География школьной парты нетрадиционные способы размещения учащихся на занятиях



Скачать 447.7 Kb.
Pdf просмотр
страница1/4
Дата30.01.2018
Размер447.7 Kb.
  1   2   3   4


Александр Савенков

ГЕОГРАФИЯ ШКОЛЬНОЙ ПАРТЫ


Нетрадиционные способы размещения учащихся на занятиях
Описанными способами размещения учащихся на занятиях за счет особой организации пространственного расположения их учебных мест не ограничиваются все возможности активизации механизмов коллективного учебного взаимодействия. Существуют и менее распространенные, но вполне возможные и весьма эффективные варианты размещения.
Как, например, разместить учащихся, работающих в паре?
Первоначально мы считали, что для работы в паре детей целесообразнее расположить так, как это представлено на схеме 5.
Схема 5. Размещение учащихся для работы в паре
Опыт показал, что стулья учащихся, поставленные строго напротив друг друга, в процессе взаимного обучения непременно смещаются относительно центральной линии (один вправо, другой влево).


В итоге оказывается, что школьники непроизвольно садятся не напротив друг друга, а со смещением. Видимо, в размещении напротив завуалированно присутствует направленность на агрессию, которая возможна в дискуссии, но не требуется в ситуациях взаимного обучения.
В ситуациях когда паре ставится задача на кооперацию (выполнение совместной работы), детям оказывается более комфортно сидеть рядом, а не напротив, пусть даже со смещением.
Поэтому работа в паре требует тонко подстраивать размещение детей, учитывая характер их учебной деятельности.
Для работы в небольшой группе (3–4 ребенка), по нашим наблюдениям, действуют те же закономерности, что проявились при учебной работе в паре.
Все зависит от того, какую совместную деятельность мы выстраиваем.
Здесь важно, о каком виде взаимодействия идет речь – о кооперации или о конкуренции.

Конкуренция или учебные турниры и пространственное
размещение учащихся

Интересны в плане организации и методики проведения занятий формы конкурентного взаимодействия учащихся в больших по составу группах.
Один из самых продуктивных способов коллективного конкурентного взаимодействия может быть осуществлен путем деления класса на две равные по количеству группы. Для этого ученические места лучше всего расставить так, как это представлено на схеме 6.
Схема 6. Размещение детей на занятии для коллективной дискуссии
В этом случае мы моделируем ситуацию группового состязания, где группы противостоят друг другу. Естественно, что это противостояние интересно и эффективно, когда у каждого участника есть собственное мнение по обсуждаемой проблеме. Обычно мы выясняли, кто какой точки зрения придерживается, и объединяли по этому принципу детей.


Каталог: wp-content -> uploads -> 2016
2016 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Этнография» Студентам очного отделения бакалавриата Чита 2014 (075. 4)
2016 -> Особенности демографических процессов в современном обществе в контексте социального воспроизводства населения
2016 -> Программа вступительного испытания в аспирантуру по курсу «Философия» Донецк-2015 программа
2016 -> Методические указания по изучению курса Для студентов заочного факультета
2016 -> Закон республики таджикистан "о молодежи и государственной молодежной политике"
2016 -> Что такое толерантность в межнациональных отношениях?
2016 -> Библиопанорама
2016 -> Объяснительная записка


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница