Г. Зиммель как возможно общество? Фундаментальный вопрос своей философии: «Как возможна природа?»



Скачать 199.02 Kb.
Pdf просмотр
страница1/14
Дата28.07.2018
Размер199.02 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Г. Зиммель
КАК ВОЗМОЖНО ОБЩЕСТВО?
Фундаментальный вопрос своей философии: «Как возможна природа?» Кант мог ставить и отвечать на него лишь потому, что природа была для него не чем иным, как представлением о природе.
Это, конечно, не только означает, что «мир есть мое представление»,
что мы, таким образом, и о природе можем говорить лишь постольку, поскольку она есть содержание нашего сознания; но это означает также: то, что мы называем природой, есть особый способ,
которым наш интеллект соединяет, упорядочивает, оформляет чувственные восприятия. Эти «данные» (нам) восприятия цветного и вкусного, тонов и температур, сопротивлений и запахов, в случайной последовательности субъективного переживания пронизывающие наше сознание, еще не суть для нас «природа», но становятся ею благодаря активности духа, который составляет из них предметы и ряды предметов, субстанции, свойства и причинные связи. Между элементами мира, как они непосредственно даны нам, не существует,
по Канту, той связи, которая только и делает из них понятное,
закономерное единство природы. Точнее, (она) как раз и означает
бытие—природой <Natur—Sein> самих по себе бессвязных и беспорядочно появляющихся фрагментов мира. Таким образом,
картина мира у Канта вырастает в исключительно своеобразной игре противоположностей : наши чувственные впечатления для него чисто субъективны, ибо зависят от психофизической организации, которая могла бы быть иной у других существ, и от случайности, с какой они бывают вызваны. Но они становятся
«объектами», будучи восприняты формами нашего интеллекта и получив благодаря им образ прочных закономерностей и взаимосвязанной картины «природы». С другой стороны, эти восприятия — все-таки реально данное, суть содержание мира,
которое приходится принимать неизменным, гарантия независимого от нас бытия, так что именно интеллектуальное оформление его в объекты, связи, закономерности выступает как субъективное; как то,
что привнесено нами, в противоположность тому, что мы восприняли от наличного бытия; как функция самого интеллекта,
которая, сама будучи неизменной, образовала бы якобы из иного чувственного материала содержательно иную природу. Природа для
Канта — определенный род познания, образ, возникающий благодаря нашим категориям познания и внутри них. Итак, вопрос:
как возможна природа? (т. е. какие условия необходимы, чтобы имелась природа) разрешается у него через поиск форм,
составляющих существо нашего интеллекта и тем самым реализующих природу как таковую.
Казалось бы, аналогичным образом можно рассмотреть и вопрос об априорных условиях, на основании которых возможно общество.
Ибо и здесь даны индивидуальные элементы, которые в известном смысле тоже всегда пребывают в разрозненности, как и чувственные восприятия, и синтезируются в единство общества лишь посредством некоего процесса сознания, который в определенных формах и по




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница