Художница из Сталинграда Надежда Елисеевна Черникова



Скачать 102.1 Kb.
Дата02.07.2018
Размер102.1 Kb.






Е.В. Огаркова

Художница из Сталинграда Надежда Елисеевна Черникова

За годы работы в качестве научного сотрудника Волгоградского музея изобразительных искусств мне много раз доводилось встречаться, беседовать с Надеждой Елисеевной Черниковой. Среди художников Волгограда она выделяется необыкновенной отзывчивостью, готовностью к общению со зрителем. Неоднократно мы организовывали встречи с ней школьников и студентов. Она много и охотно общается с журналистами, прекрасно понимая важность своего жизненного опыта. Но особенный отпечаток, сведения о многих страницах ее биографии оставили неспешные, задушевные беседы в мастерской Надежды Елисеевны в августе–октябре 2004 г. во время нашей подготовительной работы по изданию альбома рисунков «Сталинград Надежды Черниковой», созданных ею в 1942–1948 гг. Изучение более семидесяти рисунков 1940-х гг. из фондов Волгоградского музея изобразительных искусств и личного архива художницы, общение с ней, опубликованные в периодической печати интервью стали основой данного сообщения.

Нам интересна судьба простого человека, женщины-художницы, молодой матери в военное время. Но важно ли это знание для будущих поколений, интересно ли для истории? Да, это – частичка истории, рассказанной народом, это – недостающее звено научного знания о Второй мировой войне.

Взгляд Надежды Черниковой на те события отличается от восприятия других людей. Как художник, она обладает даром обобщения, образного мышления, особой наблюдательности. Предназначение художника – запечатлеть увиденное, воплотить свое мироощущение в рисунках и картинах. Ее произведения военного времени являются не только частью художественного наследия, но и приобрели значение подлинного исторического источника. Интерпретация событий, Сталинградской битвы и войны в целом дана в них опосредовано, через художественный образ, через призму личной судьбы и сопричастности происходящему.

Надежда Елисеевна Черникова родилась 30 сентября 1916 г. в Новониколаевске (ныне Новосибирск). С раннего детства ее мама поощряла увлечение дочери рисованием. В 1920 г. многодетная семья осталась без отца и в 1930 г. мать и шестеро детей переехали к родным в Сталинград. Здесь Надежда окончила школу и в 1932 г. поступила на живописно-педагогическое отделение Сталинградского художественного техникума. Педагоги А.А.Полетико, Н.Н.Любимов, Л.М.Емельянов, Н.И.Благоразумов особенное внимание уделяли рисунку, натурным пейзажным зарисовкам. В 1937 г., закончив техникум, преобразованный к тому времени в Сталинградское художественное училище, Черникова начинает работать преподавателем рисунка в Сталинградском педагогическом училище.

В 1939 г. вместе с мужем, Александром Никифоровичем Червоненко, она поступает в Харьковский художественный институт (педагоги – Н.С.Самокин, С.М.Прохоров, М.Г.Дергус). Учебу в институте Надежда совмещает с материнскими заботами: родилась дочь Леночка. Война застала их в Сталинграде, во время каникул. Мирная жизнь, учеба, семейное счастье остались в прошлом. Муж ушел добровольцем на фронт, а Надежда присоединилась к группе сталинградских художников, выполнявших работы по изобразительной пропаганде.

В довоенное время Сталинградское отделение Союза советских художников работало успешно. На 1 ноября 1940 г. оно объединяло 22 человека. С начала войны работой художников руководил отдел агитации и пропаганды горкома ВКП(б). 24 июня 1941 г. председатель правления СОССХ И.Е.Шангин и заместитель председателя правления товарищества «Художник» А.М.Николаев получили задание организовать бригады художников для оформления города плакатами, транспарантами, панно. В воспоминаниях А.М.Николаева приводится докладная записка от 16 июля 1941 г. о проделанной работе. Художники выполнили 70 графических работ, плакатов, карикатур, организовали «Окна ТАСС» и за две недели сделали 12 выпусков. Шесть бригад оформили интерьеры госпиталей, куда передали 100 творческих работ. Были созданы агитационные панно на темы: «Женщины – на производство - помогать фронту!», «Враг будет разбит - победа будет за нами!», «Били, бьем, и будем бить!». Художники готовились к выставке «Отечественная война народов Советского Союза с озверелым фашизмом»1. Они выполняли также наглядную агитацию по использованию средств ПВО и химической защиты.

К августу 1941 г. в Сталинграде из всего отделения Союза художников осталось только 10 человек, остальные ушли на фронт. Товарищество «Художник» и СОССХ объединились, избрав председателем правления А.М.Николаева. Нужно отметить, что среди людей, эвакуированных в Сталинград, были художники и искусствоведы, которые присоединились к оставшимся сталинградским коллегам. Н.Е.Черникова вспоминает, что в витринах Дома книги выставлялись плакаты, карикатуры, шаржи, портреты. Некоторые сатирические работы публиковались в газете «Сталинградская правда». Но чаще приходилось тиражировать плакаты многократным повторением рисунка и текста. В архиве Надежды Черниковой сохранился редкий документ – рисунок для сатирического плаката «Грабьармия», датированный 25 ноября 1941 г.

Когда линия фронта приблизилась к Сталинграду, художников направили на строительство оборонных сооружений. Сестра Надежды Елисеевны - Татьяна - работала учителем. Ей на всю семью выдали билеты на теплоход «Иосиф Сталин» до Саратова. День отплытия – 23 августа. Но эвакуироваться они не успели. Переполненный теплоход отплыл без них и был потоплен возле Дубовки. В первые дни бомбежек, как и многие сталинградцы, сестры Черниковы с маленькими детьми прятались в бомбоубежище под драматическим театром. Они помогали тушить пожары, перевязывали раненых. Ночью стали пробираться из центра города домой за Царицу. Дом сгорел, но на уцелевшем дереве Надежда увидела записку от своего мужа. Его часть перебросили в Сталинград. Он писал, что будет ждать их на мельнице Гергардта, но если они не встретятся, то нужно срочно уезжать из города. Мужа она не встретила, но его пожелание исполнила2. «Я со своей семьей, – вспоминает Н.Е.Черникова, – переправилась на другой берег Волги на баржах и катерах под дымовой завесой. А дальше – в Саратовскую область на военных машинах. Остались в рабочем поселке Алексеевка»3.

Все происходившее Надежда изобразила в рисунках и этюдах непосредственно после переправы. Герои этих рисунков – люди, идущие к Волге за спасением. Среди вереницы горожан – женщина с котомкой за спиной с мальчиком и маленькой девочкой. Это мама Надежды Елисеевны – Эсфирь Захаровна, племянник и маленькая дочка. На вопрос: «А что же в котомке за спиной?» Надежда Елисеевна дает неожиданный для нас ответ: «Сухари. Спасибо мужу. В письмах с фронта он писал: «Надя, суши сухари»». Эти сухари очень помогли в эвакуации. Ведь кроме одежды, у женщин ничего больше не было. И еще Надежда взяла с собой то, с чем не могла расстаться: маленький этюдник. Благодаря краскам и ремеслу художника, она смогла прокормить семью. Женщины поселка пожаловались, что нет цветных тканей для одежды. Надежда изготовила трафареты и стала набивать цветные узоры на платья и блузы. За эту работу соседки расплачивались хлебом, молоком, картошкой4. Она работала в поле, организовала мастерскую по выпуску детских игрушек.

В эти трудные месяцы эвакуации она сумела сохранить карандашные рисунки о первых трагических днях обороны Сталинграда. Они передают боль, страдание, терпение и мужество людей. Рисунки «Сталинград. Переправа. 27 августа 1942»., «Сталинград. 24 августа 1942», «Сталинград. Сентябрь 1942» – образы тревоги и беды. Убедительно показано разрушение мирного уклада, утрата дома, неизвестность. «Меня тогда потрясло, как за считанные секунды превращались в камни самые красивые здания Сталинграда… Гибель этих зданий тогда воспринималась как гибель близкого человека»5.

Осознать весь масштаб трагедии Надежда Черникова смогла, когда вернулась в город в начале лета 1943 г. Поселились в небольшом домике, который немецкие солдаты использовали как баню. Теперь здесь было общежитие для учителей. Интуитивно Надежда поняла, что должна делать. Она вспоминает: «Я посчитала, что должна запечатлеть все на холст и бумагу. Каждый день с папкой бумаги и небольшим этюдником я уходила в центр города и делала рисунки, этюды. Транспорта в городе не было, ходила пешком по несколько километров пешком туда и обратно. А есть было нечего, и очень страшно»6. От голода «спасали» стакан семечек за 25 рублей и пачка папирос. Никакого сопровождения у молодой женщины не было. На свой страх и риск она пробиралась среди руин. Безмолвие и безлюдность ее графических образов – не художественный вымысел. Среди развалин в центре города, там, где были самые кровопролитные бои, можно было встретить только военный патруль. Огромная проблема – бумага для рисования. Для этой цели использовали упаковочную бумагу, картон, упаковки от брикетов табака и папирос, обороты обоев. Эмоциональное воздействие подлинных рисунков военного времени возникает уже на уровне материального носителя – небольших, пожелтевших листочков бумаги.

Восстановление работы Сталинградского отделения Союза художников началось в апреле–мае 1943 г. Художники возвращались из эвакуации. На первом собрании 17 июля 1943 г. присутствовали А.М.Николаев, С.И.Ищенко, Ткачев, К.И.Волохов, Н.Е Черникова. Летом вернулись в город П.С.Васильев и В.М.Петинов. Надежда Елисеевна вспоминает: «Чтобы жить,кроме творческой работы я работала на почте, делала почтовые открытки (трафаретом)… Начали восстанавливать более уцелевшие дома. Жили в палатках. Мы, художники, восстановили разрушенную коробку (бывшего дома), и появилось помещение, где разместился Союз художников и Художественный фонд»7.

За короткий период времени, несмотря на тяжелые условия жизни, полуголодное существование, отсутствие художественных материалов, художники смогли подготовить в феврале 1944 г. выставку своих работ. Н. Черникова представила эскиз картины «Пленные фашисты в Сталинграде», этюд «Элеватор», натурные зарисовки. Для жителей города эта выставка значила очень много. Она укрепила надежду на возрождение мирной жизни. С этого времени Н.Е.Черникова становится активным участником выставочной жизни города.

Тема руин Сталинграда в графике Н.Е. Черниковой имеет несколько аспектов. Большая группа рисунков посвящена изображению наиболее красивых и популярных зданий и мест довоенного времени. Художница убедительно передает картину тотального разрушения. Руины выглядят монументальными, неприступными. Даже разрушенный, город продолжает стоять монолитом непроходимых руин. («В районе Домов специалистов», «Спуск к реке Царице»).

В рисунках «Дом книги. 22 июня 1944 г.», «Мединститут. 27 июля 1944 г.», «Гостиница "Интурист". 1944 г.» использован один образный прием. Все здания очень пострадали и выглядят угрожающе неустойчиво. Стены наклонены. Это рушащееся движение подкреплено изображением покосившихся столбов. Такая подчеркнуто неустойчивая композиция, позволяет воспринимать эти рисунки 1944 г. как инерцию боев, близкого отголоска сражения. Художница подробно изображает бесформенные груды битого камня, кирпичи, мусор. Многие места города неузнаваемы. Только подписи позволяют опознать их: «Ельшанка. Дом культуры», «Водонапорная башня», «Жилой дом в Ельшанке». Художник выносит жесткий приговор: «Уничтожено. Восстановлению не подлежит».

Тема уничтоженной красоты, мира и порядка звучит в рисунке «Набережная» 1945 г. Здания, парапеты, мостики и ограда изуродованы войной. Справа видна часть популярного у горожан, особенно у молодежи довоенного времени, кафе «Метро». В этом рисунке чувство негодования и протеста переплетается с глубокой, щемящей тоской и болью утраты. Монотонная вертикальная штриховка карандашом, преобладание унылого серого тона передают состояние эмоционального опустошения. Как сталинградка, как очевидец трагедии, Надежда Черникова чрезвычайно точна в художественном решении. Это – образ, рожденный сердцем, и невозможно разделить в нем беспристрастность документа и субъективность художественного произведения.

Огромную ценность представляют группы рисунков о повседневной жизни сталинградцев. Художники, выполнявшие зарисовки в Сталинграде, как правило, не обращались к этой теме. Еще на первом своем собрании они решили прежде всего запечатлеть места ожесточенных боев, создать портреты героев сражения. Но для Надежды Черниковой не менее важна тематика возрождения жизни, преодоления трудностей, выносливости и терпения жителей. Особенно волнует ее детская тема. Ведь фактически дети Сталинграда были лишены детства. Рисунки «Улица Ярославская», «Домик в Ельшанке» – это живая биография семьи Черниковых.

Закономерен интерес художницы к образу поверженного врага. По договору с товариществом «Художник» она начала работу над картиной «Второе февраля 1943 года», задумав показать сюжет конвоирования пленных немецких солдат. Выбор мотива также определен собственными впечатлениями. Художница не могла позволить себе условное сочинение. Она изобразила в эскизе то, что десятки раз видела: конвоирование пленных к местам работ по восстановлению города.

Сохранилось около десятка подготовительных рисунков, показывающих трудный и тщательный отбор типажей для картины. Несомненно, в них присутствует сатирический подтекст. Но есть и стремление показать поверженного врага дифференцировано: офицеры, солдаты, раненые. Художнице интересно раскрыть событие через судьбу людей, как описание, как рассказ. Она избегает пафоса, назидательной фальши. Она стремится быть объективной и не переходит на уровень философских, исторических обобщений. Надежда Елисеевна вспоминает, как жители, с трудом выживающие в разоренном городе, «бросали в колонну пленных кто кусок хлеба, кто – камень». Интересны рисунки вражеской техники, изображенной мастерски. Фашистские самолеты, танки, орудия превращаются в тлен, порастают травой. После битвы – это груды ржавеющего металла, поглощаемого сталинградской землей.

Общее впечатление о рисунках Н.Е.Черниковой военного и послевоенного времени – аскетичность, эмоциональная сдержанность, скрупулезная точность. Автор понимает подвиг Сталинграда как подвиг самопожертвования. Она не изображает боевых действий, в пейзажных зарисовках избегает героизации. Но ее графика чрезвычайно информативна, акценты точны и иногда парадоксальны. Например, показанный со спины, неровно стоящий памятник летчику Хользунову на набережной. Или тонкий, поэтичный образ руин какого-то дома, почти растворяющийся на бумаге «Сталинград. 4 апреля 1946 г.» – будто зыбкое, но дорогое воспоминание.

Можно утверждать, что рисунки Н. Черниковой 1940-х годов обладают безусловной, самодостаточной ценностью. Это не просто подготовительные или вспомогательные работы. В комплексе, как «Сталинградская серия», они представляют собой законченный, состоявшийся, цельный образ. Они рассказывают о неразрывной связи личной судьбы женщины-художницы с судьбой своего города, своей страны.



Творчество Н.Е.Черниковой в последние годы особенно востребовано. Можно говорить о признании ее искусства и о достойной оценке зрителей. Счастливо сложилась судьба Надежды Черниковой. Муж вернулся с фронта. Они прожили вместе почти 60 лет. У нее две дочери, Елена и Наталья, трое внуков и трое правнуков. На вопрос: «В чем Вы находили и находите опору в трудную минуту?» - наша героиня отвечает: «В любви и взаимопонимании в семье и, конечно, в искусстве».

1 Николаев А.М. Воспоминания. Рукопись. Часть 1. С. 98, 99 // Архив. Волгоградского музея изобразительных искусств.

2 Артюшина Т. Эта женщина в окне… // Городские вести. 31.XII.2002.

3 Интервью с Н.Е. Черниковой. Архив автора.

4 Журбина Н. Картины, пропахшие порохом // День за днем. 12.IX.2002.

5 Кисть, не дрогнувшая под взрывами… // Интер. 29.VIII.2002.

6 Интервью с Н.Е. Черниковой 12 сентября.2004 г. Архив автора.

7 Там же.




Каталог: projects -> conf-12-140505
projects -> Проблема преображения человека в философии
projects -> А. А. Попов Структуры и принципы антропопрактик развития. Практическое мышление
projects -> К программе прикладных методологических разработок для управленческой практики. Основные моменты проблематизации
projects -> Миграционная мобильность городской молодежи Кольского Севера
projects -> Дніпропетровська Обласна Універсальна Наукова Бібліотека Зведений каталог періодичних видань, передплачених
projects -> Профессиональная модель успешного специалиста социальной сферы
conf-12-140505 -> Эвелин Виттиг


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница