Функциональная неграмотность в эпоху перехода к информационному обществу



страница1/53
Дата25.05.2018
Размер3.46 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   53


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В.В. Гаврилюк

Г.Г. Сорокин

Ш.Ф. Фарахутдинов

Функциональная неграмотность в условиях перехода к информационному обществу

Тюмень 2009


УДК 316.344.3

ББК С543.17


Гаврилюк В.В., Сорокин Г.Г., Фарахутдинов Ш.Ф. Функциональная неграмотность в условиях перехода к информационному обществу: – Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. – 244с.

Изложены теоретические основы исследования функциональной неграмотности в условиях перехода к информационному обществу. Рассмотрена функциональная неграмотность в сфере социальных отношений, экологии, а также влияние информационной культуры на функциональную грамотность социального субъекта

Илл. 48, табл.19, библ 194 назв.

©Тюменский государственный

Нефтегазовый университет, 2009

©В.В. Гаврилюк, Г.Г. Сорокин,

Ш.Ф Фарахутдинов, 2009


ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
Проблема функциональной неграмотности возникла в мировой науке во второй половине ХХ века, когда стало очевидным, что количество лет обучения не обеспечивает само по себе высокого уровня профессиональной и личностной грамотности. В разных национальных системах образования эта проблема приобрела разное звучание. В развитых странах Запада, прежде всего в США, функциональная неграмотность рассматривалась в основном как проблема языкознания и герменевтики. Для измерения функциональной неграмотности были разработаны тесты и регулярно проводились замеры ее уровня.

Реальность ХХI века по-новому ставит проблему функциональной неграмотности. Сегодня трактовка ее как недостаточного уровня развития навыков чтения, письма и понимания текстов устарела. В российском обществознании появилась концепция «компетентностного образования», призванная принципиально изменить соотношение задачи накопления знаний и навыков их использования. С другой стороны, социологами зафиксировано изменение ценности образования в общественном сознании. В массовом сознании образование сегодня предстает как ценность инструментальная. Изменение характера одной из базовых общественных ценностей свидетельствует об остроте проблемы функциональной неграмотности, ибо неумение, неспособность индивида применять в практике социальных отношений, в том числе и в профессиональной деятельности, полученных знаний является признаком кризиса системы образования.

В нашем исследовании за рабочее принято определение функциональной неграмотности как неспособности гражданина и работника исполнять свои функции в изменяющемся социуме. Это определение не является итоговым, оно носит промежуточный характер и имеет целью только очертить проблемное поле исследования., В рамках предмета исследования было выделено три объектные области – сфера социальных отношений, проявление функциональной неграмотности в области информационной культуры и экологии. Для описания явления и способов измерения функциональной неграмотности в указанных сферах были разработаны концептуальные основания и авторские методики.

В сфере социальных отношений за базовые установки нами была принята разработанная Н.Е.Покровским концепция специфики социологического мышления. Он рассматривает особенности, специфику социологического мышления, сущность которого он рассматривает как последовательность ответов на вопросы: что происходит? (выделение факта); как часто это происходит? (повторяемость); как это происходит? (механизм осуществления функции); кому это нужно? ( задействованные интересы и группы); что будет? (развитие тенденции). Несформированность социологического мышления (в трактовке Н.Е.Покровского) можно рассматривать как особенность социологической неграмотности. Формирование социологического мышления и социологической культуры – насущная задача в процессе становления гражданского общества в России.

Развитая социологическая культура, социологическое мышление – главные условия формирования социальной компетентности новых поколений. Речь идет именно о социальной компетентности, определенном уровне функциональной грамотности в сфере социальных отношений. Социальная компетентность, функциональная грамотность в сфере социальных отношений ни в коей мере не может стать единственной целью образования. Фундаментальное, систематическое образование обладает гораздо большим потенциалом в развитии новых поколений - оно дает возможности для формирования творческого опыта и способностей. Функциональная грамотность, признаки социальной компетентности, на наш взгляд, связаны с компетентностью в важнейших сферах общественной жизни: работе, государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре.

Изучение функциональной неграмотности в сфере информационной культуры базировалось на основе анализа теорий информационного общества как новой стадии общественного развития. Проанализированы условия и перспективы перехода России к информационному обществу. Рассмотрены федеральные программы, направленные на создание благоприятных условий для перехода страны к информационному обществу: “Электронная Россия”, “Доктрина информационной безопасности”, “Концепция формирования информационного общества в России”. В целом Россия имеет объективные предпосылки для перехода к новой стадии общественного развития, но о становлении в нашей стране информационного общества говорить преждевременно: одной из причин является низкий уровень информационной культуры населения.

В результате анализа и классификации, встречающихся в отечественной печати содержания понятия “информационная культура”, сделан вывод о его нечеткости, незавершенности. Авторская трактовка понятия “информационная культура” включает в себя рассмотрение его в трёх аспектах: технологическом, культурологическом и социальном. На основании синтеза выделенных аспектов информационная культура представляется как знания, умения и мотивы человека, обеспечивающие целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.

Учитывая быстроту динамики происходящих в обществе перемен, можно констатировать тот факт, что возрастает роль информационной культуры индивида как комплекса механизмов, способствующих адаптации к изменяющимся социальным условиям. Необходимость наличия у человека знаний о приёмах, принципах и методах работы с информацией как условие сохранения профессиональной и социальной компетенции даёт нам основания включить их в минимум, образующий функциональную грамотность индивида.

Информационная культура рассматривается и как основание социальной стратификации. В условиях перехода к информационному обществу роль информационной культуры, как катализатора социальной мобильности, будет только усиливаться. Преодоление новой функциональной неграмотности в сфере социальных и профессиональных отношений относится к числу новых вызовов ХХI века.

Экологическая грамотность современного человека принципиально отличается своей "динамичностью". Ускорение изменений в области технологий, переход к информационному обществу, усиление антропогенной нагрузки на биосферу и ряд других социально-экономических, демографических, политических факторов сделали экологическую проблематику чрезвычайно актуальной, многосторонней, сложной, постоянно изменяющейся. В результате для нормального функционирования и обеспечения безопасности возникает необходимость в переработке и практическом использовании современным человеком огромного количества информации, прямо или косвенно связанной с экологической проблематикой.

Следовательно, можно говорить о функциональности экологической грамотности, то есть наличии определенных экологических знаний, постоянно обновляемых и актуальных в определенное время, в определенном месте и при определенной ситуации, позволяющих людям функционировать в режиме обеспечения экологической безопасности и двигаться по направлению к коэволюционному пути развития. Функциональная экологическая неграмотность, которая периодически возникает у индивидов, – явление закономерное, однако недопустим её высокий уровень, ставящий под угрозу экологическую безопасность.

Тот или иной уровень функциональной экологической грамотности в настоящее время зависит от характера воздействия практически всех основных социальных институтов: образования, средств массовой информации, институтов гражданского общества (некоммерческие экологические организации, экологические движения), законодательной системы. В настоящей работе проведен анализ способности влияния каждого из перечисленных институтов на экологическую функциональную грамотность.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   53


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница