Глобализация финансовых рынков и обеспечение государственного суверенитета



Скачать 143.28 Kb.
страница1/4
Дата04.06.2018
Размер143.28 Kb.
  1   2   3   4

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА
А.А.Ефремов,

к.ю.н., преподаватель юридического факультета

Воронежского государственного университета

yefremov@law.vsu.ru


Развитие экономических отношений, в том числе и финансовых, характеризуется процессами интеграции и глобализации. Современный финансовый капитал, превратившись в глобальный, выполняет функцию созидателя больших экономических пространств и катализатора изменений экономических отношений, параметров и институтов [Миргородская, 2007, с. 11].

Данные процессы пока не получили надлежащего осмысления в российской юридической науке. В экономической науке в последние два года подготовлен целый ряд диссертационных исследований, посвященных различным аспектам экономической глобализации [Абрамкина, 2007; Беспалов, 2007; Макаревич, 2007; Трегубов, 2007; Галлеев, 2006; Анилионис, 2007; Круглов, 2007; Дудоров, 2007; Банникова, 2007; Тушканов, 2007; Добронравова, 2007], финансовой глобализации [Жукова, 2007; Никитина, 2007], глобализации финансовых рынков [Власенкова, 2007], мировому финансовому рынку [Дмитриев, 2007], глобальному финансовому рынку [Мамедов, 2007]. Изучение данных вопросов активно осуществляется и за рубежом [Stiglitz 2003, 2004; Wolf , 2004; Silverstein, 2003].

По мнению генерального директора Французского института международных отношений Тьерри де Монбриаля, «суть экономической реальности, называемой глобализацией, заключена в финансовой сфере. Свобода перемещения капиталов росла по мере развития информационно-коммуникационных технологий и преодолевала границы, стирая одновременно различия между формами вложения капитала и частной собственности, на которых прежде основывались монетарные системы и экономические теории» [Де Монбриаль, 2007].

В правовой науке проблемы глобализации изучены в меньшей мере – это вопросы правовой системы в целом [Архипова, 2006], государственности [Абдрафиков, 2006], соотношения суверенитета и надгосударственности [Моисеев, 2007], международного и внутреннего права в инвестиционной сфере [Саенко, 2007].

Основным принципом правового регулирования отношений в данной сфере является принцип свободного движения капитала или финансовых средств. Он закрепляется как в конституционном праве некоторых федеративных государств (например, ч. 1 ст. 8 Конституции РФ 1993 г., ч. 4 ст. 1 Конституции Боснии и Герцеговины 1995 г.), так и международном и европейском праве (например, ст. ст. 56-60 Договора о Европейском Союзе (Маастрихского договора) 1992 г. в редакции Амстердамского договора 1997 г, Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества 2000 г., Соглашение о формировании Единого экономического пространства 2003 г.).

Но если в рамках конституционно-правового регулирования данный принцип служит обеспечению единства экономического пространства государства и развитию экономики, обеспечивая тем самым государственный суверенитет, то широкое его использование в международно-правовом регулировании не столь однозначно. В настоящее время, например, доля глобальных инвесторов на российском фондовом рынке составляет около 50% [Кашин, Наранпаева, Овчеренко, 2007], с конца 2003 года большая часть сделок с российскими акциями стала осуществляться на зарубежных фондовых биржах.

По мнению А. Шайо, «современным демократиям приходится обслуживать гораздо более масштабное и более важное в социальном отношении государство; они должны решать общественные проблемы, требующие более динамичной, быстрой реакции, чем во времена Токвиля. В эпоху электронной котировки биржа может развалиться за десять минут, увлекая за собой национальную и мировую экономику. Поэтому механизм конституционных решений для большей эффективности должен удовлетворять и новым требованиям» [Шайо, 2001, с. 20].

Ярким примером такой ситуации является кризис на финансовом рынке, начавшийся в США в 2007 г. и перекинувшийся на другие страны, который Дж.Сорос назвал сильнейшим за последние 60 лет [Сорос, 2008].

Сложный характер влияния процессов глобализации на государственный суверенитет в последнее время все больше отмечается учеными-конституционалистами. Например, по мнению В.Д. Зорькина, «именно сейчас от международного сообщества специалистов по конституционному праву особенно требуется точный анализ современного понятия полноценного суверенитета» [Зорькин, 2004].

По мнению С.Н. Сильвестрова глобализация диктует модернизацию моделей социальной организации, к которым относятся прежде всего национальные государства. Национальные власти шаг за шагом теряют возможность эффективно использовать такие традиционные рычаги макроэкономического регулирования, как импортные барьеры и экспортные субсидии, курс национальной валюты или ставка рефинансирования центрального банка…. Возникает несоответствие полномочий у традиционных государственных институтов принятия решений и международных институтов или надгосударственных органов, в руки которых быстро переходит контроль над основными ресурсами и экономическими процессами. Нарастает объем полномочий, делегируемых от государства наднациональным органам и универсальным глобальным организациям. Первыми сворачиваются функции проведения самостоятельной денежно-кредитной, экспортно-импортной и валютной политики [Сильвестров , 2008, с. 5-6].

Все активнее развивается процесс унификации публично-правовых механизмов государственного регулирования отношений на национальных финансовых ранках. Большую роль здесь играет деятельность международных экономических организаций. В сфере банковского надзора – это «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора» 2006 г., разработанные Базельским комитетом по банковскому надзору. В сфере регулирования рынка ценных бумаг – это «Цели и принципы регулирования в области ценных бумаг» 1998 г., разработанные Международной организации комиссий по ценным бумагам. В сфере страхования – «принципы» и «руководства» Международной ассоциации страхового надзора.

Однако международно-правовые механизмы регулирования общественных отношений, в том числе и деятельность международных организаций, может представлять угрозу государственному суверенитету. Так, В.Д. Зорькин, характеризуя ситуацию с обращениями российских граждан в Европейский суд по правам человека, отмечает, что речь идет «о системном кризисе нашей правовой системы… Как следствие этих системных изъянов проявляется явно ненормальная гипертрофированная тенденция, когда наднациональная правовая система - Европейский суд все в большей степени замещает российскую правовую систему… Здесь уже возникает проблема суверенности нашего государства» [Зорькин, 2007].

В новейших диссертационных исследованиях по политологии деятельность международных организаций рассматривается как одна из внешних угроз современной политической безопасности в России [Дармокрик , 2007, с. 11].

В ряде из вышеупоминавшихся работ ученых-экономистов содержатся предложения о широком использовании зарубежного и международного регулирования отношений на финансовом рынке без какого-либо анализа потенциальных угроз государственному суверенитету в данной сфере.

Так, Т.В. Никитина обосновывает необходимость осуществления глобального, интегрированного финансового надзора, считает необходимым определить режим банковского надзора в РФ в соответствии с мировыми тенденциями [Никитина, 2007, с. 6-7-8].

Г.В. Жукова обосновывает значимость зарубежного опыта интеграции капитала, включенного в инвестиционную деятельность [Жукова, 2007, с. 6].

А.А. Цыганов обосновывает необходимость активизации включения страхового рынка России в процесс глобализации экономики [Цыганов, 2007, с. 12, 45]. По мнению О.В. Глазковой, «необходимо и в России применение методов контроля за деятельностью страховщиков, используемых за рубежом» [Глазкова, 2007, с. 18].

В.В. Жиренко определяет в качестве направления совершенствования валютного регулирования «либерализацию и приведение в соответствие с международными нормами» [Жиренко, 2006, с. 8].

Значительно меньшее число работ затрагивает вопросы обеспечения национальных интересов, национальной безопасности и государственного суверенитета при формировании и реализации политики правового регулирования отношений на финансовых рынках.

В.Р. Галлеев, на основе комплексного анализа традиционных моделей рекомендаций, навязываемых МВФ кредитуемым странам и направленных на полную либерализацию своих валютных рынков и своевременное обслуживание внешних долговых обязательств, делает вывод, что эти страны более подвержены влиянию мировых, локальных и региональных валютно-финансовых кризисов [Галлеев, 2006, с. 7].

По мнению А.В. Макаревича, необходимо усиление государственного регулирования национальных хозяйств в условиях глобализации. Ослабление роли национальных государств, возрастание роли ТНК и международных организаций в регулировании процессов на уровне отдельных национальных хозяйств, способно привести к целому ряду негативных последствий: утрате экономического суверенитета; разрушению устойчивых основ развития национального предпринимательства; усилению политической и экономической зависимости стран от ТНК; искажению национальных приоритетов развития; переводу больших сегментов национальных экономик под управление извне и «выдавливанию» национального капитала. В условиях глобализации изменение форм государственного регулирования экономики должно быть, в первую очередь, направлено на ограничение негативных последствий свободного движения капитала [Макаревич, 2007, с. 6-7].

Таким образом, в современной экономической науке при исследовании процессов глобализации в сфере финансовых рынках недостаточно уделяется внимание ее негативным факторам, в том числе угрозам государственному суверенитету.

Как уже отмечено автором, в правовой науке комплексного анализа указанных вопросов до настоящего времени не проводилось. В этой связи интересен анализ программных документов органов государственной власти РФ (концепций, доктрин, стратегий) в сфере регулирования финансового рынка и его элементов.


Каталог: data
data -> Конспект лекций Санкт-Петербург 2007 г
data -> Федеральное государственное автономное образовательное
data -> Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по направлению
data -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
data -> Примерная тематика рефератов для сдачи кандидатского экзамена по философии гуманитарные специальности, 2003-2004 уч
data -> Программа дисциплины для направления 040201. 65 «Социология» подготовки бакалавра
data -> Программа дисциплины «Э. Дюркгейм вчера и сегодня
data -> Методика исследования журналистики
data -> Источники в социологии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница