Гипотеза лингвистической относительности: теоретический анализ и эмпирические данные



Скачать 191.2 Kb.
Pdf просмотр
страница1/13
Дата12.05.2018
Размер191.2 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13



ISSN 2076-7099
Психологический журнал
Международного университета природы, общества и человека «Дубна»
Dubna Psychological Journal
№ 2, с. 11-24, 2014 www.psyanima.ru
11
Гипотеза лингвистической относительности:
теоретический анализ и эмпирические данные

Т.В. Терещенко, О.А. Гончаров

Статья содержит теоретический анализ проблемы лингвистической относительности
и эмпирические данные как классических, так и современных исследований, посвященных ее
проверке в области цветовосприятия, классификации предметов, символизма в языке,
сравнения величин. Описано не публиковавшееся ранее авторское исследование
категориального цветоразличения.

Ключевые слова: гипотеза лингвистической относительности, гипотеза Сепира-Уорфа,
этнолингвистика, восприятие цвета, фокальные цвета, вербальная интерференция
цветоразличения, межкатегориальное и внутрикатегориальное различение цветов.
В литературе можно встретить несколько названий, обозначающих одну и ту же гипотезу: гипотеза Сепира-Уорфа (сокращенно – ГСУ), гипотеза лингвистической относительности, классическая гипотеза лингвистической детерминации.
Эта гипотеза возникла в 30-х годах XX века и была сформулирована во время лекций Бенджамином Ли Уорфом (1897 – 1941), который более последовательно и радикально изложил некоторые идеи своего учителя – Эдварда Сепира (1884 – 1939).
Именно потому одно из ее названий подчеркивает авторство обоих ученых. Название же «гипотеза лингвистической относительности» принадлежит лично Уорфу [10].
Для начала приведем краткую и наиболее обобщенную формулировку гипотезы
Сепира-Уорфа: язык определяет мышление и способ познания [1]. Эта гипотеза, если глубже вдуматься, содержит в себе два аспекта: собственно лингвистическую относительность (утверждение, что люди, говорящие на разных языках, постигают и отображают реальность по-разному) и лингвистическую детерминацию (утверждение, что именно язык является причиной этих различий). Детерминизм такого рода крайне сложно доказать, поэтому исследования касаются скорее собственно лингвистической относительности [7].
В своей радикальной формулировке гипотеза Сепира-Уорфа в настоящее время почти не имеет сторонников, проверке подвергаются более мягкие ее варианты.
Например, Чарлз Хоккет формулировал идею о лингвистических различиях следующим образом: «языки отличаются друг от друга не столько тем, что в них можно выразить, сколько тем, что в них легче выразить» [17, p.122]. А американский психолог
Роберт Солсо в своей книге «Когнитивная психология» (1988) высказал предположение, что особенности языка зависят от общих потребностей людей разных культур, и закрепившись в языке, значимые (т.е. связанные с выживанием) для людей аспекты действительности осваиваются следующими поколениями. В этом высказывании мы видим двустороннюю связь мышления и языка в отличие от классической гипотезы Сепира-Уорфа [9].
Значение ГСУ для науки (особенно психологии) крайне велико, так как гипотеза поднимает фундаментальный вопрос о взаимодействии языка и мышления, о том, что из них первично. Разрешение этой проблемы может способствовать резкому скачку в науках о человеке, культуре, природе и многих других [7].
Однако Э. Сепир и Б. Уорф не являлись единственными и первыми, кто изучал связь языка и мышления. Наиболее ранними исследованиями этой проблемы принято считать работы немецкого философа и языковеда Вильгельма фон Гумбольдта (1767 –




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница