Характеристика особенностей и социологический анализ социального портрета студенческой молодежи философского факультета огу



Скачать 437.73 Kb.
страница1/3
Дата04.03.2018
Размер437.73 Kb.
  1   2   3

УДК 316.61

Исаева Е.Ю.,

к. социол. наук, доцент кафедры социологии и ювенальной политики,

Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева
Характеристика особенностей и социологический анализ социального портрета студенческой молодежи философского факультета ОГУ
В статье проведен анализ значимых составляющих процесса социализации современной студенческой молодежи, затрагивающий многие сферы жизни человека, проникающий в них и влияющий через них на личность. Определено влияние образования на процесс социализации студентов, стиль самореализации, отношение к общественным молодежным объединениям и организациям, адаптации студентов, роли информационных технологий, материальное положение и благосостояние, отношение к досугу и свободному времени, на основании которых можно в общих чертах описать социальный портрет современного студента философского факультета ОГУ.

Ключевые слова: молодежь, студенческая молодежь, социализация, процесс социализации, образование, учеба, учебные нагрузки, активность.
Isaeva Ekaterina,

Candidate of Sociology, PhD

department of sociology and juvenile politics,

Orel State University
Characteristic of features and sociological analysis of a social portrait of student's youth philosophical faculty of Orel State University
In article the analysis of significant components of process of socialization of modern student's youth affecting many spheres of human life, getting into them and influencing through them the personality is carried out. Influence of education on process of socialization of students, style of self-realization, the relation to public youth associations and the organizations, adaptations of students, roles of information technologies, financial position and welfare, the relation to leisure and free time on the basis of which, it is possible to sketch a social portrait of the modern student of philosophical faculty of regional public institution is defined.

Keywords: youth, student's youth, socialization, socialization process, education, study, academic loads, activity.
Современная молодежь России живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям развития. Резко меняются характер, темп и ритм социально-экономических преобразований, предъявляющих к молодежи жесткие требования. Эта ситуация усугубляется рассогласованием деятельности различных институтов, влияющих на становление подрастающего поколения, что, в свою очередь, ведет к дестабилизации общества. В СМИ превалируют идеи, образы, стереотипы, разрушительным образом влияющие на формирование личности. Студенческая  молодежь  является особой  стратификационной  группой  населения,  которая  имеет  характерные  социально-психологические особенности, складывающиеся под влиянием  экономического  и  культурного  развития  общества.

В отечественной социологии молодежи разработки в области осмысления изменений в сфере ее социального развития с позиций социальной неопределенности, рискогенности и индивидуализации российского общества принадлежат ряду отечественных исследователей, среди которых можно перечислить В.П. Бабинцева, А.Э. Гегер, Ю.А. Зубок, Е.В. Реутова, П.С. Самыгина, Г.А. Чередниченко, В.И. Чупрова, A.A. Широканова [4,13]. Процесс становления личности у молодежи и проблемы ее самореализации рассматривались в трудах И.С. Кона, Ж.Т. Тощенко [12].

 В ряде исследований разнообразных проблем, связанных с социальным развитием молодежи, отмечают индивидуализацию поведения и сознания молодежи в результате модернизации ценностных приоритетов и ориентаций. Особое внимание в них уделяется как моральному, так и нравственному облику российской молодежи. Поскольку она является значимым фактором социального становления и самоопределения, представляющими собой «поэтапные процессы включения молодежи во все сферы общественной жизни и деятельности, достижение относительно равновесного состояния в социальной и стратификационной структуре общества и как процесс осознания молодежью своей принадлежности к определенным социальным группам с закрепленными в них социальными статусами и ролями» [6]. Данный процесс тесно связан с социально-трудовой сферой и с профессиональным самоопределением и профессиональной подготовкой, реализацией профессиональных ориентаций. Важным этапом исследования особенностей профессионального самоопределения и реализации профессиональных ориентаций российской молодежи на рынке труда выступает анализ ценностных ориентаций молодежи в сфере труда. Профессиональное самоопределение молодежи происходит в рамках сформировавшихся ценностных представлений о профессии, карьере, труде в целом. Система ценностных ориентаций и особенности отношения молодежи к труду, семье, культуре и досугу рассматривались Н.М. Блиновым, В.М. Борязом [5,13].

 Трансформация профессиональных установок и трудовых ценностей российской молодежи, формирование профессиональных ориентаций и их реализация в принципиально иных социальных и экономических условиях развития общества стала предметом исследования многих отечественных ученых, таких как: Е.С. Балабанова, М.К. Горшков, С. Даукилас, А. Думчене, Г.Е. Зборовский, Ю.А. Зубок, И. Раманаускене, С.Ю. Рощин, Г.Г. Руденко, А.Р. Савелов, И.М. Сотников, A.B. Сотникова, Л.H. Старикова, Ф.Э Шереги, М.М. Шульга, Е.А. Шуклина, А.Г. Эфендиев, И. Якушовайте [8]. Перечисленные исследователи делают выводы о серьезных изменениях в области отношения к труду и формированию профессиональных установок российской молодежи в условиях изменившейся идеологии социального и трудовых отношений и затяжного социального кризиса в стране. Влияние социальных условий и различий на выбор профессии и социальное продвижение молодежи изучал Шубкин В.Н. [13,15].

Проблема самоопределения и самостановления современной российской молодежи в ее различных аспектах рассматривается такими исследователями, как Л.Я. Аверьянов, В.П. Бабинцев, М.К. Горшков, Ю.А. Зубок, Ю.A. Журавлев, Е.В. Реутов, Д.Л. Константиновский, А.Б. Купрейченко, Ю.В. Фетисова, Ф.Э. Шереги, В.И. Чупров, Г.А. Чередниченко [3]. Исследователи отмечают, что в процессе социального развития молодежи и реализации ею своей субъектности самоопределение выступает важнейшей составляющей. В последние годы серьезное внимание обращается на изучение проблем молодежи как общественной группы, ее места и роли в социальной структуре общества (С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский) [9]. Кроме этого, общие проблемы молодежи и молодежной политики государства изучались И.М. Ильинским, П. Бурдье [10,13].

Портрет современного студенчества можно проанализировать через процесс социализации. Проблема социализации студентов с целью ее успешной адаптации в обществе и всестороннего развития всегда считалась актуальной. И это не случайно, т.к. государство, общество и сама личность заинтересованы в успешной социализации. Важное место в данном процессе занимают учреждения среднего профессионального и высшего образования. Социализация студентов, подразумевающая формирование ценностных ориентации, успешное личностное и профессиональное развитие в быстро меняющихся социально-экономических отношениях, во многом определяет успешное развитие общества в целом. Особое значение данная проблема приобретает в условиях нестабильного развития страны, отсутствия у молодежи устойчивых жизненных ориентиров. В связи с этим возрастает ответственность образовательных учреждений всех уровней за успешную социализацию обучаемых.

Социализация – усвоение социальных ролей и образцов поведения, позволяющих индивиду претендовать на занятие определенных социальных позиций и приобретение соответствующего социального статуса; овладение формами, ценностями, символами, нормами, традициями, языками, смыслами культуры; приобретение собственного социокультурного опыта и личностной (социальной, этнической, конфессиональной) идентичности [14].

В научных статьях Абрамова М.А., Волоскова И.В. и Клименко В.А. рассматривается процесс социализации в условиях современных трансформаций [1].



Социализация студентов в вузе изначально отличается от данного учебного процесса в общеобразовательной школе. В момент, когда студенты поступают в вуз – они сразу попадают в новую, не знакомую для них образовательную среду. Многие из студентов сразу испытывают определнные трудности адаптационного периода. И, как правило, такие трудности будут отрицательно влиять на успешность освоения образовательных программ, на отношение с товарищами по учебе и преподавательским коллективом, могут вызывать дискомфорт от обучения и даже нежелание дальше обучаться в данном учебном учреждении (см. таблицу №1).
Таблица 1. С какими трудностями вы столкнулись во время учебы на первом курсе?






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница