Г г Рино- спаркс, Невада



Скачать 64.44 Kb.
Pdf просмотр
страница1/4
Дата11.08.2018
Размер64.44 Kb.
  1   2   3   4


№ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ
Православная община
Святых Царственных
Мучеников Российских
Г.г Рино- Спаркс, Невада






Сентябрь 2017
Печатается с благословения
Высокопреосвященнейшего КИРИЛЛА
Архиепископа Сан Францисского
и Западно-Американского

Мораль, нравственность, духовность как категории педагогики благочестия
Протоиерей Андрей Кудрявцев (Киев, Украина)

Сегодня, после длительного промежутка нашей истории, в общественную жизнь снова введена такая категория как духовность. Понятие духовности используется вместе с такими понятиями как этика, мораль, нравственность. Мы можем обнаружить множество публикаций, авторы которых оперируют этими понятиями. Однако, легкость оперирования понятиями морали, нравственности и духовности зачастую показывает поверхностное понимание авторами смысла этих понятий. Кроме этого, частое смешивание указанных понятий порождает множество разночтений, которые становятся камнями преткновения при обсуждении различных проблемных вопросов общественной жизни. Нам думается, очень важно дать четкое определение понятий морали, нравственности и духовности.
Обратившись к Священному Писанию и святоотеческому наследию для уяснения значений понятий морали и нравственности, мы столкнемся с парадоксом – ни Божественное
Откровение, ни ранняя святоотеческая мысль понятиями морали и нравственности не оперируют. При этом утверждать, что в прошлом людям были незнакомы определенные нормы поведения, личные и общественные критерии оценки поведения и т.д. мы не можем. Этот факт приводит к следующим выводам. Во-первых, очевидно, что для Священного Писания и
Предания Церкви мораль и нравственность являются понятиями вторичными по отношению к чему-то более важному. Это более важное – понятие духовности. «Сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1Пет.2:5), «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном» (Рим.8:5). Во-вторых, неразличимость понятий морали и нравственности в святоотеческой мысли говорит об их онтологической связи между собой, на понятийном уровне. И действительно, термин «мораль» (лат. moralitas) происходит от латинского слова «mores» – поведение и переводится как «традиция, народный обычай, нрав- характер», а славянское слово «нрав» обозначает «характер, душевный уклад,… обычаи, общераспространенные привычки»
1.
Здесь же уместно упомянуть о том, что термин «этика» происходит от греческого слова ἦθος — этос, которое тоже переводится как «нрав, обычай».
Сергей Сергеевич Аве́ринцев так и пишет: «Воздержусь и от попыток глубокомысленно противопоставлять друг другу «мораль», «этику» и «нравственность»; этимологически это абсолютно одно и то же слово, только выраженное сначала латинским, , потом греческим, а под
==========================

1. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935‐1940
(
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/887630
).




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница