Гуманитарные науки: теория и методология



Скачать 101.57 Kb.
Pdf просмотр
страница1/6
Дата26.05.2018
Размер101.57 Kb.
  1   2   3   4   5   6

Гуманитарные науки теория и методология 2008 — Ближайшие к ХХ веку философские учения, рассматривающие категорию комического, связаны с именами Ф. Ницше и А. Бергсона. Веселая наука, Так говорил Заратустра» и Смех демонстрируют взгляд на эту проблему сточки зрения эстетики символизма, как ведущего направления развития искусства на рубеже веков. В рамках символистской поэтики эссеистика С. Малларме как теоретика содержит также глубокий и неоднозначный подход к проблеме драмы, в свете которого комическое получает совершенно неожиданную трактовку. Загадка греческой веселости рассматривается в знаменитой работе Ф. Ницше
«Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм. Дионисийское трагическое вытеснено комическим, легким, развлекательным началом, что, несомненно, означает вступление в период упадка, который определяется Ницше как декаданс и распространяется как характеристика на всю эллинскую культуру. Демократическая направленность греческой веселости исключала стремление к великому и становилась весельем раба (Ницше, 2000: 118), умеющего ценить только преходящее, временное в сложном пространстве бытия. Ф. Ницше переводит эту проблему в область коллективного бессознательного, рассуждая о процессах здоровья, молодости нации и ее старения и вырождения. Дионисийское исступление,
лежащее в основе происхождения трагического хора, было знаком расцвета, юности нации, предполагает Ницше, а пессимизм и безумие, как ни парадоксально это звучит,
были проявлением духовной силы и здоровья нации. Это самое дионисийское начало
Ницше представляет как основу и трагического, и комического искусства. Какое значение имеет в этом случае,
ставя вопрос физиологически, то исступление, из которого выросло как трагическое,
так и комическое искусство, — дионисиче ское исступление (Ницше, 2000: 39). Комическое как развлекательное начало не обла
Комическое в эстетике и философии рубежа
ХIХ–ХХ веков и становление авангардной драмы
Е. В. К
ИРИ
ч
УК

МСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ
. Ф. М. Д
ОСТОЕВСКОГО
)*
Статья посвящена анализу категории комического в европейской философии и драматургии
рубежа XIX XX веков. На материале творчества Ф. Ницше, А. Бергсона, С. Малларме обосно
вывается тезис, что в символистской драматургии этого периода имеет место возврат к уни
версальной форме комического, характеризующей античную древность.
Ключевые слова комическое, европейская философия, эстетика, авангардная драма.
Comical in Aesthetics and Philosophy of the Boundary
of the XIX–XX Centuries
E. V. K
IRICHUK
(O
MSK
S
TATE
U
NIVERSITY BY NAME OF
F. M. D
OSTOEVSKY
)
Abstract: The article is dedicated to analysis of the category of comical in the European philosophy
and dramatic art of the boundary of the XIX XX centuries. On the basis of F. Nietzsche’s, A. Bergson’s
and S. Mallarme’s creative works the author grounds the thesis that there is a return to universal form
of comical, which characterizes the ancient antiquity, in the symbolical dramatic art of this period.
Keywords: comical, European philosophy, aesthetics, vanguard drama.
* Киричук Елена Владиленовна — кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. Тел (3812) 67 35 82.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница