> «Библиотека-центр толерантности: опыт социального партнерства по краеведению»
conference -> Будущее детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как правило, определено сложившейся системой решения проблем: лишение родителей родительских прав, изъятие ребенка из семьи и передача его в организации для детей-сирот и
conference -> Управление инновационными процесами в профессиональной образовательной организации
conference -> Интернет- феномен культуры
conference -> Религиозность российской молодежи как социальный феномен


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница