Фуко – трансформирующаяся философия – основная мысль



Скачать 192.79 Kb.
страница1/5
Дата10.05.2018
Размер192.79 Kb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5


Книга «Мишель Фуко», написанная профессором / приват-доцентом Лейпцигского университета Ульрихом Иоганном Шнайдером, вышла в свет еще в 2004 году1. Однако о ней едва ли можно сказать, что она устарела, и, по всей вероятности, этого в ближайшее время и не произойдет. Работы такого уровня и полноты появляются достаточно редко, а исследование Шнайдера обоснованно претендует на то, чтобы «закрыть» определенный способ разговора о М. Фуко и послужить отправным пунктом для развития других сюжетов. Например, те исследования, которые появлялись о Фуко в последние годы в русскоязычном научном пространстве, были посвящены прежде всего влиянию Фуко на современное (российское) гуманитарное знание2. Отсылки к Фуко и соответствующие проблематизации неизбежны для исследователей, которые пользуются его подходами или находятся с ними в полемике. Однако едва ли стоит ожидать, что кто-то из российских авторов в обозримом будущем отважится прочесть все (а не достаточную для диссертации или монографии объединенную тематическим единством выборку) труды М. Фуко и сделать их компонентами единой картины. Вероятность появления такой работы за рубежом тоже относительно невелика, особенно после того, как эту задачу уже можно считать выполненной в рецензируемом издании.

Чего может ожидать читатель от книги У. Шнайдера? Достаточно ли прочесть это исследование для того, чтобы освободить себя от чтения первоисточников – работ самого М. Фуко? Наверное, следует ответить отрицательно. Анализ Шнайдера, хоть и достаточно подробен, не может воспроизвести всех нюансов мысли Фуко, его (Шнайдера) точка зрения, хоть и очень взвешена, но является результатом тщательно продуманной концепции, а значит, не нейтральна. Может ли книга Шнайдера быть использована как справочник, помогающий подготовить, допустим, лекцию или параграф, в которых должны упоминаться те или иные работы Фуко? Несомненно, но стоит упомянуть, что есть и другие работы, способные выполнить эту функцию3 – возможно более предпочтительные, потому что они проще, короче или написаны на русском языке.

Поэтому на поставленный вопрос – Чего может ожидать читатель от книги У. Шнайдера? – хотелось бы ответить следующим образом. Читатель может ожидать разговора с умным собеседником, который прочел все, что написано Фуко и о Фуко, и у которого есть по этим вопросам собственное мнение. Те, кто любят Фуко, любят его за не-пошлость, не-простоту адресованной современному человеку мысли об истории; Шнайдер вместе с Фуко позволяет нам думать о сложных вещах и о сложных отношениях между вещами. И тем, кто прочел Фуко и хотел бы продолжить с ним или о нем разговор, такого собеседника как Шнайдер, очень часто не хватает.
* * *

Книга У. Шнайдера ставит перед собой весьма амбициозную задачу. Исследование, в принципе относящееся к истории идей, посвящено мыслителю, поставившему сам жанр истории идей под вопрос. Соответственно, задача рецензирования книг такого рода заставляет понимать как проблему сам предмет повествования: граница между изложением собственных мыслей, тезисов Шнайдера, взглядов Фуко и высказываний его источников, часто оказывается неуловимой или обманчивой. Допустим, когда сам Фуко в своих поздних работах «Использование удовольствий» и «Забота о себе» конструировал определенную модель античной этики, его часто упрекали в том, что он сочинял утопию, в которую инвестировал собственные ценности и интересы. Когда об этом пишет Шнайдер, а о Шнайдере еще кто-нибудь, ситуация повторяется. Шанс написать о собственных представлениях о власти или о методах исследования дискурса вместо рассказа о Шнайдере, который рассказывает о Фуко, становится только больше. Выбранная Шнайдером функция и интонация доброжелательного собеседника (или позиция собеседника, которую ему примысливаю я) только способствует такому сдвигу. Я готов заранее признать, что какие-то мои впечатления от книги Шнайдера довольно субъективны и объясняются определенной преконфигурацией исследовательских, читательских и гражданских интересов. Тем не менее, я все-таки постараюсь умерить это желание «живого и пространного разговора» подобием четкой структуры.

Пересказ Шнайдера, пересказывающего Фуко, мне хотелось бы частично заменить отсылкой к двум перечислениям в рецензируемой монографии. В ее начале приводится комментированный перечень работ Фуко (С. 17 – 22), а в конце содержится обобщение «основных фаз творчества» М. Фуко (С. 226 – 230)4. Однако поскольку жанр рецензии не предполагает обильного цитирования (тем более, такого, которое, возможно, больше говорило бы о мысли Фуко, чем о мысли Шнайдера), я намерен ограничиться следующими сюжетами:

1) структура и интонация работы У. Шнайдера;

2) те его пассажи, которые произвели на меня наиболее сильное впечатление, и которые хочется порекомендовать читателю в первую очередь – будь то удачные обобщения или пояснения высказываний Фуко, или остроумные гипотезы;

3) основные позиции концепции У. Шнайдера («Фуко как философ трансформации»);

4) о каких исследовательских перспективах заставляет задуматься книга У. Шнайдера.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница