Государственная Третьяковская галерея



Скачать 144.01 Kb.
страница1/4
Дата25.08.2018
Размер144.01 Kb.
  1   2   3   4

"Государственная Третьяковская галерея" (заочная экскурсия)

Цель: Изучение истории Государственной Третьяковской галереи.

Задачи:


  • Знакомство с жизнью и деятельностью Павла Михайловича Третьякова, произведениями Третьяковской галереи;

  • Развитие художественного восприятия и вкуса, аналитического мышления обучающихся;

  • Формирование художественно-эстетического отношения к изобразительному искусству.

 Зрительный ряд: Презентация “Государственная Третьяковская галерея”

Ход урока



Слайд 1. “Государственная Третьяковская галерея”.

Слайд 2. Цель и задачи мероприятия.

Слайд 3. Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье, где располагается здание Третьяковской галереи, знают не только москвичи. Чтобы увидеть бесценные сокровища национального искусства, в галерею едут со всех концов нашей страны люди всех профессий, разных поколений, взрослые и дети. Это крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий мировую известность. Третьяковская галерея стала поистине народным музеем.

Слайд 4. Основателем галереи был московский купец Павел Михайлович Третьяков - страстный коллекционер, /1832-1898/, человек широко образованный. На протяжении многих лет он тщательно и любовно собирал картины русских художников.

Слайд 5. В 1872 году Третьяков начал постройку первых залов будущей галереи, пристраивая их к дому в Лаврушинском переулке, где он жил сам.

Слайд 6. Первые покупки художественных произведений, сделанные Павлом Третьяковым, относятся к середине 1850-х годов. У него появились картины, написанные маслом, в основном голландских мастеров, но позднее Третьяков отдал предпочтение русским художникам. И к началу 1860-х коллекция Третьякова насчитывала несколько десятков картин не только его современников, но и художников предшествующих десятилетий. Особое внимание коллекционера было обращено в сторону молодого реализма. “Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, – писал он в конце 1850-х годов,  –  …дайте мне хоть грязную лужу, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника”.

Слайд 7. На первых порах он покупал работы своих еще мало известных современников, одной из которых является картина Василия Григорьевича Худякова "Стычка с финляндскими контрабандистами" (1853).

Картина одной из первых появилась у Третьякова в 1856 году. Этот год и считается временем рождения Третьяковской галереи. Это произведение, написанное в духе романтизма: динамичная композиция, драматическая окраска события. Худяков в данной картине показывает обреченность группы контрабандистов, которые не смогут уйти от преследующих их жандармов. Группа верховых жандармов расположена по диагонали, идущей вниз, что усиливает впечатление движения. Группа контрабандистов разбита; некоторые из них успели сесть в лодку, часть только подходят к ней. Обе группы композиционно составляют треугольник, острый угол которого приходится на фигуры контрабандистов, не успевших сесть в лодку. Такое художественное решение создает ощущение драматизма событий и обреченности контрабандистов.



Слайд 8. В 1860 году, впервые отправившись за границу по делам своего Торгового дома и для самообразования, Павел Михайлович Третьяков составил завещательное письмо. В нем были примечательные строки: "Капитал же сто пятьдесят тысяч р. серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музея или общественной картинной галереи ...". Один из старейших сотрудников основателя музея вспоминал, что Третьяков "определенно говорил: "Картины будут принадлежать всему народу". И нам, служащим галереи, постоянно внушал, что мы охраняем и заботимся о народном достоянии". Павел Третьяков желал "собрать русскую школу, как она есть, в последовательном своем ходе". "Я беру… только то, что нахожу нужным для полной картины нашей живописи", – писал он в одном из писем Л.Н.Толстому. Со многими художниками Третьякова связывала искренняя дружба. Подчас покупка произведения определяла дальнейшую творческую судьбу мастера.

Слайд 9. Одним из ярких художников, чьи картины также нашли место в галерее Павла Третьякова, был Василий Григорьевич Перов. Он, несомненно, использовал традиции Павла Федотова, но вместе с тем пошел дальше своего предшественника и осмелился коснуться таких тем, о которых Федотов даже не смел мечтать. В начале своего творческого пути Перов с безжалостной критикой обрушился на жизнь и нравы русского духовенства.

Центральной картиной этого круга является “Сельский крестный ход на Пасхе”, которая написана в 1861 г. Содержание и образный строй этого холста стали подлинно новаторскими. Священник, который едва держится на ногах, непочтительно зажал в руке крест. На крыльце растянулся мертвецки пьяный причетчик с кадилом. Одетый в лохмотья крестьянин несет перевернутую икону. Картина разоблачает убожество жизни и темноту русской деревни того времени. не всем пришелся по вкусу. "Слухи носятся, – писал Третьякову художник В.Г. Худяков, – будто бы Вам от Священного Синода скоро сделают запрос: на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично?" Павел Михайлович вынужден был дать властям подписку, что картина не будет выставляться на всеобщее обозрение. Но немало работ Перова позднее пополнили коллекцию.



Слайд 10. Реалистическое направление живописи второй половины XIX века поднимало "больные вопросы" общества, которые волновали и Третьякова. Не случайно в собрании появился "Неравный брак" (1862) Василия Владимировича Пукирева (Кстати, кое у кого фамилия “Пукирев” вызывает глупое хихиканье – так вот, знайте, что “пукирь”, или “пухирь” в некоторых русских говорах означает “пузырь” - кто-то из предков художника должно быть отличался малым ростом и полнотой. “Пукирев” - это “Пузырев”, вполне нормальная фамилия). Сюжет картины — неравный брак молодой красивой девушки и богатого старика. Вокруг равнодушные лица, лишь один молодой человек, скрестив руки осуждающе смотрит на пару. Считается, что в этом человеке художник изобразил себя, как бы выражая свой протест.

Слайд 11. Но венчание со старым и нелюбимым было еще не самым худшим. Более мерзкая ситуация представлена на картине художника Николая Васильевича Неврёва (1830-1904) “Воспитанница”. Бедная сирота, воспитанная из милости в доме богатых родственников, соблазнена сыном хозяйки дома – красавцем-офицером. Следствия ее падения уже скрыть нельзя. И вот энергичная мамаша “разруливает” ситуацию. Найден подходящий человечек – возможно, из подчиненных хозяина, мелкий чиновник. Ему обещано повышение по службе, хорошее приданое за невестой и прочие блага в обмен на согласие жениться на “опозоренной”. Вот он стоит, презрительно косясь на будущую невесту, но уже заранее на все согласный – ведь кроме материальных благ он получит и красавицу-жену, а что она “с изъянцем” - это даже хорошо, будет чем попрекать ее всю жизнь! На обручение приглашен священник, все честь по чести… А “виновник торжества” боится даже взглянуть на обесчещенную им девушку – совестно. Он крутит красивый ус, делает вид, что он тут не при чем и мечтает, чтобы поскорее все закончилось. Девушка, конечно согласится. Она знает, что в случае отказа ее могут выгнать из дома – что тогда ждет ее и будущего ребенка?

Неврев многие свои произведения посвятил драматической судьбе русской женщины, гибнущей в условиях “темного царства”. Не остались в стороне от этой темы и многие другие художники.



Слайды 12-18. Под песню Надежды Кадышевой “У церкви стояла карета”.

Третьяков, конечно, был неравнодушен в этом отношении и в 1860 году написал в своем завещании:"… капитал /8186 р./ и что вновь приобретется в торговле … прошу употребить на выдачу в замужество бедных невест, но за добропорядочных людей".



Слайд 19. До нашего времени дошло совсем немного картин, написанных Николаем Густавовичем Шильдером. "Искушение" — одна из них. Чистый образ девушки (и это подчеркивается художником белой кофточкой героини) противопоставлен сводне, пытающейся соблазнить несчастную браслетом. И все же картина примечательна, она вторая (или первая) из двух картин, приобретенных П.М. Третьяковым и положивших начало великому собранию произведений русских художников. А это означает, что молодой купец — коллекционер, патриот — что-то нашел в ней (возможно, безыскусность и простоту) и приобрел наряду со "Стычкой с финляндскими контрабандистами" Василия Худякова.

Слайд 20. Современников восхищали природный ум и требовательный вкус Третьякова. Он покупал картины даже вопреки мнению критики, запрету цензуры, давлению признанных авторитетов. Если работа оказывалась у Третьякова, то для художников это было равнозначно общественному признанию. Он пользовался особым доверием живописцев, ему первому они показывали свои новые произведения в мастерских или на выставках, часто накануне вернисажа.

Слайд 21. История Третьяковской галереи неразрывно связана с Товариществом передвижных художественных выставок, и именно передвижники представлены здесь наиболее полно. Они были убеждены в том, что задачей искусства является служение "серьезным интересам народа", и задумали знакомить со своим творчеством русскую провинцию. Третьяков разделял их убеждения, и в то же время морально и материально поддерживал художников. Во многом благодаря Третьякову передвижники смогли сохранить идейную и творческую самостоятельность. Один из западных критиков даже назвал эту "независимую группу художников", "живописцев национального быта и нравов" – "Третьяковскою школой".

Слайд 22. На I-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, где экспонировалось 47 работ, Третьяков приобрел картину Алексея Кондратьевича Саврасова "Грачи прилетели" (1871) Исаак Левитан так отзывался о картине: "Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, тающий снег и на первом плане несколько березок, на которых уселись прилетевшие грачи, - и только... Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу".


Каталог: media -> cms page media
cms page media -> Задания Ответ
media -> О. А. Сапрыкина Кафедра иберо-романского языкознания Португальская национально-культурная идентичность в дискурсивной парадигме
media -> «Основные тенденции в материальном и духовном выборе современной молодежи»
media -> Рабочая программа дисциплины социальная работа с молодежью Наименование дисциплины
cms page media -> Конкурс молодёжи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «моя законотворческая инициатива»
cms page media -> Методические материалы разработаны в рамках Комплексной программы просвещения и формирования ценностей семейной жизни среди детей, подростков и родительской общественности в Тюменской области на 2015-2019 годы
cms page media -> Рабочая программа по русскому языку для 5 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница