Гуманитарный аспект инженерной деятельности



Скачать 322.29 Kb.
Pdf просмотр
страница1/3
Дата03.02.2018
Размер322.29 Kb.
  1   2   3


XXI
Международная научная конференция «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ»
Секция
7:
СОЦИАЛЬНО
-
ГУМАНИТАРНЫЙ АСПЕКТ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
323
ПРОБЛЕМЫ РОСТА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Филиппова Т.В.
Научный руководитель Макиенко М.А., к.ф.н., доцент
Томский политехнический университет, Россия, г.Томск, пр. Ленина, 30, 634050
E-mail: tvf1@tpu.ru
PROBLEMS OF GROWTH OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE
Filippova TV
Supervisor Makienko MA, PhD, Associate Professor
Tomsk Polytechnic University, Russia, Tomsk, Lenina Ave., 30, 634050
Феномен знания, в том числе и научного долгое время является объектом пристального внимания философии. Изначально проблема возникновения и роста научного знания являлась частью гносеологии как раздела философского знания, только в XX веке развитие науки стало предметом самостоятельного изучения таких философов как О. Конт, К. Поппер, Т.Кун, И. Лакатос, М. Полани и др. Указанные философы акцентировали внимание на проблеме дифференциации научного знания, его специфики. На наш взгляд научное знание в современном обществе выполняет значительное количество социальных функций: образовательную, технологическую, экономическую [1]. Внедрение научных идей и открытий в общественную практику в форме прогрессивных технологий является основой научно-технического прогресса. Все более активное влияние науки и техники на различные стороны общественной жизни обращают внимание современных философов на необходимость осмыслить перспективы развития науки и техники [2].
Большинство мыслителей соглашаются с идеей о прогрессе науки. Речь идет о том, что современные научные теории позволяют точнее и глубже описать изучаемое явление. В этом контексте возникают вопросы о структуре научного знания, о тех «неизменных» составляющих научной теории, которые способны пережить различные научные революции, констатируя сущность мира и истинность человеческого познания [3].
В данной работе будут представлены три основных аспекта проблемы роста научного знания: «1.
Что составляет сущность динамики науки – это эволюционное развитие или революционное изменение?
2. Можно ли объяснить динамику научного знания только его самоизменением (на основе действия внутринаучных факторов) или также существенным вненаучных (социокультурных) факторов? 3.
Каковы общие закономерности развития научного знания?» [4]
Для того, чтобы ответить на эти вопросы необходимо привлечь материалы из философских работ, в рамках которых осуществлен анализ структуры и развития научного сознания. В данной работе будут проанализированы современные труды по философии науки и некоторые факты развития научного знания с целью выявить факторы, оказывающие влияние на процесс развития научного знания.
Обсуждение сформулированных выше вопросов является центральным пунктом в работах постопозитивистов (К. Поппера, П. Фейерабенда, Т. Куна, М. Полани, И. Лакатоса и др.), которые в отличие от логических позитивистов не утверждали, что логический анализ структуры научного знания является единственным «легитимным» предметом философии науки. Причиной этого явилось изменение мировоззренческой ценности науки и как формы знания, и как социального института. В послевоенное время на первый план выходит осмысление глобальных проблем человечества, связанных с милитаризацией, деградацией культурных ценностей, загрязнением окружающей среды. В появлении подобных нежелательных для человечества последствий существенную роль сыграла наука. Как следствие, в обществе формируются негативные мнения о научном знании, выраженные в виде сомнений в научных методах познания, принципах научного доказательства и научной картине мира в целом. Как писал П. Фейерабенд: «Имеется много способов бытия в мире, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки, и что все они нужны для того, чтобы сделать нас людьми в полном смысле




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница