Губанова А. С. (г. Саратов) Влияние виртуальных коммуникационных процессов на сетевое общество



Скачать 69.73 Kb.
Дата04.06.2018
Размер69.73 Kb.

Губанова А.С. (г. Саратов)

Влияние виртуальных коммуникационных процессов на сетевое общество

В современную эпоху виртуализации общества и техногенных преобразований реальности происходят колоссальные изменения механизмов воздействия индивида на окружающий мир, стремительные трансформации во всех сферах общества, формирование нового самосознанияи мировоззрения, которые требуютглубокого социально-философского анализа.

Условия сетевого общества в рамках всеобщей виртуализации формируют новые реальности и техники репрезентации, эстетику и телесность, приемы социализации и способы коммуникации, трансформируют поведенческие практики и мировоззрение человека в целом. Процессам коммуникации придается онтологический статус, и социокультурное пространство представляется как масштабный коммуникативный процесс. Информационные потоки посредством цифровых технологий внедряются во все сферы жизнедеятельности индивида, вследствие чего происходят кардинальные трансформации социальных процессов, меняются способы и формы преобразования и познания окружающей нас действительности и процессы идентификации личности и ее репрезентации в социуме.

Одним из наиболее актуальных направлений в развитии культуры сетевого информационного общества сегодня является увеличение влияния интерактивных компьютерных технологий, для чего необходим поиск новых методов аккумуляции и трансляции социокультурного опыта.Любое общество обладает собственным уникальным информационным пространством, характеризующимся культурными, этническими, лингвистическими, коммуникационными и другими особенностями. В нашу эпоху знаковым средством коммуникации, определяющим социокультурные основания многих сообществ и культур и образующим целый социкультурный код, является сеть Интернет. В отличие от традиционных каналов коммуникации, ориентированных на массовое производство и распространение информации (радио, телевидение, пресса), в Интернет-среде интегрированы как межличностная, так и публичная формы общения.М. Кастельс определилнашусовременность как «культуру виртуальной реальности», в которой параллельно с объективным миром существует и другой, создаваемый искусственно во многом с помощью виртуальных средств и визуальной культуры[1]. С появлением Интернета возникла новая, развивающаяся по своим законам, интерактивная информационная среда и, следовательно, новый тип коммуникации, ставший незаменимым элементом сегодняшней картины мира, которая характеризуется повышением скорости обмена информацией, открытостью, доступностью и транспарентностью для всех участников. «Нет границ, нет пространства, нет цензуры, нет ограничений в визуальном самовыражении, полная и абсолютная анонимность, а в то же время и абсолютная открытость. Возможность самому выбирать источник информации и возможность мгновенного отзыва на происходящее» [2, с. 53]. Немецкий социологНикласЛуманвыдвинул гипотезу одетерминантной ролиинформатизациив развитии коммуникационной культуры, которая обуславливает формирование иной парадигмы общения, тождественной информационному обществу[3, c. 114-129]. «Надо только помнить, что за словом «информация» сегодня кроется именно включенность человека в коммуникации, а не обладание ресурсом знания» [4].

В современную эпоху на основе цифровых медиатехнологий сконструировано специфическое коммуникативное пространство, которое занимается формированием и трансляцией новых смыслов. Реальность перестала определять содержание сообщения, и сегодня сообщение структурирует реальность. «Человеческая коммуникация все более плотно охватывается сетью технических стандартов, которые опосредуют все социальные взаимодействия и заключают их в специфический технологический каркас, который можно именовать сетевой моделью» [5, c. 63]. Коммуникативная система производства, переработки и трансляции информации стала базой для создания медийного пространства внутри сетевого общества, в котором бесконечно генерируются гипертексты и формируются знаки и симуляции, заключенные в визуальных, интерактивных иаудиальных кодах. Отныне объективная реальность, с реальными людьми и ситуациями, как мы ее понимаем в традиционном смысле, больше не является единственным предметом отображения в системе средств коммуникации.

В сетевом обществе одну из ключевых ролей играет визуальность как основополагающее средство информации и канал коммуникации. Современная культура – это культура визуального образа, проецируемого экраном компьютера, когда «образ приобретает онтологический статус»[6, c. 145]. По сути, виртуальная сеть является методологической базой культуры визуальности. Процессы символизации приводят к созданию «идеальной» виртуальной реальности, в которой субъект имеет дело не с объективной вещью, а с симуляцией – изображением, и визуализированные идеи внедряются в образ на уровне мультимедийных иллюстраций, аудиовизуальных проектов. Целью распространенияданных с помощью изобразительных форм является более эффективное усвоение информации и, как следствие, манипуляция сознанием индивида. Интеграция различных форм выражения и техник репрезентации в визуальности делает ее эффективным и динамичным каналом трансляции, что в пространственно-временном измерении определяет содержание поведенческих кодов, стимулирует коммуникационные процессы: все становится коммуникацией. Дальнейшая перспектива виртуализации и визуализации общества заключается в том, что отношения между людьми превратятся в отношения между образами. Так, появляется новый способ трактовки общественных трансформаций с помощью дихотомии: «реальное - виртуальное»[7, c. 89].

Сегодня люди формируют свое мнение и принимают решения на основе информации, полученной из СМИ, содержание которой преподносится им в искаженном виде.Массовая культура активно навязывает индивиду виртуальную среду, и в связи с этим насаждает новые ценности (избыточное потребление, гедонизм, насилие, развлечения), идеологию (капиталистическую, террористичеческую), способы коммуникации и мышления, мировоззрение. Социокультурная ситуация сегодня характеризуется, прежде всего, кардинальным поворотом в традиционных представлениях о действительности и появлением иной реальности, субстанцию которой составляют отношения, а не вещи. Реальность современного мира раздвоена: одновременно сосуществуют мир реальный и мир виртуальный, и все сложнее провести границу между ними.

В чем же заключается негативное влияние виртуальности? Она упрощает процессы познания, способствует унификации разнообразия и стандартизации мышления, обличает идеологию в необходимость, разрушает традиционные социальные связи, нарушает механизмы социальной адаптации индивида к условиям окружающей действительности, навязывает псевдо-ценности и капиталистическую этику. Мы можем наблюдать, как социальное пространство наполняется новыми значениями и смыслами благодаря бурно развивающимся цифровым технологиям, вследствие чего становятся более частыми явления анонимности, условности, обезличенности, которые всегда «служат неотъемлемыми и фундаментальными определениями человеческого общества, присутствующими в нем со времени его возникновения» [8, c. 71].На эти процессы также оказывают влияние урбанизация, глобализация, а также с внутренние психологическиепотребности современного человека, формирующиеся в ответ нааксиологический и культурный кризис. Таким образом, виртуальный мир формирует совершенно новую ступень общества и культуры в их символическом существовании, и искусственное цифровое пространство, воспроизводящее любые символы коммуникации, потенциально выступает в форме основы для всех остальных миров. Не будет преувеличением утверждение, что современный социум находится в состоянии глубокого духовного кризиса, который отражается в социокультурной сфере, общении, познании, искусстве.

Принципиально новая медиасреда, которая, аналогично природной, обеспечивает необходимыми средствами для управления социальной жизнью, также формирует особое пространство повседневности. Меняются целиком жизненная среда человека, сам смысл пространства и времени: темпоральность, характерная в эпоху индустриальности, теряет свою значимость и трансформируется в процессы, протекающие асинхронно с реальными пространственно-временными событиями. Отныне имеет значение не географическое местонахождение субъекта, но его доступ к Интернету и нахождение в сети, которые характеризуют его включенность в социум и обеспечивают возможность постоянной коммуникации. Иными словами, виртуальные каналы коммуникации приобретают большую ценность, чем вербальные и личностные. Сделки между бизнес-партнерами заключаются он-лайн; политические дебаты, религиозные и научные конференции транслируются через Интернет и телевидение; покупка, продажа, аренда любого товара, от предмета одежды до участка на Луне, совершаются он-лайн; все большую популярность набирает дистанционное обучение; газеты, журналы и книги покупают и читают в сети; развивается и популяризируется сетевое искусство, использующее кибертехнологии и полностью базирующееся в веб-среде; валютные торги и экономические операции совершаются на виртуальных биржах, так же, как и деньги становятся виртуальными.

Последствия всемирного распространения виртуальной коммуникации в высшей степени неоднозначны. Анализ коммуникационных процессов демонстрирует противоречивость внедрения технологий в социальную структуру современного общества. Эти противоречия не носят однозначного негативного или положительного оттенка. К отрицательным последствиям экспансии виртуального общения относятся сокращение, качественное снижение взаимодействия внутри социума, ограничение социальных связей, отчуждение, развитие депрессивных ситуаций; к позитивным последствиям можно отнести рост познавательных возможностей, резкое возрастание значение визуальной памяти и мышления, увеличение количества социальных взаимодействий в поле виртуальности.

Список использованной литературы:



  1. Кастельс, M. Информационная эпоха: экономика, общество и культура; Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.

  2. Иванов В.Е. Интернет в формировании диалогического пространства в социокультурной среде// Мир психологии. – 2000, № 2. – С. 52-56.

  3. Луман Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество// Социология на пороге XXI века: новые направления исследований.– М.: Интеллект, 1998. – 215 с.

  4. Бизюкова М.С. Киберсоциализация – процесс развития личности в условиях информационного общества // Культурологический журнал. 2013.  №2. URLhttp://www.cr-journal.ru/rus/journals/217.html&j_id=15 (дата обращения: 01.10.2016)

  5. Назарчук А. В. Сетевое общество и его философское осмысление // Вопросы философии. – 2008, № 7. – С. 61-75

  6. Савчук В.В., Хайдарова Г. Фотографический универсум ВилемаФлюссера // В. Флюссер. За философию фотографии; пер. снем. Г. Хайдаровой.– СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. – 146 с.

  7. Корытникова Н.В. Интернет как средство производства сетевых коммуникаций в условиях виртуализации общества // Социологические исследования. – 2007, № 2. – С. 85-93

  8. Быченков В.М. Анонимность, безличность, виртуальность // Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета.– М.: Традиция, 2001. – С. 68-75.

Каталог: sites -> default -> files -> conf -> files -> 2016
2016 -> Данилова Е. Н. (г. Иркутск) Социологические аспекты исследования социальных коммуникаций. Взгляд в будущее Социология – «наука о жизни, для жизни и на основе жизни»
files -> Хачатурян Р. (Саратов) Политическая реклама как форма коммуникации современного общества
2016 -> Лосева Ю. (г. Саратов) Связи с общественностью в управлении кризисными ситуациями
files -> Экспансия фреймов межличностных отношений в публичное пространство социальных сетей Аналитика виртуальных межличностных коммуникаций цифрового поколения Проблема «пересборки»
files -> Клемагина А. В., Кулик Д. Д. (г. Кострома) Гендерные образы в рекламе
2016 -> Михалева Ю. А. (г. Пермь) Коммуникация в социальных сетях
2016 -> Альтернативный мир: мондиализация и толпократия против сотрудничества и лоурархии
2016 -> Елина А. Д., Хорольцева Е. Б. (г. Саратов) Использование политических мифов в предвыборных кампаниях


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница