Гражданско-патриотическое воспитание



Скачать 70.43 Kb.
Дата10.05.2018
Размер70.43 Kb.

Гражданско-патриотическое воспитание

как фактор социализации личности учащихся

в современных условиях

Современный этап развития общества характеризуется глубинными переменами во всех сферах жизни, которые повлекли существенные изменения в педагогической теории и практике. Нестабильность сегодняшнего дня, социальная дифференциация общества, экономическая дезинтеграция, утрата духовно-нравственных ценностных ориентиров, деидеологизация воспитательного процесса привели к обострению проблем воспитания молодежи. Современная жизнь предъявляет человеку новые требования. Главными среди них являются: умение делать осознанный выбор в ситуации неопределенности и нести ответственность за свои действия, независимость убеждений, активная жизненная позиция, владение ценностями гражданского общества, умение адаптироваться в условиях социальных изменений и т.д.

В условиях коренных перемен в жизни нашей страны, сложных социально-экономических проблем как никогда становится важным обеспечение формирования у молодых людей гражданских качеств. Проблема гражданско-патриотического воспитания как фактора социализации учащихся возрастает в силу ее особой значимости для развития личности как феномена, интегрирующего интеллектуальную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы.

Социологические исследования последних лет показывают, что в настоящее время все более заметным становится отчуждение подростка от государства (низкий уровень гражданского самосознания, утрата патриотических чувств, агрессивность и экстремистские тенденции), от образовательного учреждения (потеря интереса к образованию), от коллектива (ослабление гражданской активности), от семьи (сложные взаимоотношения с родителями) и даже от себя самого (деформация гражданского сознания). Это означает, что процесс гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения проходит сложно, противоречиво, не в полной мере социализирует личность.

К социализации как феномену обращались в разное время отечественные и зарубежные ученые: педагоги, психологи, философы, социологи. Среди них: А.Г. Асмолов, Н.А. Бердяев, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, С.И. Гессен, В.А. Караковский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Р.А. Литвак, А.В. Мудрик, И.П. Подласый, Г.А. Цукерман и другие.

В условиях переоценки ценностей и смены идеалов проблема гражданско-патриотического воспитания как фактора социализации школьников является одной из приоритетных. Это находит подтверждение в нормативно-правовых документах, определяющих социальный заказ общества в области образования и воспитания. Среди них особая роль принадлежит Законам РФ и РТ «Об образовании», программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010 — 2015 годы», Конвенции о правах ребенка, Закону РФ "Об основных гарантиях прав ребенка», Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Национальному проекту «Образование», устанавливающим приоритет образования в государственной политике. В стране созданы различные центры гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи, фонды и организации, занимающиеся гражданско-патриотическим воспитанием.

Актуальность данного вопроса обусловлена: современными тенденциями образования, связанными с необходимостью реализации задач гражданско-патриотического воспитания школьников в условиях демократизации общества; повышением требований к качеству образовательного процесса и необходимостью совершенствования процесса гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающего социализацию школьников; не в полной мере реализованными возможностями в подготовке высококвалифицированных кадров, способных эффективно осуществлять гражданско-патриотическое воспитание школьников; неразработанностью концептуальных основ формирования гражданских качеств у школьников.

Одной из главных задач, стоящих перед современным образовательным учреждением в области гражданско-патриотического воспитания как фактора социализации учащихся, является преодоление последствий “безличной”, “бездетной” педагогики, идеологического насилия, восстановление целостности сознания, духовно-нравственного здоровья личности. Как известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания - нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Каждое образовательное учреждение самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые виды воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов. В связи с этим рамках единого образовательного пространства в Кировском районе г.Казани была создана комплексная программа по гражданско-патриотическому воспитанию "Во славу Отечества". Сроки реализации программы 2009 - 2015 г.г. Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ - воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечный результат реализации программы - формирование активной гражданской позиции и патриотического сознания учащегося, как основ личности будущего гражданина России.

Раскрытие сущности гражданско-патриотического воспитания в образовательном пространстве Кировского района осуществляется в парадигме интересов личности и стратегии гражданско-патриотического воспитания: от прав, интересов, достоинства личности – к обязанностям, долгу, ответственности перед обществом и государством.

В этой связи большое значение приобретает деятельность музеев учреждений образования Кировского района – одного из старейших районов города Казани, где работа по патриотическому воспитанию учащихся всегда была эффективна благодаря использованию методов и приемов музейной педагогики.   

Коллекции подлинников документов, личных вещей героев даёт возможность приобщить школьников к поисково-исследовательской работе по военной истории. Работа в музее способствует престижу военных профессий среди учащихся. Музеи вовлекают в свою работу подростков с девиантным поведением, что ведёт к положительной динамике снижения количества правонарушений среди учащихся. На базе музеев складываются интересные школьные традиции: уроки мужества, открытие обелисков, организация митингов, общешкольные праздники, посвящённые историческим датам, тематические акции, призванные формировать у школьников чувство долга и ответственности перед Отечеством.

На сегодняшний день в образовательных учреждениях Кировского района функционирует 20 музеев: девять из них – исторические музеи, семь – монографические, один естественно-научный, два этнографических, один литературный:

- музей боевой и трудовой Славы поселка Красная Горка школы № 8;

- музей дважды Героя Советского Союза Н.Г.Столярова школы № 32;

- музей боевой Славы 18 стрелковой дивизии 68-го стрелкового корпуса школы № 70;

- музей истории эвакогоспиталей Кировского района г.Казани школы № 81;

- музей героя М. Джалиля школы № 135;

- музей боевой и трудовой славы МВД РТ школы № 137;

- музей боевой и трудовой славы поселка Юдино школы № 151;

- музей боевой славы 274 Ярцевской стрелковой дивизии гимназии № 3;

- музей «История Заречья» (на базе школы № 81);

- геологический музей им. проф. В.Г. Халымбажда гимназии № 15;

- этнографические (школа № 135, гимназия № 15);

- литературный (школа № 70).

С целью популяризации деятельности школьных музеев Центром дополнительного образования детей «Заречье» совместно с районным информационно-методическим центром изданы сборники "Справочник – путеводитель музеев учреждений образования Кировского района" и "Реликвии музеев учреждений образования Кировского района", составителями которых стали активисты-школьники и руководители музеев учреждений образования района.

В школе № 32 на базе музея дважды Героя Советского Союза Н. Г. Столярова собраны материалы по ветеранам ВОВ своего микрорайона, действует школьный поисковый отряд. В школе № 137 наряду с пополнением музейных фондов и обновлением экспозиции школьного музея идет работа по увековечению памяти бойцов, умерших от ран в госпиталях Кировского района и захороненных на кладбище по ул. Окольная. Ребята из актива музея активно сотрудничают с Советами ветеранов, обществом «Отечество» и другими общественными организациями. В школе № 70 действуют три музея. На базе музея боевой Славы 18 стрелковой дивизии 68 стрелкового корпуса проходят музейные уроки, семинары, чтения, встречи, классные часы, открытые уроки. И хотя материал по военной истории этой дивизии уже собран и ветеранов – участников тех далеких событий в живых почти никого не осталось, ребята активно пропагандируют музей своей школы.

Активно сотрудничает с музеями учреждений образования историко-краеведческий клуб «Поиск» Центра дополнительного образования детей "Заречье" под руководством Г.А. Мюллера, преподавателя высшей квалификационной категории. Поисковым отрядом клуба ведется большая работа по изучению истории Кировского района, в том числе и в годы Великой Отечественной войны. Выбранный для изучения так называемый "местный материал" способствует формированию активной гражданской позиции, толерантности, формированию у ребят политико – правовой культуры. Социальные проекты, разработанные учащимися клуба, основаны на истории Заречья. Проект «Адмиралтейская слобода» был представлен президенту Республики Татарстан Р.Минниханову. Олеся Балтусова, советник президента РТ по вопросам культуры и архитектурного наследия города Казани, использует материалы клуба «Поиск» при решении вопросов, связанных с сохранением исторически значимых архитектурных и культурных памятников Адмиралтейской слободы с целью сохранения исторической самобытности города Казани.

Пятый год на базе Центра дополнительного образования детей "Заречье" существует историко-краеведческое научное общество учащихся "Зилант". На ежегодных исследовательских конференциях этого общества учащиеся учреждений образования района представляют свои работы по краеведению, экологии, деятельности школьных музеев и поисковых отрядов учреждений образования района.

Работа в школьном музее способствует развитию патриотических, гражданских, нравственных качеств и обобщению личностного социального опыта школьников. Здесь главным критерием социализированности личности выступает не степень ее приспособленчества, конформизма, а степень ее независимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности, инициативности, незакомплексованности, проявляющиеся в реализации социального и индивидуального. Отношение личности к процессу приобретения знаний играет важную роль в процессе социализации.

Социализация личности воспитанников должна проходить в процессе взаимодействия образовательных учреждений и социальных институтов, в системе интегрирования всех видов деятельности, необходимых для практического самоопределения каждого ребенка, развития его гражданско-патриотической позиции.



Главное - это объединение усилий образовательных, социальных, государственных структур, совместная деятельность которых сможет гарантировать высокий уровень социализации учащихся.

Колобова Ю.К., методист информационно-методического сектора отдела образования Кировского и Московского районов г.Казани
Каталог: attachments
attachments -> Рефлексивные процедуры на уроке: от теории к практике
attachments -> Пути реализации краеведческого подхода
attachments -> Организация предметно – пространственной развивающей среды по формированию культуры безопасности в доо
attachments -> Е. А. Воронина, к п. н., научный сотрудник лаборатории воспитания и социализации аоу во дпо «виро»
attachments -> Методические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
attachments -> Эссе по обществознанию (№36)
attachments -> О проведённой работе по выполнению мероприятий
attachments -> Ижевская государственная медицинская академия


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница