Государственная дума федерального собрания



Скачать 81.93 Kb.
страница1/2
Дата20.05.2018
Размер81.93 Kb.
ТипЗадача
  1   2


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

совместно с Комитетом по международным делам,

Комитетом по образованию и Комитетом по культуре

РЕКОМЕНДАЦИИ

парламентских слушаний на тему:

«Языковое многообразие Российской Федерации:

проблемы и перспективы»
7 октября 2010 года г.Москва
Российская Федерация – одно из крупнейших многонациональных государств в мире, где проживает более ста восьмидесяти народов, которые говорят более чем на двухстах тридцати языках и диалектах. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, сыгравшие историческую роль в формировании российской государственности.

Многообразие национального, религиозного и языкового состава населения, многовековой опыт межкультурного взаимодействия, традиции учета государством интересов всех народов, проживающих в Российской Федерации, высокая степень участия институтов гражданского общества в реализации государственной национальной политики, определяют основные особенности современного этнокультурного развития народов Российской Федерации.



Задача современной государственной национальной политики в Российской Федерации состоит в укреплении духовной консолидации многонационального народа России в единую гражданскую нацию при сохранении этнокультурного и языкового многообразия.

Конституцией Российской Федерации гражданам Российской Федерации гарантировано право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, что соответствует нормам международного права.

Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 г. N 1807-I "О языках народов Российской Федерации" языки народов Российской Федерации объявлены национальным достоянием, гарантированы равные права и средства защиты языков (социальные, экономические, юридические); предусматривается финансирование соответствующих государственных программ, возможность создавать письменность на родном языке, проводить исследования всех языков народов России, организовывать воспитание и обучение на родном языке независимо от численности представителей этнических групп и в соответствии с их потребностями; признается допустимым в местах компактного проживания наряду с русским языком и государственными языками республик, в официальных сферах общения использование языка населения данной местности.

Часть 1 ст. 68 Конституции РФ определяет, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Одновременно в ч. 2 указанной статьи предусмотрено право республик в составе России устанавливать свои государственные языки в органах государственной власти и органах местного самоуправления. В государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

В Российской Федерации недопустима пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих установленным конституционным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иные нарушения законодательства Российской Федерации о языках народов Российской Федерации.

Россия сегодня сохраняет вековой статус многонационального государства. Народы Российской Федерации имеют свои культурные корни, особые и свойственные им пути национального и культурного развития. Литература народов России в мировое культурное пространство вошла благодаря русскому языку, который вобрал в себя многое из того, что создавалось фольклором, литературой, наукой и способствовало взаимопроникновению традиций народов России.

Культурное воспитание независимо от национальности и вероисповедания человека не только прививает нравственные устои, национальную и религиозную терпимость, уважение к вере и обычаям других народов, но и не оставляет места для национальной и религиозной розни, ростков терроризма и экстремизма.

В 19 субъектах России наряду с государственным языком Российской Федерации также признаются государственные языки республик, перечисленные в конституциях субъектов Российской Федерации.

С 2009 года реализуется совместная программа Совета Европы, Европейской Комиссии и Министерства регионального развития Российской Федерации «Национальные меньшинства в России: развитие языков, культуры, СМИ и гражданского общества», в рамках которой ведется работа с целью анализа соответствия Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств (далее - Хартия) российскому законодательству, оценки финансово-экономических последствий его имплементации и особенностей применения мониторингового механизма Хартии в России. Создана рабочая группа российских и зарубежных экспертов, проводятся «круглые столы», семинары и общественные слушания, в нескольких субъектах Российской Федерации реализуются пилотные проекты, направленные на моделирование имплементации Хартии.

В руководящий комитет проекта вошли представители Министерства регионального развития РФ, Министерства культуры РФ, Министерства образования и науки РФ, Министерства иностранных дел РФ, а также Федерального Собрания РФ и Общественной палаты РФ.

Хартия наряду с Рамочной Конвенцией о защите национальных меньшинств является одним из правовых инструментов Совета Европы, призванных обеспечить защиту национальных меньшинств.

Хартия была принята Комитетом Министров Совета Европы и открыта для подписания в 1992 году, а вступила в силу в 1998 г. 8 стран – членов Совета Европы подписали Хартию без ратификации: Азербайджан, Македония, Исландия, Италия, Мальта, Молдова, Франция и Россия (подписала 10 мая 2001г.).

25 государств подписали и ратифицировали Хартию: Австрия, Армения, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Испания, Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Украина, Финляндия, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция.

Опыт стран-участниц Хартии показывает, что государства берут обязательства по небольшому числу языков и процедура ратификации у многих европейских государств требует достаточно длительного времени. Например, в Чехии (где действие Хартии распространено на 4 языка) и в Германии (7 языков), между подписанием и ратификацией прошло 6 лет, в Дании (1 язык) – 8 лет, в Австрии – (8 языков) и в Испании (15 языков) - 9 лет, в Люксембурге (0) – 13 лет.

Вместе с тем, можно констатировать, что ситуация с реальным многоязычием в Российской Федерации уникальна для Европы. При этом российские и зарубежные эксперты признают, что законодательство Российской Федерации в данной сфере обеспечивает высокий стандарт защиты языков меньшинств и в целом соответствует Хартии.

По мнению российских экспертов, этнополитические последствия ратификации и имплементации Хартии Российской Федерацией представляются неоднозначными. Так, вызывает затруднения заложенная в Хартии возможность правового признания различных уровней защиты для разных языков, и даже разной степени защиты одного и того же языка в различных субъектах Российской Федерации. В российской ситуации это означает признание различий в правовом статусе граждан России и может послужить источником конфликтных ситуаций.

Кроме того, специального изучения требует вопрос о спросе на перечень услуг на родных языках, предусмотренных Хартией. Также требует уточнения порядок применения мониторингового механизма Совета Европы для Российской Федерации, в силу того, что в случае ратификации Хартии под ее защиту в Российской Федерации может подпасть более 160 языков, а с учетом диалектов – более 230.

Таким образом, с учетом специфики языковой ситуации в Российской Федерации представляется целесообразной дальнейшая проработка вопроса об этнополитических, административных, организационных и финансовых последствиях ратификации Хартии.

Обсудив поставленные вопросы, участники парламентских слушаний отмечают:

-уникальное для Европы этнолингвистическое и этноконфессиональное многообразие России;

-высокий по сравнению с большинством европейских государств существующий уровень обеспечения языковых прав в Российской Федерации;

-многообразие форм и уровней (федеральный, региональный, местный) правового регулирования вопросов обеспечения языковых прав;

-важность международных правовых инструментов для расширения форм защиты языковых прав национальных меньшинств;

-необходимость укрепления государственных и общественных инструментов, направленных на обеспечение языковых прав народов России;

-необходимость продолжения работы по изучению языковой ситуации в Российской Федерации и языковых потребностей российских граждан, имеющихся возможностей защиты языков российским законодательством и применимости для России положений Хартии.
В целях реализации задач по устойчивому развитию многонационального общества Российской Федерации, укрепления единства российской гражданской нации и этнокультурного развития народов, участники парламентских слушаний считают необходимым рекомендовать:


Каталог: upload -> site1 -> document news
site1 -> Мо мвд россии «зуевский» анализ и оценка оперативной обстановки на территориях
site1 -> Слухи как элемент сетевой коммуникации в интернет-пространстве современной России
site1 -> Примерные темы рефератов
site1 -> Кандидатский экзамен «История и философия науки»
site1 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социально-психологический тренинг профессионального общения»
site1 -> Национальная безопасность
site1 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины и отдельных тем слушателями заочной формы обучения
site1 -> Вопросы для экзамена по дисциплине «Философия» специальность
site1 -> Теория государства и права
document news -> Комитет гд РФ по делам национальностей


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница