Гуманитарная информатика: аспекты проблемы



Скачать 51.53 Kb.
Дата15.02.2018
Размер51.53 Kb.


ТЕХНОЛОГИЯ E–GOVERNMENT В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ:
ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА


А.В. Павроз

Санкт-Петербургский государственный университет

Санкт-Петербург

Глобализация, то есть «совокупность таких процессов и явлений, как трансграничные потоки товаров, услуг, капитала, технологии, информации и межстрановое перемещение людей, преобладание ориентации на мировой рынок в торговле, инвестировании и других трансакциях…» [1], выражающихся во «все возрастающем воздействии различных факторов международного значения на социальную действительность в отдельных странах» [2], представляет собой доминирующее социальное явление в современном мире.

Одним из следствий глобализации является то, что прежние формы политической организации и политического взаимодействия частично исчерпали себя и не могут уже адекватно исполнять свои функции в новых социально-политических условиях. Дениэл Белл заметил по этому поводу следующее: «Нации (имея ввиду национальные правительства — А.П.) слишком малы, чтобы решить большие проблемы, и слишком велики, чтобы решить малые проблемы» [3]. В этой связи вполне закономерными видятся процессы политической глобализации, то есть процессы формирования наднациональных политических институтов и передачи им части политико-управленческих функций.

Интернет, как общемировая система компьютерных сетей, создающая возможности для беспрепятственного обмена информацией, повсеместно и вполне справедливо признается как один из основных источников глобализации на современном этапе. Причем, в политическом плане Интернет «как глобальное общественное пространство» зачастую жестко противопоставляется власти традиционных государственных институтов — «утомленных гигантов из плоти и стали», в качестве «нового дома Сознания», свободного от тирании и лежащего вне границ «Правительств Индустриального мира» [4].

Однако, несмотря на все вышесказанное, такая информационно-коммуникационная интернет-технология как электронное правительство (e-Government) практически повсеместно применяется и рассматривается лишь в рамках национального государства в виде «системы интерактивного взаимодействия государства и граждан при помощи Интернета» [5]. Причем и в подобном формате рассмотрения превалирует не политическая (например, вопросы цифровой демократии и пр.), а сугубо административно-экономическая проблематика — повышение эффективности государственных услуг, оптимизация взаимодействия между различными правительственными учреждениями, сокращение государственных расходов и т. д. [см.: 6].

Вместе с тем следует признать, что сама по себе идея использования интерактивного взаимодействия посредством сети Интернет в процессах управления не имеет привязки к каким-то конкретным политическим институтам, в том числе и к национальному государству. В этой связи вполне логичным было бы предположить, принимая во внимания процессы политической глобализации, возможность возникновения и широкого распространения в скором времени такого явления как глобальное электронное правительство.

В настоящее время практика применения технологии электронного правительства на наднациональном уровне весьма ограничена. В этой связи стоит упомянуть: во-первых, сайты международных политических организаций, которые, впрочем, все еще носят по преимуществу информационный, а не интерактивный характер; во-вторых, пробные попытки информационно-коммуникационного взаимодействия типа G2G между ведомствами разных государств (между таможенными службами и т.п.), а также отдельные международные программы по внедрению и развитию информационно-коммуникационных технологий (в том числе и e-Government) [7].

Однако, несмотря на указанное положение, есть все основания ожидать появления глобального e-Government, то есть единой системы интегрированных интерактивных интернет-порталов, представляющих многочисленные наднациональные политические правительственные и неправительственные организаций.

Высокая вероятность появления глобального e-Government объясняется тем, что применение технологии e-Government дает наднациональным политическим субъектам уникальную возможность прямого и интенсивного политического взаимодействия с населением любых стран мира в обход национальных правительств, что, безусловно, существенно повысит авторитет и влияние наднациональных политических институтов.

Следует особо отметить, что глобальное e-Government, по всей видимости, будет значительно отличаться от национальных моделей электронного правительства, в том плане, что существующие электронные правительства закономерно воспроизводят иерархическую структуру управленческого аппарата национальных государств (правительство — министерство — агентство и т. д.), в то время как глобальное электронное правительство, скорее всего, будет построено по принципу сетевой структуры как «комплекс взаимосвязанных узлов» [8], выступающих в качестве «принципиально равноправных и независимых партнеров», отношение между которыми характеризуется неиерархичностью, взаимозависимостью, кооперацией и взаимоограниченем, при одновременном признании коллективных ценностей и стремлении к достижению общих целей [см.: 9, 10].

Важнейшим последствием возникновения глобального электронного правительства станет то, что, использование в общемировом масштабе таких технологий e-Government как голосование, референдумы и пр. будет способствовать преодолению тенденции к бюрократизации и олигархизации наднациональных политических структур [см.: 11], создав условия для функционирования демократических институтов на международном уровне и решив тем самым фундаментальную задачу, которую поставил Р. Даль, о расширении демократической теории и практики до масштабов международных правительств [12].

Таким образом, становление глобального электронного правительства, открывая новые перспективы в развитии общемировой системы социально-политического взаимодействия, будет одним из первостепенных элементов в процессах политической глобализации и распространении демократических институтов на наднациональный политико-управленческий уровень.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шимаи М. Глобализация как источник конкуренции, конфликтов и возможностей //Проблемы теории и практики управления. 1999. № 1.

2. Российская социологическая энциклопедия. — М., 1998.

3. Фурс В. Н. «Критическая теория позднего модерна» Энтони Гидденса //Социологический журнал. 2001. № 1.

4. Барлоу Дж. Декларация независимости киберпространства //Информационное общество: Сб. — М., 2004. С. 349–352.

5. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. — СПб., 2001.

6. Холмс Д. eGov. Стратегии электронного бизнеса для государства. — М., 2004.

7. Агамирзян И. Электронное правительство в контексте глобализации //Компьютерра. 2002. № 23 (448) [http://www.computerra.ru/offline/2002/448/18414/].

8. Кастельс М. Становление общества сетевых структур //Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. — М., 1999. С. 492–505.

9. Сморгунов Л.В. Сетевой подход к политике и управлению //Полис. 2001. № 3.

10. Рюэгг-Штюрм Й., Ахтенхаген Л. Сетевые организационно-управленческие формы — мода или необходимость? //Проблемы теории и практики управления. 2000. № 6.

11. Павроз А.В. Глобализация и проблема сохранения демократии //Человек и Вселенная. 2003. № 2 (23). С. 44–46.

12. Даль Р. Смещающиеся границы демократических правлений //Русский Журнал. 2002. [www.russ.ru/politics/meta/20001018_dahl.html].


Опубликовано:
Павроз А.В. Технология e-government в эпоху глобализации: проблема возникновения глобального электронного правительства // Технологии информационного общества — Интернет и современное общество: труды VII Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 10  12 ноября 2004 г. — СПб.: Изд-во Филологического ф-та СПбГУ, 2004. С. 196 – 197.
ISBN 5-8465-0294-6



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница