Государственная политика занятости в республике беларусь. Совершенствование пенсионного



Скачать 192.5 Kb.
страница1/2
Дата01.03.2018
Размер192.5 Kb.
ТипСтатья
  1   2

МАТЕРИАЛЫ

для информационно-пропагандистских групп

21 марта 2016г.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН
Важнейшую роль в реализации социальной политики белорусского государства играет обеспечение эффективной занятости населения.

Конституцией Республики Беларусь (статья 41) гражданам гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей.

«Мы делали порой невозможное для того, чтобы право на труд не осталось на бумаге, а было реализовано в жизни. Вся социально-экономическая политика в нашей стране подчинена достижению этой цели», – подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на VII Съезде Федерации профсоюзов.

Государство способствует обеспечению максимально возможной занятости населения.

Основными задачами политики занятости являются стремление к достижению сбалансированности спроса и предложения с использованием экономических регуляторов рынка труда, повышения гибкости рынка труда за счет стимулирования трудовой мобильности и миграции, развития предпринимательства и самозанятости, трудовой активизации и адаптации безработных к новым условиям на рынке труда.

Государственное воздействие на занятость и безработицу является неотъемлемой частью общей системы экономической и социальной политики любого цивилизованного государства.

В 1991 году в целях создания условий для реализации права граждан на труд, получения ими бесплатной государственной помощи в трудоустройстве, профориентации, подготовке и переподготовке, а также для социальной защиты временно незанятых граждан был введен в действие Закон "О занятости населения Республики Беларусь".

Законом был определен порядок признания неработающего гражданина республики безработным, а также определены права и обязанности безработного.

В сложившихся социально-экономических условиях стратегия политики государства заключается в поддержании занятости населения, допускающей безработицу в социально допустимых пределах.

Проведение эффективной политики на рынке труда означает:

- содействие оптимальной сбалансированности между наличием рабочих мест и количества работающих;

- создание условий для получения гражданами необходимых знаний и навыков для осуществления выбранной ими трудовой деятельности;

- предоставление работы всем желающим;

- удовлетворение потребностей экономики в рабочей силе;

- обеспечение минимального дохода в случае временной нетрудоспособности.

В современных условиях для нормального развития рынка труда большое значение приобретает региональная политика. В целях повышения эффективности использования трудовых ресурсов в области ежегодно разрабатываются мероприятия по содействию занятости населения, являющихся составной частью Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь.

Реализация мероприятий направлена на решение проблем занятости и обеспечения социальной защиты граждан, временно оказавшихся без работы. Мероприятия разрабатываются при взаимодействии органов государственного управления, нанимателей, общественных организаций. В них определяются основные направления и приоритеты по реализации государственной политики в области обеспечения занятости населения. Это трудоустройство граждан на созданные рабочие места и имеющиеся вакансии, профессиональная подготовка и переподготовка безработных, организация оплачиваемых общественных работ, обеспечение целевой поддержки и социальной защиты граждан, потерявших работу.

Всего за содействием в трудоустройстве в службу занятости Гомельской области за последние пять лет, обратилось более 230 тысяч граждан, из которых было зарегистрировано в качестве безработных более 150 тысяч человек.



В управление по труду, занятости и социальной защите Мозырского райисполкома обратилось более 21,6 тыс. граждан, зарегистрировано безработными 14,9 тыс. человек.

Около 144 тысяч человек, в том числе более 100 тысяч безработных Гомельской области, получили помощь в трудоустройстве с 2011г. по 2015г. В Мозырском районе трудоустроено 14,0 тыс. человек, в том числе около 10,3 тыс. безработных.

Важным направлением мер активной политики на рынке труда является профессиональное обучение граждан. В целях повышения конкурентоспособности на рынке труда за счет средств Фонда социальной защиты населения обеспечена профессиональная подготовка и переподготовка по Гомельской области более 11,5 тысячи безработных, в Мозырском районе 1,4 тыс. чел.

К основным проблемам обеспечения занятости населения относится трудоустройство наиболее уязвимых групп населения, и усиление мер по их государственной поддержке. Одной из ключевых задач в этой связи является содействие в трудоустройстве граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и особо нуждающихся в социальной защите: молодежи; инвалидов; лиц из числа детей-сирот; родителей в многодетных и неполных семьях; граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД.

Данным категориям населения государство гарантирует занятость путем создания дополнительных рабочих мест, установления брони для приема на работу.

За пятилетний период обеспечена адаптация к трудовой деятельности более 300 инвалидов, в Мозырском районе – 30 инвалидов, создано 70 специализированных рабочих мест (в рамках финансирования и компенсации).

В целях содействия организации предпринимательской деятельности и развития самозанятости за период с 2011 по 2015 год в области 2375 безработных получили финансовую поддержку в виде субсидий, в Мозырском районе – 195 безработных.

В целях формирования мотивации к труду учащейся и студенческой молодежи на временных рабочих местах в свободное от учебы время ежегодно из средств Фонда социальной защиты населения предусматриваются средства на организацию вторичной занятости молодежи.

Ежегодно на временных рабочих местах работает более 4-х тысяч учащихся. Всего с 2011 года трудоустроено около 25 тысяч учащихся, в Мозырском районе – 2,2 тыс. учащихся и студентов.

В целом, меры, принятые исполнительными и распорядительными органами области в части обеспечения занятости населения в рамках ежегодно разрабатываемых Государственных программ содействия занятости населения Республики Беларусь, позволили сохранить контролируемую ситуацию на рынке труда региона, с высоким уровнем занятости населения.

Вместе с тем, с конца 2014 года под воздействием неблагоприятных внешнеэкономических факторов (снижение объема белорусского экспорта, особенно в Россию, падение мировых цен на нефть и др.) на Гомельщине, как и в целом по республике наблюдается снижение спроса на рабочую силу, неполная занятость, частичное высвобождение работников, рост напряженности на рынке труда и, как следствие, увеличение числа обращений граждан в службу занятости за содействием в трудоустройстве.

В целях изучения ситуации и принятия управленческих решений по обеспечению занятости населения в области организован еженедельный мониторинг, который позволяет контролировать обращения граждан в органы по труду, занятости и социальной защите по регистрации безработных.

Продолжается работа с нанимателями, направленная на обеспечение своевременного и полного предоставления ими в органы по труду, занятости и социальной защите сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий).

Благодаря проводимой работе число вакансий, заявленных в органы по труду, занятости и социальной защите Гомельской области, увеличилось за январь – март 2016 года почти в два раза и по состоянию на 1 апреля 2016 года составило 6,4 тысячи вакансий, при этом снизился и коэффициент напряженности который на 1 апреля 2016 года составил 1,3.



В Мозырском районе количество вакансий увеличилось в 3,8 раз (со 193 по состоянию на 01.01.2016г. до 746 на 14.04.2016г.), коэффициент напряженности – 1,2.

Органами по труду, занятости и социальной защите с участием заинтересованных проводятся консультации для граждан и нанимателей по вопросам трудового законодательства, законодательства о занятости населения, социальной защите.

В нашей стране распространение неполной занятости, снижение спроса на рабочую силу и другие негативные явления на рынке труда носят временный характер и будут преодолены по мере стабилизации экономики.

Вместе с тем в предстоящий пятилетний период ситуация на рынке труда будет формироваться в условиях дальнейшего перераспределения рабочей силы между отраслями экономики. Динамика отраслевой структуры занятости до 2020 года будет характеризоваться сокращением численности работников в промышленности и сельском хозяйстве. Данные тенденции во многом обусловлены модернизацией производства и внедрением ресурсосберегающих технологий, ростом производительности труда и сокращением избыточной численности занятости. Более высокие темпы сокращения уровня занятости в сельском хозяйстве будут связаны с сокращением численности трудоспособного населения в сельской местности.

Реализация государственной политики в области обеспечения занятости населения в предстоящей пятилетке будет осуществляться в рамках подпрограммы «Содействие занятости населения» государственной программы «Социальная защита и содействие занятости 2016-2020».

Основной целью подпрограммы «Содействия занятости населения» будет являться создание условий, способствующих повышению эффективности использования трудового потенциала Республики Беларусь, которые включают в себя правовые, организационные, институциональные, экономические, контрольные мероприятия и иные.

Достижение цели подпрограммы предусматривается по двум основным направлениям:

- обеспечение эффективной занятости путем стимулирования структурной перестройки производств и ускорения процесса перераспределения высвобождаемых работников, ликвидации разрыва между профессиональным образованием и потребностями рынка труда;


- реализация мер активной и пассивной политики занятости (совершенствование комплекса активных мер содействия занятости населения, в том числе безработных, и системы социальной поддержки безработных граждан).

Каждое из указанных направлений предусматривает комплекс задач, решение которых будет способствовать достижению поставленной цели.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН
В целях адаптации пенсионной системы к изменениям социально-демографической ситуации уже несколько лет идет пенсионная реформа, которая основывается на принципах «Пенсия должна зарабатываться», «Чем больше стаж и заработок, тем выше пенсия», «Чем позже назначается пенсия, тем она выше».

Одним из первых заметных шагов стало совершенствование подходов к предоставлению пенсии за работу во вредных условиях труда - создана отдельная дополнительная профессиональная пенсионная система. С 1 января 2009 года в республике введено профессиональное пенсионное страхование, досрочные пенсии по условиям труда постепенно выводятся за рамки общей пенсионной системы.

Существенно увеличен минимальный стаж работы с уплатой взносов, необходимый для назначения пенсии, - с 5 до 15 лет 6 месяцев. К 2025 году он будет постепенно доведен до 20 лет (повышается ежегодно на полгода). Тем самым практически уравниваются периоды формирования права на пенсию и ее получения.

При этом сохранен прежний 5-летний стаж для социально уязвимых категорий - многодетных матерей с пятью детьми, инвалидов с детства и их родителей и др.

На пять лет повышен пенсионный возраст для тех, кто не отработал минимального страхового стажа.

С 2015 года введено правило об исчислении размера пенсии с обязательным учетом сведений о заработке по данным персонифицированного учета. Это способствует легализации доходов.

Чтобы стимулировать людей к зарабатыванию пенсии, усилено влияние на ее размер каждого года длительного стажа, высокого заработка граждан. В результате максимальный размер пенсии по возрасту у неработающего получателя (при стаже 40/45 лет, индивидуальном коэффициенте заработка 5,0 и выше) превышает минимальный размер этой пенсии в 3,1 раза, а социальную пенсию тех, кто не выработал стаж, - в 6,1 раза.

Установлены возрастающие «премии» за отложенный выход на пенсию. Отказ от пенсии на 5 лет позволяет увеличить ее в среднем в 1,7-1,8 раза.

Но учитывая, что предстоящие демографические изменения будут очень интенсивные, принятых мер недостаточно.

Удельный вес лиц в пенсионном возрасте в общей численности населения республики увеличился с 13,6% в 1960 году почти до 25% в 2015 году и, по оценке специалистов, к 2030 году составит 30%.

Если сейчас каждый четвертый житель Беларуси – пенсионер, то через 15 лет это будет уже каждый третий (при условии, что пенсионная возрастная планка останется на нынешней отметке).

Причем это будет происходить на фоне снижения численности населения в трудоспособном возрасте (лица с 16 лет). Если в предыдущие годы рынок труда прирастал на 100–120 тыс. человек, то после 2017 года будет только 90–80 тыс.

Сейчас на 100 работников приходится 61 пенсионер, в 2020 году пенсионеров будет 66, а в 2030 году, как ожидается, станет уже 78.

Свою роль играет и позитивная тенденция роста продолжительности жизни в Беларуси. Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении с 2005 года увеличилась у мужчин на 5 лет (с 62,9 до 67,8 года), у женщин – более чем на 10 лет (с 67,8 до 78,4 года).

В настоящее время в республике продолжают трудиться
663 тыс. пенсионеров
, по области – свыше 84 тысяч человек, в Мозырском районе более 7,0 тыс. человек. Важным индикатором пенсионного обеспечения является соотношение средней пенсии по возрасту и средней заработной платы работников. Вследствие демографических изменений этот показатель начал снижаться: в 2001 году он равнялся почти 45%, в 2008 году – 44%, в 2015 году – 41,7%. Если ничего не менять, то для сохранения стабильной выплаты пенсий в социально приемлемом размере потребуются значительные финансовые вливания.

Важно сохранить количество граждан в трудоспособном возрасте и стабилизировать (то есть не увеличивать) число пенсионеров. Это позволит не допустить снижения уровня пенсий - без перекладывания ответственности, связанной с чрезмерной нагрузкой по содержанию пенсионеров, на наших детей.

В связи с этим 11 апреля 2016г. Президентом Республики Беларусь принят Указ №137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения», которым предусмотрено повышение общеустановленного пенсионного возраста с 1 января 2017г. ежегодно на 6 месяцев до достижения возраста мужчинами 63 лет, женщинами 58 лет.

Повышение пенсионного возраста будет осуществляться постепенно, с 1 января каждого года – на шесть месяцев, одновременно для обоих полов, с сохранением действующей пятилетней разницы в пенсионных возрастах у мужчин и женщин.




Каталог: uploads -> documents
documents -> Ключевые аспекты послания президента республики беларусь а. Г. Лукашенко белорусскому народу и национальному собранию республики беларусь
documents -> Государственная политика в сфере здравоохранения как составляющая социально ориентированного государства
documents -> Социокультурная политика белорусского государства ключевой фактор укрепления единства нации
documents -> Барышева Ольга Игоревна
documents -> Принятие ребенка на воспитание в семью – великое, доброе дело. Приемные родители дают ребенку возможность жить и воспитываться в семье, узнать, что такое родительская любовь и забота, возможность самому научиться любить других
documents -> Духовно-нравственные ценности семьи как основа национальной демографической безопасности Беларуси


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница