Гражданское общество на западе и



Скачать 208.01 Kb.
Pdf просмотр
страница1/13
Дата23.07.2018
Размер208.01 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


И. Б. Левин

Гражданское общество на Западе ив России Электронный ресурс
URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Levin_1996_5.pdf


ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО НА ЗАПАДЕ ИВ РОССИИ
И.Б.Левин
Понятие гражданского общества относится к числу совсем недавно вошедших в наш обиход — отчасти этим можно объяснить его малую укорененность. По- видимому, даже без специально проведенных опросов можно утверждать, что это понятие все еще пребывает в нашей стране на довольно далекой периферии массового сознания. Тем самым, однако, судьба уберегла — пока — "гражданское общество" от той печальной участи, которая постигла такие понятия, как "демократия" и "рынок. Неумеренное и неосмотрительное их использование, а главное — контраст между возбужденными этими словами ожиданиями и той действительностью, которая явилась под их оболочкой, привели к тому, что "демократия" и "рынок" приобрели устойчиво негативную окраску в глазах едва лине большинства россиян. С "гражданским обществом" этого (еще) не произошло, но гарантий на будущее нет. Было бы любопытно проследить (например, с использованием кон тент на ли за) историю употребления термина "гражданское общество" в России за годы сначала перестройки. На первых порах это делали с оглядкой, сопровождая обязательным эпитетом "социалистическое" (1). Потом стали поминать все смелее и чаще с пылкой надеждой на выход из мрака тоталитаризма на лучезарные просторы свободного, самоуправляющегося и "самонастраивающегося" общества — но без сколько-нибудь ясного понимания, о чем идет речь. Определения гражданского общества той поры часто смахивали больше на описание "неформальной экономики" (гражданское общество есть желание и способность людей жить вне решений властей) (2). Можно было услышать, что нация вполне может дать индивиду то, что он ищет в гражданском обществе, и т.д. Вероятно, это и было одной из причин, по которым публицистическая мода на гражданское общество довольно скоро пошла на убыль. Как минимум прохладно отношение к гражданскому обществу у правящих политиков (у оппозиционных национал-патриотов оно изначально было не в чести. В сознании "верхов" гражданское общество, по-видимому, ассоциировалось с представлениями о неуправляемой социальной стихии, если непрямо с бунтом (в памяти администраторов, особенно из недавней номенклатуры КПСС, вряд ли стерлись воспоминания, например, о том, как в 1989 г. протестом экологистов был сметен первый секретарь обкома в Самаре, и некоторые другие сходные эпизоды. Во всяком случаев правительственных декларациях, в трактовке лозунга "Стабильность" "партией власти" вовремя парламентской кампании 1995 г, да ив выступлениях самого президента Б.Ельцина упоминания о гражданском обществе отсутствуют его нет никак ценности, никак перспективы. В свою очередь от лидеров "новой волны" (вспомним хотя бы А.Лебедя) можно услышать, что гражданское общество — если не блажь, то, во всяком случае, роскошь, которую могут позволить себе только тучные страны Запада, ноне Россия. Похоже, позиция всей правящей политической элиты в целом выражает своего рода молчаливое согласие с "отторжением завязей гражданского общества" (М.Гефтер). Допустим, что политиков можно понять. Но вот что пишут вполне академические специалисты "Длительное подавление гражданского общества существовавшими политическими институтами определило неуправляемый, часто разрушительный характер возрождения демократии в России, вытеснение в сферу стихийного, где единственно'возможным способом существования были формы протеста, придало формирующемуся гражданскому обществу конфликтный, агрессивный характер. Оно оказалось ориентированным прежде всего на уничтожение созданных ранее социальных институтов как объективации сознательного (несвободы) и поощрения стихийных тенденций общественного развития (свободы. Однако нарастаю-
ЛЕВИН Илья Борисович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН.


Каталог: files -> File
File -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия
File -> Народная художественная культура. Профиль Теория и история народной художественной культуры
File -> Цветков Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии программа
File -> Реферат на тему «Древнегреческий математик Пифагор и нумерология»
File -> Реферат Великие математики древности: Пифагор, Евдокс, Архимед
File -> Пояснительная записка Экзамен по дисциплине «Онтология и теория познания»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница