Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб пособие для студ высш учеб заведений. М.: Гуманит изд центр владос, 2000. 240 с. Предисловие предлагаемая вниманию читателя книга



страница1/27
Дата04.02.2018
Размер3.07 Mb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемая вниманию читателя книга представляет собой учебное пособие по основам тифлопедагогики. В этом пособии авторы целостно, системно и в логической последовательности рассматривают блоки вопросов, составляющих основные разделы книги.

В первом из них определяются предмет и задачи тифлопедагогики с позиций общей и коррекционной педагогики. Дается общая характеристика специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушениями зрения. Подчеркивается, что обучение и воспитание слабовидящих и слепых детей осуществляется на основе принципов, присущих всей системе обучения и воспитания подрастающего поколения. Вместе с тем их обучение и воспитание имеет ряд своих принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения, подготовку к жизни и труду в современном обществе. Специфика обучения и воспитания слабовидящих и слепых детей проявляется в учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, опоре на их здоровые силы и сохранные возможности. Во втором разделе описываются медико-биологические основы ифлопедагогики, даются сведения о строении и функционировании органа зрения в нормальном и нарушенном состоянии, особое внимание обращается на функциональные возможности разных анализаторов у детей с нарушенным зрением, на развитие, гигиену и предупреждение недостатков зрения, слуха, осязания и обоняния у детей, кооперацию анализаторов, замещение одного анализатора другим в процессе познавательной деятельности, эмоционально-личностное развитие.

В третьем разделе рассматриваются психологические основы тифлопедагогики. С позиций общей и возрастной психологии описываются особенности психического развития детей с нарушениями зрительного восприятия, определяются пути развития процессов компенсации, сглаживания недостатков познавательной деятельности и двигательной сферы, поиска потенциальных возможностей в становлении личности, даются рекомендации по коррекции эмоциональных состояний и поведения.

В четвертом разделе определяются дидактические основы тифлопедагогики, детально рассматриваются особенности воспитания и обучения детей с недостатками зрительного восприятия, описываются разные условия, формы и содержание коррекционно-педагогических занятий с ними, рассматривается необходимость перераспределения учебного материала и изменения темпа его прохождения, использования оригинальных учебников, наглядных пособий и приборов. Особое внимание обращается на создание санитарно-гигиенических условий, сочетание коррекционной учебно-воспитательной работы с лечебно-восстановительной.

В отдельной главе рассматриваются вопросы профориентации и дальнейшей трудовой деятельности выпускников специальных (коррекционных) образовательных учебных заведений для детей с недостатками зрения.

Для самостоятельной работы по изучению проблем развития, обучения и воспитания детей с нарушениями зрения в тексте приведены ссылки на рекомендованную литературу, сформулированы вопросы и задания для самоконтроля. В помощь читателю предложен небольшой понятийно-терминологический словарь.

Учебное пособие рассчитано на студентов педагогических учебных заведений, но оно, без сомнения, будет полезным всем специалистам и неспециалистам, имеющим дело с людьми с нарушенным зрением. В.И. Селиверстов



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница