Формирование у школьников ценностных отношений к этническим традициям в поликультурной среде



Скачать 43.38 Kb.
Дата22.01.2018
Размер43.38 Kb.
ТипАнализ

ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ К ЭТНИЧЕСКИМ ТРАДИЦИЯМ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
Ю.Т. Антонова,

Якутская кадетская школа – интернат,

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

Россия, Республика Саха (Якутия) г.Якутск
В условиях социально-экономических преобразований обще­ства в целом происходит изменение качества жизни подрастающе­го поколения, трансформация его духовных ориентиров, ценнос­тных представлений и нравственных установок. В связи с этим, остро стоит педагогическая проблема формирования ценностного отношения у школьников к этническим традициям в поликуль­турной среде.

Анализ школьной практики позволяет выделить следующие проблемы и противоречия: потребностью современного обще­ства в личности, имеющей высокую культуру на основе осмыс­ления ценностного отношения к этническим традициям в поли­культурной среде и слабой разработанностью данной проблемы в педагогической науке; важностью формирования у школьников ценностного отношения к этническим традициям в поликультурной среде и недостаточностью эффективных органи­зационно-педагогических условий, содержащих аксиологические характеристики, обеспечивающие успешность реализации назван­ного процесса; необходимостью осуществления младшими школь­никами ценностного отношения к традициям и слабой сформированностью у них ценностного и практического опыта реализации такой деятельности в повседневной жизни.

Анализ научных подходов к поликультурному образованию отражает такие теоретико-методические направления: формирование культуры межнационального общения, воспитание толеран­тности, изучение этнопедагогического аспекта в поликультурном воспитании и, соответственно, несколько подходов к трактовке этого понятия (Дмитриев Г.Д.); альтернатива интернационального воспитания, означающая "интегративно-плюралистический про­цесс с тремя главными источниками: русским, национальным и общечеловеческим" (Джуринский А.Н.); подготовка к жизни в по­лиэтническом социуме: овладение культурой своего народа, фор­мирование представлений о многообразии культур и воспитание этнотолерантности" (Палаткина Г.В.); "формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в мно­гонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире согласии с людьми разных национальностей" (Макаев В.В, Малькова З.А., Супрунов Л.Л.).

Интеграция научных знаний о сущности формировании цен­ностного отношения к этнокультурным традициям в поликуль­турной среде и ее особенностях в школьном возрасте позволила определить следующие критерии исследования: эф­фективность учебной деятельности, усвоение общественных норм поведения, социальная активность и успешность контактов, эмо­циональное благополучие. Каждый из критериев имеет свои показатели, отражающие различные стороны формирования цен­ностного отношения школьников к этнокультурным тра­дициям в условиях поликультурной среды.

В целях качественного определения уровня сформированности отдали предпочтение в качестве педагогических средств сле­дующие предметы дополнительного образования: музыка, музейное дело, оказывают психофизиологическое, эстетическое, эмоциональное воздействие на детей; фольклор способствует гармоничному раз­витию интеллектуальной и духовной сфер личности; национальная культура обладает интегрирующим потенциалом во взаимодейс­твии культур. Оптимальными условиями могут и выступать специ­альные темы, содержание которых построено на одной теме или сюжете фольклорных произведений, либо профильная, рассчитан­ная на определенную категорию детей, участвующих в специально организованной деятельности. В содержании и конструкции тем должно прослеживаться ориентация на индивидуальную, группо­вую, межгрупповую и массово-культурную деятельность.

Определение уровня сформированности осуществлялось с по­мощью структурированного наблюдения за процессом, социомет­рического опроса, методики диагностики личностного отношения, анкеты. На основании этих методов исследований проведено диа­гностическое исследование, которое подтвердило многовариативность процесса формирования ценностного отношения школьников к традициям. Обобщив результаты исследования, мы условно объединили учащихся экспериментальных и контрольных классов на несколько групп по уровню их сформированности. В группу А вошли школьники, комфортно чувствующие себя в школе. Процесс их сформированности протекает благопри­ятно. У школьников группы В носит неустойчивый характер. Уча­щиеся неодинаково хорошо приспособились к различным сферам школьной жизни, они успешны в одних видах деятельности и менее успешны в других. В группе С учащиеся положительно отно­сятся к школе, но чувствуют себя в ней недостаточно уверенно. Они малоактивны в познании, творчестве, безынициативны. Эти школьники составляют «группу риска», так как влияние незначи­тельного фактора может привести к срыву формирования ценнос­тного отношения. В группу Д мы объединили школьников, у кото­рых процесс формирования ценностного отношения протекает с осложнениями, обнаружены отдельные признаки дезадаптации в поликультурной среде. В основном это дети неуспешные в обще­нии, а также эмоционально дезадаптированные в межличностных отношениях.



Результаты обследования школьников послужили основанием для составления программы формирующего экспери­мента, в котором были учтены индивидуальные особенности детей и уровень их сформированности. Учащиеся группы Д нуждаются в педагогической поддержке и коррекции отношения. У школьников групп В и С следует стимулировать развитие личностных качеств, необходимых им для успешного формирования ценностного от­ношения. Учащиеся группы А не нуждаются в особых коррекционно-развивающих мероприятиях, однако им необходимо дополни­тельное воспитательное воздействие, направленное на дальнейшее развитие их личностно-ценностного отношения к традициям.

Таким образом, организация процесса формирования ценнос­тного отношения у школьников к этническим традици­ям будет эффективной, если будут учтены следующие подходы: деятельностный, предполагающий включение учащихся в различные виды деятельности; системный, реализуемый через связь внеуроч­ной деятельности с учебной; личностно-ориентированный, направ­ленный на поддержку детской индивидуальности, развитие инди­видуально-личностных способностей учащихся; интегрированный, основанный на взаимосвязи и взаимодействии различных видов культуры; региональный, позволяющий совершенствовать содержа­ние учебно-воспитательного процесса на основе этнокультурных особенностей региона.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница