Габитус и стили жизни: концепция Пьера Бурдье



Дата20.05.2018
Размер35 Kb.
ТипДоклад

Н.Харламов

Габитус и стили жизни: концепция Пьера Бурдье
0. Доклад построен по следующему плану. Во-первых, следует определить цель Бурдье в построении теории. Во-вторых, следует описать его понимание габитуса и практики. В-третьих, следует пояснить, как Бурдье трактует вопрос конституции социальных групп и классов. Наконец, можно сделать вывод о его понимании стиля жизни.
1. Цель, которую ставит перед собой Бурдье, заключается в разрешении одной из наиболее тяжелых и постоянно возвращающихся в теоретический дискурс проблем: соотношения субъективного и объективного, агента и структуры, свободы и детерминации, изменения и стабильности. Свою концепцию Бурдье – претендуя на разрешение этой проблемы и нахождение третьего пути между структурализмом жестких детерминаций и демона Лапласа и конструктивизмом безграничной субъективности, свободы и эфемерной непредсказуемости – называл структуралистским конструктивизмом, или конструктивистским структурализмом. И ключевыми для этой концепции являются понятия структуры, габитуса и практики.
2. Проблему можно попытаться описать так. В обществе существуют некие объективные структуры – общественные институты, организации, власть, и так далее. Эти структуры устойчивы во времени и повторяют сами себя. Человек существует в этих структурах, действует, но при этом он обладает возможностью что-то изменить, и иногда происходят социальные изменения. Как же практики человека одновременно укладываются в объективные структуры и находят в них свою возможность свободы? Это происходит в силу того, говорит нам Бурдье, что практики производятся человеком в рамках габитуса. Габитус Бурдье определяет как системы устойчивых диспозиций, структурированные условиями существования структуры, которые одновременно являются структурирующими структурами, то есть, принципами, порождающими и организующими практики.
3. Таким образом, можно вывести такую схему производства человеческого действия. Объективные общественные структуры существуют в тот момент, когда в них вступает новый человек. Этот человек существует в них и адаптируется к ним, структуры формируют этого человека как адекватного, способного наиболее удобным способом по отношению к ним действовать. Человек получает извне, от общественных структур, ментальные структуры габитуса – диспозиции, установки, которые организуют и задают его схемы интерпретации окружающего мира, его способы действия, его практики. В соответствии с этими ментальными структурами человек производит действительные практики – и воспроизводит таким образом те самые структуры, которые породили его габитус, действуя так, как нужно действовать в соответствии со здравым смыслом.
4. Как совокупность схем восприятия, габитус соотносит объективное с субъективным, позволяет интерпретировать действительность, которая получает свой смысл и создавать стимулы. Стимулы к действию не являются детерминированными объективными условиями, но создаются в столкновении актора и его субъективных интерпретационных схем с объективными условиями.
5. Формирование габитуса происходит в процессе социализации – в частности, того, что Бурдье называл педагогическим действием. Происходит интериоризация объективных социальных структур и позиций в системе полей и капиталов, усвоение, присвоение этих позиций и закрепление их в габитусе.
6. Важной характеристикой габитуса является его историчность и укорененность в индивидуальной и коллективной истории. То есть, формирование габитуса исторично, структуры габитуса структурируются на протяжении всей жизни и структурируют структуры с учетом исторических условий. Поэтому воспроизводство происходит во времени. С этой же историчностью связано понятие гистерезиса: если внешние объективные условия изменяются и габитус перестает быть наиудобнейшей схемой, он все же продолжает еще некоторое время производить устаревшие, запоздавшие практики. Здесь уместно привести пример конфликта поколений.
7. Здесь следует указать на понимание индивидуальной свободы в этой схеме. Хотя речь и идет о воспроизводстве и об интериоризации внешних социальных условий, на самом деле габитус является не структурой алгоритмов, но структурой диспозиций. Эти диспозиции задают корпус здравого смысла и субъективно определяют то, что возможно, что желательно, как возможно. Но это именно диспозиции, то есть, устойчивые паттерны действия, поддающиеся субъективно-рациональному объяснению. Как таковые они создают во взаимодействии с внешним миром системы возможностей и ограничений, более или менее жестко заданных рамок, границ, которые, тем не менее, во-первых, содержат пространство выбора вариантов в рамках одного «стиля», паттерна действия, и во-вторых, эти границы можно переступить и нарушить. Здесь можно вспомнить Монсоновскую метафору лодки на аллеях парка: человек свободен как лодка в море, но он плавает по аллеям парка, сами эти аллеи широки и разнонаправлены, а границы в разных местах выглядят по-разному и их в разной мере можно переступить. Пройти по газону, зайти в рощу, и так далее. На этих неконвенциональных путях могут быть разные препятствия, и исходы. Но они возможны. Хотя в известной мере свобода в рамках габитуса иллюзорна.
8. Далее, следует указать на такую проблему, как определение социальных классов. Бурдье рассматривал классы как классы на бумаге, утверждая, что это всего лишь странные формальные признаки, по которым ученые пытаются выделить классы в обществе, и классы эти оказываются всего лишь совокупностями разных единиц, ничем кроме этого формального признака не объединенными. И соответственно, действительная познавательная ценность таких классов нулевая. Бурдье предлагает нам рассматривать классы и группы как такие совокупности людей, которые в силу общности и схожести исторических условий существования и социализации обладают гомологичными, схожими габитусами. Габитусы в таком случае однородны, похожи, и позволяют устанавливать взаимодействие, взаимное приспособление, коллективное действие. В рамках одного такого класса габитусы конкретных людей в силу индивидуальных социальных исторических ситуационных траекторий несколько различаются. Но в целом они достаточно похожи, чтобы говорить о единстве класса (и наоборот, о единстве класса можно говорить тогда и только тогда, когда габитусы его членов похожи). Маленькое пояснение: я понимаю габитус как ментальную индивидуальную структуру. Поэтому речи о групповом габитусе, классовом габитусе, и прочем, вестись по определению не может – это всего лишь эвристическое понятие для указания на схожесть габитусов.
9. Наконец, следует обратиться к пониманию стиля жизни. Интериоризация внешних условий и структурирование практик структурированной структурой охватывает всю их полноту. Все практики, по сути, производятся в рамках габитуса. Габитус задает структуры вкусов и предпочтений в области пищи, одежды, повседневного поведения, выбора способов отдыха. Даже телесные практики, адекватные социальной позиции, инкорпорируются, то есть, буквально встраиваются в тело. Поэтому габитус задает походку, осанку, взгляд, интонации и скорость речи. Габитус же задает языковые стили. Поэтому социальные группы, объединенные общностью исторических условий, структурирующих структурирующие структуры, обладают специфическими именно для этих групп стилями жизни и потребления. Поскольку структуры социального мира дифференцированы – неравномерно распределены социальные отношения, агенты, капиталы и диспозиции – существует множество различных групп, обладающих специфическими стилями жизни.
10. Концепцию Бурдье принято называть «генетическим структурализмом», что указывает на рассмотрение в ее рамках генезиса (ментальных и через них социальных) структур – их происхождения из индивидуальной и коллективной истории.
Каталог: data -> 645
data -> Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по направлению
data -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
data -> Примерная тематика рефератов для сдачи кандидатского экзамена по философии гуманитарные специальности, 2003-2004 уч
data -> Программа дисциплины для направления 040201. 65 «Социология» подготовки бакалавра
data -> Программа дисциплины «Э. Дюркгейм вчера и сегодня
data -> Методика исследования журналистики
data -> Источники в социологии
645 -> Первая Натуралистическая и субъективистская ориентации
645 -> Философия и методология экономической науки


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница