Гипотеза множественности миров



Pdf просмотр
страница1/188
Дата25.05.2018
Размер5.01 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   188

Российская Академия Наук
Институт философии
А.В. Серёгин
ГИПОТЕЗА МНОЖЕСТВЕННОСТИ МИРОВ
В ТРАКТАТЕ ОРИГЕНА О НАЧАЛАХ»
Москва
2005


УДК 14
ББК СВ авторской редакции
Рецензенты кандидат филос. наук ТЮ. Бородай кандидат филос. наук В.В. Петров
С-32
Серёгин А.В. Гипотеза множественности миров в трактате Оригена О началах. – М, 2005. – 200 с.
Ориген Александрийский (185–254 гг. н.э.) – один из наиболее значительных и спорных мыслителей в истории раннехристианской церкви. Принадлежащий его перу трактат О началах, дошедший до нас преимущественно в латинском переводе 4 в, содержит в себе ряд метафизических и космологических гипотез неортодоксального характера. В данном исследовании подробно рассматривается одна из этих гипотез, предполагающая существование множества миров дои после нынешнего мира. Для анализа философского содержания данной гипотезы, а также решения вопроса о степени ее аутентичности, привлекаются тексты
Оригена, сохранившиеся в греческом оригинале Серёгин А.В., 2005
© ИФ РАН, 2005


3
Предисловие
Читатель, открывающий какое-нибудь стандартное пособие по истории ранней христианской мысли с целью получить общие сведения обучении Оригена Александрийского гг. н.э.), как правило узнает, что этот великий богослов был сторонником целого ряда впоследствии отвергнутых христианской традицией концепций, среди которых обычно упоминаются вечность тварного мира, предсуществование душ, всеобщее спасение, распространяющееся на демонов и даже самого дьявола, и некоторые другие. В числе такого рода концепций традиционно фигурирует и множественность сменяющих друг друга миров или «эонов»
1
. Но стоит обратиться к более специальным исследованиями подобное представление о взглядах Оригена оказывается значительно поколебленным. Дело не только в том, что все перечисленные концепции получают в трудах различных ученых альтернативные и порой противоречащие друг другу толкования. На самом деле среди этих теорий нет ни одной, само наличие которой в оригеновской мысли не отрицалось бы тем или иным иссле- дователем.
Впрочем, возникновение прямо противоположных интерпретаций оригеновского учения восходит еще ко временам расцвета христианской патристики. Уже в ту эпоху Оригену удалось заслужить репутацию как одного из основоположников богословской мысли (во всяком случае для грекоязычного христианства, таки еретика. Эту специфическую ситуацию хорошо иллюстрируют слова В.В.Болотова, сказанные им водном частном письме. Объясняя своему адресату, кто такой
Ориген, он говорит следующее Это – звезда первой величины в ряду катехетов (профессоров богословия) Александрийского огласительного училища (в 1/2 II века первой христианской академии) и едва лине самое славное имя в христианском мире его времени, – человек, труды которого составляют эпоху в истории богословской мысли, – алмазный и «мед-




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   188


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница