Гендерные различия в отношениях российских предпринимателей к конкуренции и партнерству



страница1/21
Дата01.07.2018
Размер1.91 Mb.
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


Институт психологии Российской академии наук

На правах рукописи

ТИТОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

В ОТНОШЕНИЯХ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

К КОНКУРЕНЦИИ И ПАРТНЕРСТВУ

Специальность 19.00.05 – Социальная психология

Диссертация на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Научный руководитель –

доктор психологических наук,

профессор В.П. ПОЗНЯКОВ
Москва, 2007

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 4


Приложение А. Когнитивный подход к анализу поведения субъекта

во взаимодействии

Приложение Б. Методика стандартизированного интервью предпринимателей

Приложение В. Результаты факторного анализа данных

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Достаточно активный интерес к гендерной проблематике, сформировавшийся в науке за последние десятилетия, связан с изучением новых форм социального взаимодействия мужчин и женщин, возникающих вследствие устаревания традиционного распределения между ними социальных ролей. Продолжающееся становление научных исследований в этой области определяет то, что многие психологические аспекты гендерного поведения относятся к категории малоизученных, и это в полной мере относится к гендерным особенностям экономического поведения и деятельности предпринимателей в частности.

Актуальность проводимого нами исследования определяется рядом противоречий, сложившихся в современном обществе:

– между важностью роли предпринимательства в развитии экономики российского общества и дефицитом знаний о специфике предпринимательской деятельности мужчин и женщин, традиционно различающихся своей социально-экономической функцией в обществе (Е.В. Ануфриева, Т.А. Волкова, В.А. Геодакян и др.);

– между доминированием в сфере предпринимательства маскулинных моделей деловой активности (С.А. Автономова, Л.В. Бабаева, О.Н. Кричевская, Е.Ю. Мещеркина, Г.В. Турецкая, А.Е. Чирикова и др.) и неуклонным ростом доли женщин, занятых в этой сфере российской экономики.

Научный интерес к изучению гендерных различий в отношениях предпринимателей к конкуренции и партнерству вызван наличием проблем, нерешенных в современной социально-психологической теории.

Во-первых, категория взаимодействия выступает центральной категорией социальной психологии, через которую определяется ее предмет, в то время как эмпирически взаимодействие исследовано явно недостаточно.

Во-вторых, конкуренция и партнерство признаются основными видами экономического взаимодействия (Г.Л. Азоев, В.В. Масленников, К.А. Прозоровская, В.В. Радаев, А.Ю. Юданов и др.), вместе с тем имеется дефицит теоретических знаний об их субъективной стороне, выступающей психологической предпосылкой успешности, и эмпирически психологические аспекты этих отношений в рамках экономической деятельности практически не изучались.

В-третьих, наблюдается рост гендерных исследований в психологии (Т.В. Бендас, М.В. Буракова, Р.Г. Гаджиева, Н.В. Жиглас, А.Г. Иванова, И.С. Клецина, Н.Н. Коростылева, О.Н. Кричевская, Л.Н. Ожигова, Т.М. Панкратова, Е.С. Соколова, Г.В. Турецкая, В.П. Фоминых, И.П. Хабаров, Н.С. Цикунова, А.В. Чернобровкина, А.Е. Чирикова и многие другие), но как фактор делового взаимодействия гендер практически не изучался, социально-психологические подходы к исследованию гендерных и половых различий четко не определены, практически отсутствуют сравнительные исследования социально-психологических особенностей предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница