Христианство и социализм в политической философии С



Скачать 158.53 Kb.
Дата04.05.2018
Размер158.53 Kb.

М. В. Михайленко

студент IV курса БФ

Кафедра философии

Научный руководитель – к. ф. н. Н. А. Ваганова



Христианство и социализм в политической философии С.Н. Булгакова
Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) - выдающийся русский религиозный писатель, философ, богослов, экономист, литературный критик, взгляды которого прошли долгий путь от марксизма через неокантианство к идеализму, а затем – к религиозно-богословскому творчеству. В период этого последнего перелома своего мировоззрения С.Н.Булгаков активно разрабатывал тему христианского социализма, которая во многом и послужила для него поводом к переоценке собственной системы ценностей. По мнению многих современных исследователей, это было время наиболее интенсивной творческой деятельности Булгакова1.

Следует сразу же отметить, что в конце этого недолгого периода сам мыслитель пришел к выводу о невозможности воплощения в жизнь своей социально-политической концепции христианского социализма, однако в дальнейшем он неоднократно возвращался к ее переосмыслению уже в рамках религиозно-философских и богословских построений. При этом, перестав играть роль стержневой идеи в его представлениях, она получает новое прочтение, преломляясь через призму принципиально изменившегося мировоззрения философа.

Впервые социалистические идеи заинтересовали С.Н.Булгакова в период его отхода от марксизма в сторону идеалистических ценностей. В сборнике статей «От марксизма к идеализму», вышедшем в 1903 году, автор в том числе осмыслил идею Герцена о «русском общинном социализме»2, тезис Ф. М. Достоевского о «всесветном единении во имя Христово» как о «русском социализме»3. Бездуховный характер теории Маркса, для которого люди были лишь носителями определенных общественных отношений, перестал устраивать мыслителя. Поначалу Булгаков примкнул к критическому рационализму Канта 4, но в дальнейшем процессе философских исканий его особенно остро стал волновать вопрос о «теории прогресса», что заставило мыслителя пойти дальше чистого кантианства. Булгаков стал перед вопросом: «возможно ли средствами одной опытной науки построение такого миросозерцания, которое давало бы теоретическое обоснование активному социальному поведению и идеалам общественного прогресса, возможна ли научная теория прогресса?»5, что вкратце было выражено им как проблема «активного социального поведения во имя идеала». Современная философия обязана, по убеждению Булгакова, усвоить и переработать все конечные выводы современной положительной науки, выяснить свою связь с реальными задачами времени и установить к ним определённое принципиальное отношение, начертав, таким образом, и общую программу практической политики6.

С этого времени открывается новый этап творчества Булгакова, посвященный идее «христианского социализма». В 1905 г. Булгаков ведет литературно-философский журнал «Вопросы жизни», где ему удалось изложить свое понимание «христианской политики» в связи с актуальными проблемами экономической и общественной жизни России, переживавшей, по его убеждению, «глубокий и всесторонний» кризис.

Булгаков быстро приобретает весомое литературное имя, его журнальная и издательская деятельность, участие во многих других начинаниях явилось весомым вкладом в то, что мы сегодня называем «русским религиозно-философским возрождением». По мнению американского историка Дж. Патнэма работы С.Н.Булгакова о христианском социализме, укорененные как в русском религиозном опыте, так и в современной ему политической философии и социологии явились одной из наиболее характерных форм этого явления общественно-политической жизни России начала XX века7.

Следует отметить, что наряду с активной публицистической деятельностью у Булгакова зреет мысль о воплощении своих идей на практике, как это можно видеть из его переписки с А.С.Глинкой-Волжским: «У меня назревает еще один план, связанный с литературными надеждами, основание "Союза христианской политики"8.

В своей первой работе, посвященной проекту «Союза христианской политики», напечатанной в «Вопросах жизни» весной 1905 г., Булгаков рассматривает государство как необходимость для продолжения истории, а не как высшую цель 9. Это приводит автора к выводам о том, что человек должен считать себя частью государства, и тот, кто считает себя членом христианского мира, должен быть гражданином-христианином и, следовательно, должен, как христианин, выполнять свой гражданский долг, состоящий в осуществлении "христианской политики"10.

Что касается Церкви, то воплощение ее подлинной идеи возможно только в условиях свободы, т.е. Церковь должна внутренне и внешне освободиться от государства. Следовательно, предварительным условием осуществления христианской политики в России является отделение Церкви от государства, православия от самодержавия11. Церковь не связана ни с каким особым государственным или политическим идеалом; она должна иметь возможность выжить и сохранить свой священный характер в любом государстве12.

Булгаков объясняет свое предпочтение социализма капитализму, тем, что, по его мнению, социализм соответствует христианству и потому должен быть включен в «христианскую политику»13. Он разделяет позицию Эрна против частной собственности14, но в отличии от последнего, решительно отвергает тотальную связь экономики с христианской общиной или Церковью («церковное хозяйство»), для обозначения которого использует пренебрежительный термин «социалистические фаланстеры»15. По Булгакову всевозможные «религиозно-экономические скиты» — будь то Толстовские колонии, Неплюевские «братства», социалистические общины североамериканских сект или попросту богатые российские монастыри, - имели в самих себе предпосылки к распаду, ибо в них возобладала связь набожности с рентабельностью16.

Вести себя по-христиански - это значит помогать не только христианам, но и всем людям без исключения17. Поэтому христиане должны заботиться об улучшении социального порядка в интересах всех, а не о «создании привилегий для избранных», что и есть, по Булгакову, "церковный социализм". Он же, напротив, призывал к осуществлению "экономического социализма" - одинакового для всех членов общества независимо от того, христиане они или нет. Для его достижения христианству нужно "идти в стройной армии прогресса", нужно привлечь христианскую этику и философию, ибо социализм, понимаемый как хозяйственная организация - это идея в высшей степени христианская: это «организующее начало социальной любви»18.

Одна из наиболее положительных «высоконравственных сторон» социализма состояла, по мнению Булгакова, во введении всеобщей обязанности труда и объявлении войны «праздности и тунеядству»19.

Фундаментальным положением «христианской политики» является Христова заповедь любви к ближнему20, воплощение ее во всех аспектах общественной жизни, в социальной, экономической и политической областях, поставление ее над личным и индивидуальным исполнением и над моралью21.

Все эти теоретические идеи Булгаков попытался воплотить в жизнь, путем создания «Союза Христианской политики». В качестве ближайшей цели для "Союза Христианской политики" Булгаков определил борьбу против антирелигиозных принципов, лежавших в основе программ прогрессивных демократических партий, политических групп и ассоциаций, а также определявших непосредственное осуществление практических предложений этих программ22. Эти идеи сплотили на некоторое время небольшой круг единомышленников23, однако действительного союза так и не получилось.

Отдав дань «практической политике», испытав все трудности думского периода, окончательно разочаровавшись в революции и отказавшись от дальнейшего участия в политической жизни страны, Булгаков, по его собственному выражению, снова начал «линять»24.

В мае 1907 г. Булгаков пишет о том, что у него «закипела — неожиданно — внутренняя работа новой переоценки ценностей и самопроверки. Сами собой стали знаки вопроса (хотя еще и нет ответа) над старыми догматами христианской «политики», «общественности», «культуры». Однако этот переворот начал проявляться еще в 1906 г. Так, в марте этого года, в статье «Религия и политика»25 Булгаков писал о «широком успехе проповеди христианского социализма или шире христианской общественности». А в работе «Христианство и социальный вопрос»26, написанной в том же 1906 г. спустя всего несколько месяцев, автор приходит к выводу о том, что коммунизм вовсе не является экономическим или социальным идеалом, так как Иерусалимская община не дала образец социального строя27. Да и на капитализм философ смотрит теперь более объективно – это факт, с которым христианину необходимо мириться. Собственность при капитализме – не только результат потребления, но и фактор организации производства, и капиталисты-христиане должны нести ее бремя добросовестно и честно28.

Статьи этого периода собраны в сборнике «Два града»29, который начинается с характерного утверждения, что «Церковь не град», т.е. не град земной, социально-ориентированный. В этой новой схеме Булгакова не нашлось места для христианского социализма, Церковь, так сказать, «отделяется» от социализма30.

Можно лишь гадать, чем был обусловлен столь резкий идейный поворот. Возможно, это результат разочарований, связанных с думским опытом, с революцией, с отношением Церкви к данному вопросу31. А, возможно, это действие того «линяния», которое происходит с ним в те годы. Много позже в своих автобиографических заметках Булгаков назовет это поворотом «в родную Церковь»32. Итак, с одной стороны, «зов левитской крови» и желание принять священнический сан, а, с другой, – честность социалиста в результате дали мировоззрение, совмещающее обе позиции. Результат этого «синтеза» социализма и христианства будет изложен автором гораздо позже33, а сейчас его можно назвать, по словам современного исследователя, «приверженцем социально-небезразличного христианства»34. Итак из социолога он становился богословом и предпринимает попытку обоснования своих взглядов в рамках богословия.

В 1912 г. выходит книга С.Н.Булгакова «Философия хозяйства», в которой автор подводит итог своему чисто социально-экономическому творчеству35. Вместе с тем начинается религиозно-философский период, в рамках которого на первое место в его работах выходит богословская проблематика. Речь идет скорее о богословии хозяйства, о богословии Евхаристии, которую автор осмысливает как центр всей экономической жизни, центр хозяйства. «Евхаристия есть пища, но потенцированная, она питает в жизнь бессмертную, отделенную от теперешней порогом смерти и воскресения»36.

Социальные проблемы, непосредственно связанные с моралью и нравственностью, хотя и уходят на второй план, но не исчезают абсолютно. И уже в работе «Основные мотивы философии хозяйства в платонизме и раннем христианстве»37, написанной в 1916 г., автор заключает, что «все разговоры о «христианском социализме» как единственно нормальной форме христианства в вопросах хозяйства, основаны на недоразумении»38. Так «христианский социализм» в творческой мысли Булгакова прошел долгий путь от «выражения высшей правды» к «недоразумению», но на этом его шествие не закончилось.

В следующем 1917 г. автор снова возвращается к этой теме в статье «Христианство и социализм»39. В это бурное время вновь возникает идея создания партии христианских социалистов. Булгакову предлагают возглавить это движение, но он отказывается, обосновывая свой отказ упомянутой статьей. В этой работе есть очень интересные слова: «Принципиально христианский социализм вполне возможен»40, однако не следует забывать, что сам термин «христианский социализм» в теперешнем понимании Булгакова означает не воцерковление социализма, а лишь «положительное соотношение» между христианством и социализмом.

11 июня 1918 года философ принимает священнический сан, за которым последовали бурные годы Гражданской войны и эмиграции41. Казалось бы, проблемы социализма должны полностью оставить о. Сергия, но нет, в 1931 г. он публикует статью «Душа социализма»42, в которой призывает к «положительному» отношению Церкви к социализму, вытекающему как из этических, так и из догматических принципов христианства43. При этом нужно помнить, что социализм для о.Сергия остается лишь социальным движением, а Церковь – мистическим телом Христовым. Резюмируя эту статью, можно сказать, что для мыслителя недоктринальный социализм является общим религиозно-этическим постулатом социальной политики44.

Итак, взгляды С.Н.Булгакова на христианство и социализм, на их отношение и взаимную связь претерпели значительные изменения. Эволюция взглядов мыслителя началась с постановки вопроса о необходимости «активного социального поведения во имя идеала». С этого времени начинается этап творчества Булгакова, посвященный христианскому социализму. Он считал, что государство само по себе не является высшей целью истории, а должно служить благу своих граждан, поэтому христианин должен быть «христианином-гражданином» и его гражданский долг состоит в том числе в осуществлении христианской политики.

Попытавшись воплотить свои идеи на практике, Булгаков разочаровался в такой возможности, что привело его к переоценке многих ранее высказанных им положений. Из социолога он становится скорее богословом и одновременно перестает рассматривать социализм как единственно возможное «хозяйственно-экономическое воплощение» христианства. Теперь для него христианский социализм – это не «воцерковление социализма», а лишь «положительное соотношение между ними». В конце жизни Булгаков пытался осмыслить социализм и с догматической точки зрения. При этом следует отметить, что во всех работах социальной направленности лейтмотивом выступает неприятие асоциального христианства. Для мыслителя представляется невозможным говорить только о личном спасении, он считает необходимым простирать христианские идеалы на все сферы общественных отношений, в том числе и на хозяйство. Эту мысль Булгаков обосновывает как с позиции социалиста, так, впоследствии, и с позиций религиозного философа и богослова.


1 Сомин Н.В С.Н.Булгаков: логика развития социально-экономической мысли.

2 Булгаков С.Н.Душевная драма Герцена//Избранные статьи. Т.2.М.1993. Ст.95-131.

3 Булгаков С.Н. Иван Карамазов как философский тип//Избранные статьи. Т.2.М.1993. Ст.15-46.

4 «ставил себе более общую и широкую задачу, состоящую в том, чтобы внести в марксизм прививку Кантовского критицизма, подвести под него гносеологический фундамент, придав критическую формулировку основным его социологическим и экономическим учениям» Предисловие к сборнику: От марксизма к идеализму. Ст.XI.

5 Предисловие к сборнику: От марксизма к идеализму. Ст.XVI.

6 Там же. Cт.XXI.

7 Putman G.F.Russian alternatives to Marxism: Christian socialism and idealistic liberalism in ХХ century Russia. - Knoxville 1977. цитируется по: Христианский социализм или социальное христианство? (Русская религиозная мысль и общественный вопрос в ХХ в. по обзору Р.А.Гальцевой и И.Б.Роднянской //Проблемы православия в зарубежных исследованиях. Реферативный сборник. ИНИОН. М., 1988. Ст. 215—238.

8 Взыскующие града. М.1997.С.Н.Булгаков — А.С.Глинке 29.07.1905. Кореиз — Черныевка

Крым, ст.Кореиз. 29.07.1905.



9 Булгаков С.Н. Политическое освобождение и церковная реформа // Вопросы жизни. 1905, апрель—май. Ст. 498. На эту же тему статья В.П. Свенцицкого "Христианское отношение к власти и насилию". Там же. С. 54.

10Булгаков С.Н. Церковь и государство. Это выражение - "христианская политика" - прямо заимствовано Булгаковым у Вл. Соловьева, который разрабатырал эту идею в следующих своих работах: О подделках, Великий спор и христианская политика Собр. соч., СПб., 1901-1907. Т. VI. С. 297-308; Т. IV. С. 1-105; о христианской общественности: Об упадке средневекового миросозерцания. Там же. Т. VI. С. 347-358; о христианском государстве: Духовные основы жизни. Там же. Т. III. С. 270—382.. Выдвинутые Соловьевым требования - христианское государство, христианская общественность, и прежде всего христианская политика, уже были подхвачены, но в более радикальной форме Эрном и Свенцицким в программе "Христианского братства борьбы".

11 Свои первые статьи на тему "освобождения Церкви от ига самодержавия" Булгаков опубликовал в журнале "Освобождение", издаваемом Струве за границей с 1902 по 1905 г.; особенно интересная статья Булгакова "Православие и самодержавие"//Освобождение. 1902. 5-7.

12 Булгаков С.Н. Церковь и государство//Вопросы религии. Т.1. Ст. 76, 94.

13 «Современный капитализм исторически может быть, конечно, оправдываем, и могут признаваться его заслуги и преимущества перед предшествующими эпохами, но нельзя все-таки отвергать, что он основан на насилии и неправде, подлежащих устранению». Только социализм, причем не только в промышленности, но и в аграрной сфере – соответствует христианству и потому должен быть включен в «христианскую политику». Неотложная задача.//Христианский социализм С.Н.Булгаков.Новосибирск. 1991. Ст. 34.

14 Булгаков С.Н. Неотложная задача. Ст. 34. См. также: Эрн В.Ф. Христианское отношение к собственности // Вопросы жизни. 1905. 8, 9.

15 Французский социалист-утопист Шарль Фурье (1772-1837), планируя построить новое общество, предполагал создание первичных ячеек – «фаланг», располагающихся в огромных дворцах – «фаланстерах».

16 «Хозяйственный интерес пятнал белоснежную ризу непорочной невесты Христовой. Ей не нужно ни земной власти, ни земного богатства». Церковь и социальный вопрос//Христианский социализм. Новосибирск. 1991. Ст.90.

17 «Неуловимое, но могущественное духовное влияние истинного христианства и церкви должно сводиться именно к тому, чтобы дать перевес влиянию совести над влиянием интереса, возвысить и одухотворить борьбу полную своекорыстия и безбожия».Там же. Ст.87.

18 Там же. Ст. 103.

19 «Социализм в этом смысле есть апофеоз труда как нравственного начала, святыню труда кладет он в основание хозяйственного строя». Булгаков С.Н. Неотложная задача. Ст. 35.

20 «Не нужно долго доискиваться окончательного идеала или нормы общественных и политических отношений: эта норма, в «которой закон и пророки висят», дана в заповеди о любви к ближнему». Там же. Ст.32.

21 «Идеал свободы личности и уважение человека к человеку и должен быть руководящей нормой христианской политики в области отношений как политических, так и экономических». Там же. Ст. 32.

22 Там же. Ст.48-51.

23 Речь идет о Н.А.Бердяеве, А.В.Карташеве, А.С.Глинке (Волжском), А.С.Аскольдове, священниках Аггееве и Цветкове, а также Свенцицком и Эрне.

24 В письме Глинке он объясняет: "линяние" мое совершается в направлении, если кратко и условно выразиться, к "православию" с его аскетической, мироотрицающей философией. Думские впечатления дали мне огромный душевный и жизненный опыт, под впечатлением которого у меня закипела — неожиданно — внутренняя работа новой переоценки ценностей и самопроверки. Сами собой стали знаки вопроса (хотя еще и нет ответа) над старыми догматами христианской "политики", "общественности", культуры». Взыскующие града. С.Н.Булгаков — А.С.Глинке 27.05.1907.СПб — Симбирск

25 Впервые напечатано: еженедельник Полярная Звезда. 1906 г. №13. Ст. 118-127.

26 Впервые напечатано: Вопросы религии. М.,1906 г. Вып. 1. Ст. 298-334. Далее цитируется по кн. Сборник статей. «Церковь и социальный вопрос». Ст. 79-105.

27 «Здесь происходила не организация, а ликвидация хозяйства… Очевидно мы имеем здесь чисто потребительский коммунизм». Там же. Ст. 92.

28 Булгаков С.Н. Христианский социализм С.Н.Булгаков// Церковь и социальный вопрос. Новосибирск. 1991. Ст.101.

29 Булгаков С.Н. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. СПб., Изд-во РГХИ, 1997

30 «Надо принципиально отвергнуть этот соблазн и сказать, что непосредственного разрешения практических задач в виде «общения имуществ» христианство не сулит и что какого либо специфического христианского и церковнообщинного социализма не существует и существовать не должно. Должна быть только христианская проповедь задач социализма и христианское истолкование его действительных целей (христианская этика и философия социализма), но самый социализм как экономический факт, как совокупность внешних объективных институтов юридических и экономических может быть только один и тот же для всех членов данного общества, и для христиан и для язычников. Поэтому в целях фактического преобразования существующего строя на началах социализма и приближения его к воплощению справедливости и любви в экономических отношениях христиане должны встать в общую запряжку истории». Церковь и социальный вопрос. Ст.103 Социализм теперь в понимании Булгакова, – это «рационалистическое, переведенное с языка космологии и теологии на язык политической экономии переложение иудейского хилиазма». Булгаков С.Н. Хилиазм и социализм//Сборник статей. Т.2.М.1993. Ст. 424.

31 «Вся официальная Церковь яростно проклинала социализм, считая его абсолютно несовместимым с православием». Сомин Н.В С.Н.Булгаков: логика развития социально-экономической мысли.

32 «Мне становилось недостаточно смены «мировоззрения», «левитская» моя кровь говорила все властнее, и душа жаждала священства, рвалась к алтарю». Мое рукоположение//Pro et contra.Спб. 2003. Ст. 106.

33 Булгаков С.Н. Душа социализма. Часть I.// Новый град, №1, Париж, 1931 г. Ст. 49-58.

34 Сомин Н.В С.Н.Булгаков: логика развития социально-экономической мысли.

35 В предисловии мыслитель пишет: «Для автора настоящая работа имеет еще и совершенно особое значение, ибо в ней подводится внутренний итог целой полосы жизни, окрашенной экономическим материализмом» Философия хозяйства. М. 1993. Ст.49.

36 Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1993 г. Ст. 116-117.

37 Булгаков С.Н. Основные мотивы философии хозяйства в платонизме и раннем христианстве. М. Типография русская печатная. 1916.

38 Там же. Ст.44

39 Булгаков С.Н. Христианство и социализм. //Христианский социализм (С. Н. Булгаков). Новосибирск: Наука, 1991. Ст. 205-234.

40 Там же. Ст. 228.

41 Знаменитая высылка русской интеллигенции в 1922 году коснулась и изучаемого нами мыслителя. 30 декабря 1922 г. он отбыл в Константинополь, в марте 1923 г. – в Прагу, а оттуда в 1925 г. – в Париж, где становится деканом Богословского Института.

42 Булгаков. Душа социализма. Часть I.// Новый град, №1, – Париж, 1931 г.

43 «С социализмом, как неким основным и обобщающим фактом в истории человечества, как своеобразной духовной установкой, следует считаться, стоя на твердой догматической, а не только этической почве, - в жизненной связи с Церковью, но однако не упрощая вопроса». Там же. Ст. 49.

44 «при коренной ломке всего мировоззрения (“от марксизма к идеализму” и, далее, к православию) у меня не было однако основания в этом смысле отрицаться социализма (конечно, не доктринального), как общего религиозно-этического постулата социальной политики» Там же. Ст. 50.



Каталог: download
download -> Материальная культура и быт средневекового населения пермского предуралья
download -> Основы паблик рилейшнз
download -> Э. Дюркгейм: Метод социологии
download -> Концепция социальной солидарности Эмиля Дюркгейна
download -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «социология права» Для специальности 030501
download -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «социология права» Для направления 521400
download -> Лекция «Предмет и метод философии науки»
download -> Методология и методика психолого-педагогических исследований
download -> Матричная модель анализа урока: возможности и перспективы Е. Коротаева


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница