Гражданское общество



Скачать 195.85 Kb.
страница1/8
Дата14.05.2018
Размер195.85 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

С. И. Олейников

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Лекция


Утверждена Методическим советом университета

Ростов-на-Дону

2000



ББК 67, 62 Я 7
Гражданское общество: Лекция / С.И. Олейников; Рост. гос. ун-т путей сообщения. Ростов н/Д, 2000
Изложены закономерности соотношения общества и государства; общество рассмотрено как совокупность общественных отношений, определены основные пути создания гражданского общества.
Лекция одобрена кафедрой "Экономическая теория" РГУПС, предназначена студентам III-V курсов всех специальностей.
Библиогр.: 9 назв.
Рецензенты: канд. юрид. наук, доц. В.Н. Шепелев (РФИЗП); канд. ист. наук, доц. А.М. Диденко (РГУПС)


СОДЕРЖАНИЕ



1. Сущность гражданского общества и история его становления
2. Современное гражданское общество
3. Общественно-политическая деятельность в гражданском обществе
3.1. Образовательные учреждения в гражданском обществе
3.2. Средства массовой информации в гражданском обществе
3.3. Государство в гражданском обществе
3.4. Частная собственность в гражданском обществе
Литература


1. Сущность гражданского общества и история его становления



Государство и общество не тождественны. Их следует различать. Государство выделилось из общества на известной ступени его зрелости. Общество - мать государства, и соответственно государство - дитя общества, продукт общественного развития. Каково общество, таково и государство. Государство проявляет заботу об обществе или, напротив, паразитирует или даже сокрушает общественный организм.
По мере того как общество переходит в своём поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство. Оно также становится более совершенным и цивилизованным.
Выявление закономерностей соотношения общества и государства позволяет правильно проанализировать весь путь, пройденный человечеством, понять современные проблемы государственности, увидеть перспективы политических и особенно государственных форм, в которых развиваются живые общества различных стран.
Само общество не является простой совокупностью индивидов. Это сложный социальный организм, продукт взаимодействия людей, определённая организация их жизни, связанная прежде всего с производством, обменом и потреблением жизненных благ.
Общество - сложная динамическая система связи людей, объединённых семейными узами, групповыми, сословными, классовыми отношениями. Это такая общность индивидов, где действуют уже не биологические, а социальные законы. Глобальные проблемы выживания человеческого рода сегодня становятся определяющими для нормального общественного развития.
Рассмотрение общества в качестве совокупности общественных отношений позволяет, во-первых, подходить к нему конкретно-исторически (выделить различные общественные формации, различать этапы развития общества), во-вторых, выявить специфику главных сфер общественной жизни (экономической, духовной), в-третьих, назвать субъектов социального общения (личность, семья, нация, государство и т. д.). Одни и те же социальные субъекты в разное время, в разных обстоятельствах и в разных сферах общественной жизни заявляют о себе или в политических или в неполитических сферах.
Обратимся к определению содержания гражданского общества одним из величайших мыслителей прошлого Г.В. Гегелем.
Гражданское общество, по определению Гегеля, есть объединение частных лиц. "В гражданском обществе, - писал он, - каждый для себя - цель, все другие для него - ничто". Таким образом, индивиды здесь суть частные лица, преследующие как свою цель свой собственный интерес.
"Но без соотношения (надо понимать - без обмена) с другими он не может достигнуть объёма своих целей; эти другие суть потому средства для целей особенных", - продолжал немецкий философ.
Поскольку речь идёт не о связях отдельных людей в дуэты, трио, квартеты и т. д., а об отношениях всех во всём, закономерен его вывод о слиянии всех участников этого взаимодействия в некую всеобщность - гражданское общество.
Гражданское общество, по Гегелю, отнюдь не высшая форма "всеобщности" (коллективности), оно результат разложения кровнородственных связей и объединения людей на иной, обменной, основе в народ, нацию.
Нация, хотя и сохраняет для большинства входящих в неё индивидов общность происхождения, вместе с тем объединяет множество "посторонних" людей, имеющих других предков. Это стало возможным лишь вследствие изменения основы коллективных связей. Теперь её образуют "общие потребности и взаимодействия в их удовлетворении", которые не зависят о рода и племени, входящих в социальную общность субъектов.
Гражданское общество глубоко эгоистично, включая себялюбивых индивидов, объединяемых прежде сего нуждой. Поскольку каждый из них преследует собственные цели, коллективность эта подтверждена разного рода случайностями и нуждается в более высокой "форме всеобщности" - в государстве.
Таким образом, гражданское общество связующее звено, находящееся между разрозненными индивидами и государством как высшей формой человеческой организации [Гегель Г.В. // Соч. в 14 т. М., 1926-1956].
Само по себе гражданское общество выступает в гегелевской картине мира в крайне неприглядном свете. Входящая в него отдельная личность, "особенность как распространяющееся во все стороны удовлетворение своих потребностей, случайного произвола и субъективного каприза, разрушает в своих наслаждениях самое себя … с другой стороны, удовлетворение необходимых и случайных потребностей как подвергающееся бесконечному возбуждению, находящееся во всесторонней зависимости от внешней случайности и внешнего произвола, а также ограниченное властью всеобщности, случайно. Гражданское общество представляет нам картину столь же необычной роскоши, сколь и картину нищеты и общего обоим физического и нравственного вырождения". Выявленные здесь пороки гражданского общества должны были объяснить, по мысли Гегеля, необходимость его перехода в государственное состояние.
История XX века показала, что основные принципы гражданского общества - свобода личности, частная собственность и др. оказались жизнеспособнее всех других, и современный либерализм - идеология и религия гражданского общества - на данном историческом этапе, похоже, победила своих главных врагов - идеологии коммунизма и фашизма.
Это дало основание Фрэнсису Фукуяме, американскому профессору японского происхождения, летом 1989 года объявить, что главные противоречия современного мира разрешены, холодная война окончена и наступил конец истории, поскольку "решены все ранние противоречия и удовлетворены чело-веческие потребности", наступил постисторический период.
Но, по-видимому, такого рода исход не особенно нравится Фукуяме. "Конец истории печален, - пишет он. - Борьба за признание, готовность рисковать жизнью ради чисто абстрактной цели, идеологическая борьба, требующая отваги, воображения и идеализма, - вместо всего этого экономический расчёт, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворении изощрённых запросов потребителя".
В постисторический период нет ни искусства, ни философии, есть лишь тщательно оберегаемый музей человеческой истории. Однако всё это, вызывая у Фукуямы "ностальгию по Европе после 1945 года и надежду на то, что история, быть может, возьмёт новый старт", никоим образом не опровергает его выводов о победе на Западе в конце ХХ столетия идей либерализма, воплощённых в гражданском обществе.

2. Современное гражданское общество



Переходя к характеристике современного гражданского общества, в нём можно выделить три уровня общественных отношений.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница