Главная цель программы — развитие личности ребёнка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности



Скачать 373.35 Kb.
страница1/2
Дата28.07.2018
Размер373.35 Kb.
  1   2

Актуальность

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с ФГОС НОО является формирование навыков учебной деятельности. Достаточный для младшего школьника уровень её сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований как существенного результата образования в начальной школе. ФГОСС НОО устанавливает определённые требования к образовательным результатам, достижение которых должно быть обеспечено при освоении учениками программы начальной школы: кроме предметных к ним отнесены метапредметные и личностные результаты. Программа развивающих занятий «Психологическая азбука» в полной мере отвечает этим требованиям, в ходе реализации этой программы предусматривается решение следующих задач психолого-педагогического сопровождения ФГОС НОО:



  1. содействие благополучной адаптации учащихся 1-х классов к условиям школьного обучения;

  2. психологический мониторинг/оценка достижения планируемых школой в Основной образовательной программе НОО образовательных результатов, прежде всего — личностных и метапредметных;

  3. совместное с учителем проектирование типовых задач формирования универсальных учебных действий у обучающихся;

  4. участие в формировании универсальных учебных действий (в первую очередь — коммуникативных и личностных) у обучающихся во внеурочной деятельности в соответствии с Программой формирования учебных действий;

  5. психологическое информирование и просвещение родителей по актуальным вопросам образования детей с учётом результатов психологического мониторинга/оценки достижения планируемых результатов (личностных и метапредметных).

Главная цель программы — развитие личности ребёнка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности.

Основная концептуальная идея программы — самопознание и личностное развитие учащихся через работу с материалом психологии как науки и с психологическим материалом как содержанием внутреннего мира каждого конкретного ученика, через построение связи между этими пространствами посредством метафоризации психологических представлений.

Основной принцип программы — принцип метафоризации психологических представлений, благодаря которому достигается единство общего материала психологии с психологическим материалом конкретной личности. Метафоризация психологических представлений реализуется через использование средств сказкотерапии как особого направления психологии, нацеленного на развитие самосознания и новых форм взаимодействия ребёнка с другими. Максимально используя личностный потенциал ученика, программа учит детей замечать проявления психологических фактов, закономерностей вокруг себя, в повседневной жизни, в своём поведении и поведении окружающих.

Программа развивающих занятий «Психологическая азбука» призвана решить следующие задачи:

а) в первом классе Программа направлена на формирование личностных и коммуникативных УУД:


  1. помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к школьным условиям;

  2. познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии;

  3. учить методам и приёмам познания себя;

  4. учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания;

  5. помочь детям осознать ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;

  6. познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека;

  7. познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»

  8. научить детей осознавать и называть собственные переживания;

  9. помочь осознать свои задатки и способности;

  10. ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения.

б) во втором классе Программа направлена на раскрытие творческого потенциала личности ребёнка, что реализуется через развитие его познавательной деятельности, поэтому важнейшей задачей является:

  • формирование базового умения учиться, предполагающего целый комплекс необходимых качеств:

* умение наблюдать и замечать, воспринимать и понимать смысл учебных задач;

* осознание способов выполнения действий;

* сформированные навыки самоконтроля, самооценки и рефлексии;

* волевые качества, произвольность внимания, памяти, мышления;

* достаточно высокий уровень саморегуляции;

* творческое воображение;

* развитые мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация.

в) в третьем классе Программа направлена на создание такой ситуации обучения, при которой дети учатся, общаясь, и одновременно учатся общаться, и соответственно этому решает следующие задачи :



  • развитие навыков рефлексии, способности к самоанализу, умения отвечать за свои поступки;

  • знакомство с элементарными понятиями психологии общения;

  • развитие умения осознавать свои психологические особенности, проявляющиеся в общении с другими людьми;

  • развитие умения понимать внутренний мир другого человека через внешние проявления в деятельности и общении;

  • знакомство с правилами эффективного взаимодействия в общении и простейшими способами разрешения конфликтов;

  • развитие навыков сотрудничества при решении разнообразных проблем в процессе обучения;

  • развитие умения добиваться успеха без соперничества;

  • развитие самоуважения и уважения к другим людям;

  • формирование навыков эмпатии и сопереживания;

  • обучение элементарным умениям эмоциональной саморегуляции в общении.

г) в четвёртом классе, т. к. проблема общения становится наиболее актуальной (четвероклассники скоро станут младшими подростками), Программа также направлена на создание такой ситуации обучения, при которой дети учатся, общаясь, и одновременно учатся общаться. Пропедевтическая работа в этот период направлена на то, чтобы сделать возникающий кризис менее болезненным и здесь решаются следующие задачи:

  1. развивать навыки рефлексии, способность к самоанализу, умению отвечать за свои поступки;

  2. познакомить с элементарными понятиями психологии общения, помочь увидеть их значение в обыденной жизни;

  3. развивать умение осознавать свои психологические особенности, проявляющиеся в общении с другими людьми;

  4. учить пониманию внутреннего мира другого человека через внешние проявления в деятельности и общении;

  5. познакомить с правилами эффективного взаимодействия в общении и простейшими способами разрешения конфликтов;

  6. развивать навыки сотрудничества при решении разнообразных проблем в процессе обучения;

  7. научить добиваться успеха без соперничества;

  8. развивать самоуважение и уважение к другим людям;

  9. формировать навыки эмпатии и сопереживания;

  10. обучить элементарным умениям эмоциональной саморегуляции в общении.

Для достижения планируемых личностных и метапредметных результатов в ходе решения обозначенных задач целесообразно начинать проведение занятий по Программе развивающих занятий «Психологическая азбука» именно с 1-го класса и заканчивать в 4-м классе, чтобы таким образом учащиеся проходили весь цикл полностью.

Теоретические положения программы:


Теоретической (психолого-педагогической) основой программы развивающих занятий явились:

1. концептуальные положения теории Л. С. Выготского, В.В.Давыдова, Эльконина Д.Б.: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, об учете зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; о системно-деятельностном подходе; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации программы.

2. положения гуманистической и когнитивной психологии:

* ориентация на потенциал собственного роста ребёнка, на его стремление к самоактуализации, использование талантов, способностей, возможностей;

* уважение к индивидуальности ребёнка;

* стремление к искренности и открытости во взаимоотношениях между людьми;



* ориентация в работе с клиентом на решение проблем при помощи их осознания и, как следствие, адекватного эмоционального реагирования, признание ответственности человека за свои действия и их последствия для своего нормального бытия и роста.

Практическая значимость программы: создание эффективной системы развивающей работы, входящей в систему психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, основанной на идее преемственности и взаимосвязи учебных программ.
Тематический план занятий для учащихся 1-х классов

занятия

Название занятия

Количество часов


Каталог: files
files -> Истоки и причины отклоняющегося поведения
files -> №1. Введение в клиническую психологию
files -> Общая характеристика исследования
files -> Клиническая психология
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница