Геополитика раскола Руси



Скачать 381.19 Kb.
страница1/6
Дата14.04.2018
Размер381.19 Kb.
  1   2   3   4   5   6

Александр Дугин

Геополитика раскола Руси

Видео http://poznavatelnoe.tv/dugin_rus_raskol


Александр Дугин – профессор МГУ, лидер Международного Евразийского Движения, философ, политолог, социолог, http://dugin.ru
Александр Дугин: Сейчас мы поговорим о геополитике раскола. Но прежде чем говорить о геополитике раскола, давайте ещё раз чуть-чуть остановимся на некоторое время на геополитике Московского царства. Почему? Потому что на самом деле, именно в тот период, период с конца ΧV по вторую половину ΧVII века, в эти 200 лет формируется окончательно геополитическая идентичность России.
Вся русская история может быть разделена на три периода.

Предшествующая к Московскому царству, как бы движение к Московскому царству. Этот период можно назвать созреванием геополитической идентичности. С колебаниями, с возможностями бифуркации, то есть выбора того или иного пути, с конкуренцией различных геополитических полюсов на окончательную структуру русской истории. Московский период представляет собой ту эпоху, когда эти тенденции поиска геополитической идентичности или определение геополитической идентичности, достигает своего апогея, кульминации.


Таким образом, существует: домосковский период, московский период и послемосковский период. Мы живём в послемосковском периоде.

1. До московского периода идентичность России формируется.

2. В московский она окончательно кристаллизуется и фиксируется.

3. И потом уже в нынешний период, весь последующий период, последующий за ΧVII веком, мы, как бы, живём следствиями, выводами из московского периода.


Поэтому московский период – это кульминация русской истории. В этот период подытоживается предыдущее, закладывается будущее. Это очень принципиально.

Теперь именно в этот период, московский, Россия окончательно складывается как самобытная цивилизация - совершенно самостоятельная цивилизация.


Цивилизация, резко отличная от европейской цивилизации, где доминирует

- Католицизм,

- Феодализм, феодальная модель аристократии.

- И совершенно специфическое социально-политическое устройство Европы. То есть Россия перестаёт быть Европой.


Если раньше европейское измерение присутствует в русской истории, как возможность, и как полюс её западных территорий, как определённая модель, как определённая альтернатива пути развития. После московского периода, начиная с московского периода, европейский путь для России отныне закрыт. Россия больше не Европа, это больше не современное государство, которое никогда таким не было, уже и не будет. То есть здесь, в этот московский период окончательно формируется неевропейская идентичность Руси.
Второй вопрос. Но в этот период окончательно формируется (именно в московский) и не азиатская идентичность Руси. Потому что Русь получает независимость и свободу от Орды и начинает интегрировать ордынское пространство с севера на юг со стороны леса в сторону степи. Здесь Георгий Вернадский принципиально ставит очень важную точку, что русская история с геополитической точки зрения, – это противостояние леса и степи. Московское царство - это интеграция степи под эгидой леса. Южных степей Евразии под эгидой северных лесов Евразии.
Русская идентичность, сформировавшаяся в Московском царстве, представляет собой не европейское явление и не азиатское явление. А нечто самостоятельное. Славянофилы и представители русской консервативной патриотической линии философии считали, что в московский период окончательно кристаллизуется самобытная русская цивилизация. Уникальная цивилизация: цивилизация наряду с европейской и наряду с азиатской. Очень специфическая, нерасторжимая, неразделимая, обладающая своей самобытной уникальной структурой.

- То есть, Россия как цивилизация – это московский период.

- До него - это путь к России как к цивилизации.

- После него - выведение последствий и результатов из московского периода.


Поэтому московский период, с точки зрения цивилизационного анализа, с точки зрения геополитики, с точки зрения идентичности, нашей сегодняшней идентичности, в том числе, имеет уникальное значение. Именно этот период в истории необходимо изучать снова и снова, возвращаясь к нему как к матрице того, что происходит сегодня и как к кульминации того, что происходило до него.
Поэтому московский период, с точки зрения русской истории, обладает колоссальным значением:

- Тогда Россия сформировалась как цивилизация.

- Тогда сформировалось представление о святой Руси.
Именно тогда Русь, в полном смысле, становится святой.

- После того когда берёт на себя функции быть оплотом православия в мире, где нет больше православного царства.

- Когда русский царь берёт на себя функции. Русский князь московский берёт на себя функции императора василевса, всего православного мира.

- Когда русские становятся народом богоносцем. До этого мы были частью православной игумены. Стали исключительным народом богоносцем. И одновременно открытым народом богоносцем для других народов.


Именно в этот период. На самом деле третий Рим, идея плавающего Рима формируется именно тогда Москва – третий Рим.
Таким образом, наше понимание исторической миссии, что на русских возложена историческая миссия, сохранять свою культуру перед лицом Запада Европы и перед лицом Азии - это формируется именно тогда. То есть русские – это значит московские. Это принципиально. Мы, на самом деле, являемся носителями этого московского периода, и сегодня, продолжая эту линию, и к этому мы шли. До московского периода, как я описал с помощью сложной геополитической диалектики. Когда социальные, идентификационные, религиозные, политические модели колебались между собой. Когда был выбор между разными путями развития. Это первое.
Русская идентичность, русская цивилизация как таковая, как цивилизация, не европейская и не азиатская формируется в этот период Московской Руси. Поэтому это настолько важно. И поэтому мы должны и будем к нему обращаться снова и снова. Отсюда символизм Москвы. Москва как восточная столица, которая находится принципиально восточнее Польско-Литовского княжества. Это дополнительные измерения, которые Европа обнаружила как то, что находится за её пределами. Став, таким образом, значимым другим. В социологии знаете, что такое значимое другое. Это то, в отношении которого мы определяем свою собственную идентичность. Европа в значительной степени определяет свою идентичность по отношению к русским.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница