Характеристика магистерской программы по направлению 040400 «социальная работа»



Скачать 125.88 Kb.
страница1/2
Дата10.07.2018
Размер125.88 Kb.
  1   2

Характеристика магистерской программы по направлению

040400 «социальная работа»

Директор магистерской программы проф. Келасьев В.Н.

Доцент, канд психол. Наук Полуэктова Н.М.


В 1993 году на факультете социологии СПбГУ было открыто отделение социальной работы и начата подготовка специалистов по специальности 350500 (040101) – Социальная работа. В 1997 году на базе отделения была создана кафедра теории и практики социальной работы. За 15 лет существования кафедры теории и практики социальной работы силами ее преподавательского состава было подготовлено около 450 дипломированных специалистов по социальной работе. Опыт подготовки специалистов по социальной работе, международные связи кафедры, научно - практическая деятельность преподавателей позволили разработать программу обучения и для магистров по направлению «социальная работа». Открытие магистратуры по социальной работе (направление 040400) было приурочено к первому выпуску бакалавров социальной работы в 2012 году.

В целях определения актуальной и практически важной тематики магистерской программы сотрудниками кафедры был осуществлен опрос потенциальных работодателей выпускников магистратуры. В опросе участвовало более 40 экспертов из 10 социальных центров.

По мнению экспертов, магистр социальной работы в первую очередь должен на высоком уровне справляться с научно-исследовательскими задачами. У него также должен быть высокий организационно-управленческий и научно-педагогический потенциал, сформированы умения и навыки межличностного взаимодействия, необходимые для эффективного общения в непосредственной работе с различными группами населения.

Магистерская ступень образования, по мнению экспертов, требует высокого развития ряда компетенций. Магистр должен уметь целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии социальной работы; устанавливать деловые контакты со специалистами разных служб и организаций; анализировать и разрабатывать предложения по повышению мотивации труда у специалистов учреждений социальной защиты населения. Он должен также быть готов вести консультативную, посредническую, координационную, экспертную деятельность в области оказания социальной помощи разным категориям населения; решать проблемы клиентов, как путем привлечения необходимых специалистов, так и путем мобилизации сил и ресурсов самого клиента. А также способен к инновационной деятельности в социальной сфере.

По мнению экспертов-работодателей особо важным для практикующего специалиста являются знания в области психологии. Потребность в психологическом знании представляется естественной для профессионалов, непосредственно взаимодействующих с клиентами и занятых решением конкретных проблем людей, находящихся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении. Имеется и запрос на знание технологий социальной работы с различными группами населения. Немаловажным для практикующего специалиста эксперты считают формирование коммуникативных навыков в рамках соответствующих курсов и тренингов. Знание основ законодательства, по мнению экспертов, также является необходимой составляющей деятельности практикующего специалиста по социальной работе.

По данным опроса на сегодняшний день в системе профессиональной подготовки по социальной работе наиболее востребованными являются следующие профили деятельности:



  • Социальная работа с различными группами населения, такими как: семья с детьми, инвалиды, дети группы риска, молодежь, пожилые люди, наркозависимые

Люди и др.

  • Социально-правовая защита населения

  • Организация социального обслуживания

  • Анализ, планирование и мониторинг социальной работы в организациях и учреждениях государственного и муниципального управления

  • Социально-психологическое консультирование населения.

Таким образом, опрос практиков показал, что наиболее ярко выражена у них потребность в знании психологии, технологий работы с различными группами населении, а также по организации социальной защиты и обслуживания населения. Непосредственный контакт с Администрацией Санкт-Петербурга также выявил потребность в магистерских программах, направленных на повышение квалификации административно-управленческого персонала социальных служб.

В целом можно сказать, что предварительный опрос потенциальных работодателей выявил потребность в квалифицированных кадрах, имеющих академическую степень магистра социальной работы по двум направлениям: социальная работа с различными группами населения и административно-управленческая деятельность социальных служб. Такой результат определил состав профилей открывшейся в 2012 году основной образовательной практико-ориентированной магистерской программы по социальной работе. Таких профилей два:



  1. Инновационные технологии в социальной работе

  2. Управление в сфере социальной работы.

Магистерская программа по социальной работе разработана на основании образовательного стандарта Санкт-Петербургского государственного университета по уровню высшего профессионального образования «магистратура», утверждённого приказом первого проректора по учебной и научной работе от 19.10.2011 № 3755/1 и с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) «магистр»), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.02.2011 № 170,

В результате освоения данной образовательной программы магистратуры у выпускников формируется ряд профессиональных компетенций. Предусматривается сформировать 16 профессиональных компетенций. Назовем, некоторые из них. Так, магистр, успешно закончивший программу, будет способен и готов:



  1. самостоятельно использовать знания современных теорий и концепции, а также результаты новейших исследований в области социальной работы и смежных дисциплин.

  2. организовывать и самостоятельно проводить комплексные социальные исследования с целью выявления социально значимых проблемных ситуаций.

  3. диагностировать, прогнозировать, проектировать и моделировать социальные процессы и индивидуальные жизненные ситуации..

  4. планировать и осуществлять социальные программы и проекты, направленные на решение актуальных проблем жизнедеятельности индивида, группы и общества.

  5. использовать современные социальные технологии защиты, активизации и партиципации различных групп населения.

Кроме того он будет подготовлен к

  1. управлению процессами консультирования по социально-психологическим, социально-педагогическим и социально-медицинским вопросам социальной работы.

  2. разработке и использованию методов социальной диагностики, профилактики, консультирования, социальной терапии и социальной реабилитации.

  3. разработке и реализации индивидуальных проектов по разрешению трудной жизненной ситуации клиента.

Такой обширный перечень компетенций, планируемых к освоению, позволит выпускнику компетентно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в сфере социальной работы, разрабатывать новые технологии, опираясь на современные информационные средства и достижения наук о человеке и обществе, а также использовать новые модели и стандарты социального обслуживания. Это позволит поднять социальную работу на качественно новый уровень, адекватно отвечать на современные вызовы социальной среды, предотвращать различные риски и угрозы нормальному функционированию социальных субъектов.

В целях подготовки высококвалифицированных и конкурентно способных кадров содержание учебного процесса наполнено инновационными разработками отечественных и зарубежных специалистов ведущих научных специализированных учебных и практических центров. Преподавателями кафедры используются различные формы организации учебного процесса и современные методики обучения, такие как: деловые игры, тренинги, групповые дискуссии, психодиагностика, индивидуальное консультирование, элементы психотерапии; практикумы, просмотры видеофильмов. Широкое внедрение активных методов способствует более эффективному процессу обучения, личностному росту и высокой профессионализации студентов

При кафедре теории и практики социальной работы функционируют три научно-исследовательских Центра, созданных преподавателями кафедры социальной работы совместно со специалистами из ряда партнерских организаций. Данные центры служат экспериментальной базой для получения опыта практической и научно-исследовательской работы студентов.

Центр студенческих инициатив и практической социальной работы( под руководством канд. соц. наук А.Н. Воронова) осуществляет свою деятельность в трех направлениях: научно-методическом, информационном и практическом. Участие студентов в работе Центра позволяет им еще в процессе обучения приобрести навыки практической работы, более четко осознать перспективы своего профессионального развития. Задачей данного центра является также развитие и внедрение практико-ориентированных методов обучения студентов как залог их будущего успеха в профессии.

Для проведения научных исследований и активизации научно-методической деятельности кафедры при поддержке программы Темпус-Тасисоколо 10 лет назад был создан Международный центр исследований социальной сферы. (Центром руководит профессор – Бородкина О.И.). Центром ведется научная деятельность по направлениям: социальный менеджмент, социальное планирование, развитие некоммерческого сектора и местного сообщества, профилактическая социальная работа. Научно – исследовательские проекты центра осуществляются в основном, за счет международных грантов Европейского союза и Российской федерации. Центр сотрудничает с Университеом Билефельда (Германия), Университетом Лапландии (Финляндия), Университетом Уорвика (Великобритания), Университетом Бользано (Италия) и др. Силами Международного Центра исследований социальной сферы и кафедры теории и практики социальной работы были осуществлен ряд научно-исследовательских проектов::

  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница