Говоря о структуре антикоррупционного правосознания, необходимо отметить, что оно состоит из антикоррупционной правовой идеологии и психологии



страница1/3
Дата28.07.2018
Размер91 Kb.
  1   2   3

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КАК СРЕДСТВО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

А.А.Чушкина, адъюнкт Московского пограничного института ФСБ России, korjakinmiit@rambler.ru
В статье проводится анализ одного из важнейших направлений противодействия коррупции – формирование антикоррупционного правосознания, раскрывается структура правосознания, формулируются причины дефектов правосознания и пути их устранения.

Ключевые слова: правосознание, коррупция, противодействие коррупции, антикоррупционное правосознание.


A.A.Chushkina. Formation of anticorruption sense of justice of military men as means of counteraction of corruption

The summary: in article the analysis of one of the major directions of counteraction of corruption – formation of anticorruption sense of justice is carried out, the structure of sense of justice reveals, the reasons of defects of sense of justice and a way of their elimination are formulated.

Keywords: sense of justice, corruption, corruption counteraction, anticorruption sense of justice.

____________________________________________________________________________

Высшее руководство страны не раз подчеркивало, что противодействие коррупции исключительно репрессивными мерами к желаемому результату не приведет. Президент Российской Федерации Д.А.Медведев наряду с юридическими и экономическими мерами противодействия коррупции отметил и меры по формированию правосознания1. В связи с этим актуальным становится вопрос формирования антикоррупционного правосознания граждан Российской Федерации.

Говоря о структуре антикоррупционного правосознания как разновидности правосознания2 вообще, необходимо отметить, что оно состоит из антикоррупционной правовой идеологии и антикоррупционной правовой психологии.

Благодаря научным исследованиям явления коррупции и разработкам теоретических основ противодействия коррупции, осуществленным как российскими, так и зарубежными учеными за последние десятилетия, а также деятельности государств на международном и внутриполитическом уровне по противодействию коррупции, стало возможным говорить о возникновении антикоррупционной правовой идеологии1.

В настоящее время в Российской Федерации существует большое количество научных и публицистических работ, посвященных вопросам познания феномена коррупции2. В этих работах коррупция изучается с различных точек зрения, рассматриваются ее проявления в различных сферах и институтах общества, в том числе в военной организации государства. Пресса насыщена информацией о фактах совершения правонарушений коррупционной направленности3. За пределами Российской Федерации коррупция и ее влияние на окружающую действительность также активно исследуется учеными4. В научных трудах раскрываются понятие и основные черты коррупции, рассматривается ее состояние в Российской Федерации и за рубежом. Среди причин коррупции выделяют социально-экономические и духовно-нравственные причины, несовершенство нормативных правовых актов и правоприменительной практики и другие. Большое внимание уделяется стратегии противодействия коррупции, раскрывается сущность, направления, принципы и технологии реализации антикоррупционной политики. Подготовлен антикоррупционный словарь1, а также военный антикоррупционный словарь2.

Мировое сообщество также не оставило без внимания проблему коррупции. На международном уровне действует ряд организаций, функционирование которых подчинено целям противодействия рассматриваемому негативному явлению. Среди наиболее известных – Transparency International и GRECO. На международном уровне подход к пониманию коррупции и мерам борьбы с ней был рассмотрен впервые в 1989 году на международном семинаре по проблеме коррупции в сфере государственного управления в Гааге (Нидерланды) под эгидой ООН3. В рамках деятельности ООН был принят ряд документов, содержащих основополагающие положения по противодействию коррупции. Наиболее значимые из них – Конвенция против коррупции, Декларация о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях, Международный кодекс поведения государственных должностных лиц4. В 1990 году Секретариатом ООН было подготовлено руководство «Практические меры по борьбе с коррупцией»5.

С момента своего образования Европейский союз также волнует вопрос противодействия коррупции. Советом Европы были приняты «Двадцать принципов борьбы против коррупции», Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию1. Комитет министров утвердил Модельный кодекс поведения для государственных служащих и Единые правила против коррупции при финансировании политических партий и избирательных кампаний2.

В Российской Федерации политический курс, направленный на искоренение коррупции в российском обществе, и в первую очередь в механизме функционирования государства, был принят высшим руководством государства относительно недавно. Из международных нормативных правовых актов Российской Федерацией ратифицированы лишь Конвенция ООН против коррупции3 и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации5 определяет коррупцию как одну из угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности и выделяет среди главных направлений государственной политики в этой сфере совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с коррупцией. Согласно этому нормативному правовому акту снижение уровня коррупции будет способствовать обеспечению национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан, а сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений относится к стратегическими рискам и угрозам национальной безопасности в экономической сфере. В Стратегии также говорится о том, что в целях обеспечения государственной и общественной безопасности реализуется Национальный план противодействия коррупции1. Этот План состоит из четырех разделов, раскрывающих меры по противодействию коррупции: по законодательному обеспечению противодействия коррупции, по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции, по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению и первоочередные меры по реализации Плана. Коррупция, говорится в данном документе, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации. В соответствии с Национальным планом противодействия коррупции был подготовлен проект Федерального закона «О противодействии коррупции», который был принят в декабре 2008 года2. Федеральный закон «О противодействии коррупции» является базовым нормативным правовым актом, определяющим основные принципы и организационные основы противодействия коррупции, меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции и другое. В настоящее время в Российской Федерации существует еще ряд нормативных правовых актов, осуществляющих правовое регулирование противодействия коррупции в государстве.

Хотя основы антикоррупционной правовой идеологии уже сформированы, говорить о ее стойком характере еще рано. Об этом говорят статистические показатели уровня коррупционной преступности, широко освещаемые в прессе. При этом необходимо отметить, что ее особенностью является высокая латентность. По оценке экспертов, количество выявленных случаев коррупции по отношении к их фактическому уровню колеблется в пределах 1 – 5 процентов1.

Социологические исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения, посвященные оценке состояния коррупции в российском обществе дали следующие результаты2. По сравнению с 2008 годом граждане Российской Федерации еще больше укрепились во мнении, что причина коррупции – в жадности, аморальности чиновников (44 против 39 процентов в 2008 г.).  Напротив, продолжает снижаться доля тех, кто усматривает корень проблемы в неэффективности  законодательства (с 37 процентов в 2006 г. до 34 процентов в 2009 г.). Реже всего россияне склонны видеть источник коррупции в низком уровне правовой культуры и законопослушания подавляющего числа населения  (18 – 21 процентов в 2006 – 2009 гг.). Женщины и малообразованные россияне чаще считают причиной коррупции жадность и аморальность чиновников (46 процентов и 60 процентов соответственно). Мужчины и обладатели среднего, высшего или неполного высшего образования наиболее склонны указывать на несовершенство законов (37 процентов и  37 – 38 процентов соответственно).

При этом 29 процентов опрошенных чаще всего не готовы к тому, чтобы проинформировать кого-либо о фактах коррупции. Доля таких респондентов наиболее высока среди россиян с начальным и средним уровнем образования (34 – 35 процентов). С прошлого года резко снизилась доля тех, кто согласился бы сообщить об этом правоохранительные органы (31 процентов против 22 процентов в 2009 г.).

49 процентов опрошенных сограждан уверены в том, что людям станет проще решать свои проблемы, если чиновники перестанут брать взятки. Чаще такое мнение высказывают россияне старше 60 лет (57 процентов). Им оппонируют лишь 12 процентов респондентов, по мнению которых, это осложнит ситуацию – в основном это респонденты моложе 34 лет (15 – 18 процентов). Наконец, 29 процентов опрошенных уверены в том, что отсутствие коррупции существенно не повлияет на решение проблем простых людей. Наиболее склонны к такому мнению россияне 35 – 59 лет (33 процента).

Почти каждый второй респондент отмечает, что ему никогда не приходилось давать деньги и подарки людям, от которых зависело решение проблем (47 процентов). Около трети россиян заявляют, что единичные случаи были (28 процентов), и  по сравнению с  2006 г. доля таких  респондентов снизилась.  20 процентов признают, что нередко прибегали к подобным действиям1.  

Как показывают результаты исследований, самой распространенной эмоцией, которая овладевает лицами, давшими взятку, является системная ненависть к государству, власти, политической системе (около 45 процентов респондентов). Это дополняется персонифицированной ненавистью к чиновнику, которому дана взятка (11 процентов). Важно, однако, заметить, что такими чувствами чаще других бывают обуреваемы образованные граждане средних возрастов (35 – 50 лет). Образованная же молодежь с высоким доходом чаще выбирает ответ: «Ничего не чувствовал, уже привык» (24 процента). Еще 13 и 12 процентов соответственно испытывают «удовлетворение тем, что удалось чиновника заставить работать на себя» или «удовлетворение собой, своим умением решать свои проблемы». Негативные эмоции, проецируемые на себя (стыд, страх, презрение к себе и т. п.), не набирают более 10 процентов2.

В результате анкетирования «Коррупция и Вооруженные Силы», проведенного В.М.Корякиным3, были получены следующие данные. На вопрос, согласны ли Вы с утверждением, что в современных Вооруженных Силах и других войсках в сфере отношений военнослужащих и воинских должностных лиц все продается и все покупается, 21 процент респондентов ответили, что полностью согласны, 53 процента – в основном согласны, 21 процент – не согласны. 22 процентам опрошенных часто, 44 процентам изредка приходилось лично оказываться в ситуациях, когда при помощи денег, подарков и иной благодарности важный для них вопрос решался в органах военного управления и воинскими должностными лицами быстрее и эффективнее, и 34 процентам опрошенных никогда не приходилось оказываться в таких ситуациях. Возникшие проблемы решались в форме передачи денежных средств у 26 процентов респондентов, дарением подарков у 46 процентов респондентов и путем оказания встречных услуг у 18 процентов.

Данные статистические показатели, не внушающие большого оптимизма, свидетельствуют о низком уровне развития правовых антикоррупционных установок граждан Российской Федерации. Коррупция в нашей стране воспринимается как обыденное явление, как неотъемлемая составляющая современного российского общества. Необходимо отметить то, что возраст, уровень образования, социальное окружение и социальный статус определяют в большей степени отношение человека к коррупционным правонарушениям. В настоящее время самым страшным для российской нации является то, что молодежь, воспитанная в эпоху культурных и экономических кризисов девяностых годов двадцатого века, но за которой будущее нашего государства, не только наиболее спокойно относится к коррупции, но и активно участвует в совершении коррупционных деяний. Распад СССР, крушение прежней достаточно четкой и жесткой идеологии, нестабильная политическая и экономическая ситуация в стране привели к сдвигу морально-нравственных принципов в российском обществе, и, соответственно, к деформации правосознания вообще. А недоверие к властям вылилось в неприятие или даже отрицание народом принимаемых ими нормативных правовых актов. В связи с этим обстоятельством у российских граждан развился стойкий правовой нигилизм. Как ни парадоксально это выглядит, но чем более высоким социальным статусом обладает должностное лицо, чем больше материальных и финансовых средств сосредоточено у него в руках и чем выше его доходы, тем более крупные и аморальные правонарушения коррупционного характера оно совершает.

Но дело не только в морально-нравственном кризисе, но и в менталитете российского народа. Взяточничество и мздоимство известно в нашем государстве испокон веков. Вопросы зарождения коррупции в системе государственной службы анализировал В.М.Корякин1. Раннее упоминание о посуле как незаконном вознаграждении за осуществление официальных властных полномочий в законодательстве Руси связано с Двинской уставной грамотой 1397 – 1398 гг. (Уставная грамота Василия I, выданная боярам двинским и всем черным людям двинской земли). Иная точка зрения свидетельствует о том, что понятие посула употребляется в смысле взятки начиная с Псковской Судной грамоты 1937 г. Первое начальное законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану II, а его внук Иван Грозный впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках. Все русские цари предпринимали те или иные попытки, в том числе и законодательного характера, чтобы искоренить коррупцию. Например, Петр I в 1714 г. издал Указ «О воспрещении взяток и посулов», которым было отменено поместное обеспечение чиновников и повышено их денежное содержание. В ноябре 1862 г. Александр II издает «антивзяточный» Указ «Об изыскании причин и представлении средств к искоренению сей язвы». Однако, как показывает история и нынешняя российская действительность, эффект от принимаемых мер был незначительный.

Наиболее ярко описывались основные постулаты поведения чиновников первой половины XIX века А.С. Грибоедовым в произведении «Горе от ума»: «Как станешь представляться к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку»2.

Таким образом, уровень коррупции в современном российском обществе и масштабы того ущерба, который она наносит механизму функционирования государства, не могли не привлечь внимание ученых и видных политических деятелей. В результате началось формирование научной и правовой мысли, составляющих основу антикоррупционной правовой идеологии.

Антикоррупционная правовая идеология – совокупность взглядов, идей, мнений о негативной социальной сущности коррупции, о той угрозе, которую она представляет благосостоянию как всего государства, так и отдельным его институтам, причинах и последствиях коррупции, а также возможных направлениях противодействия ей.

Антикоррупционная правовая психология – совокупность чувств, эмоций, переживаний, настроений, привычек, определяющих негативную оценку коррупции и являющихся основой правомерного поведения.

Отставание развития антикоррупционной правовой психологии от антикоррупционной правовой идеологии обусловлено несколькими причинами:

1) изменение общественного сознания – процесс более длительный и сложный, нежели формирование идеологии;

2) правовое сознание граждан Российской Федерации деформировано достаточно глубоко, а активные меры по противодействию коррупции стали по инициативе высшего руководства государства предприниматься не более двух лет назад;

3) менталитет российских граждан предопределяет определенную склонность к коррупционному поведению, обусловленную в определенной степени особенностями исторического развития России.


Библиографический список:


Каталог: files
files -> Истоки и причины отклоняющегося поведения
files -> №1. Введение в клиническую психологию
files -> Общая характеристика исследования
files -> Клиническая психология
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница