Формирование толерантного отношения у детей к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья



Скачать 114.06 Kb.
страница1/4
Дата10.08.2018
Размер114.06 Kb.
  1   2   3   4

Формирование толерантного отношения у детей к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья

На современном этапе развития российское   государство претерпевает крупномасштабные изменения в сфере образовании. В современном образовательном пространстве инклюзия признана наиболее развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Между тем, далеко не все участники образовательного процесса сегодня, готовы принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эта неготовность имеет не только материально - техническую основу, но психологическую, морально - этическую. Рост насилия и жестокости в современном мире, длительный период отношение к инвалидам как к неполноценным членам общества наложили свой отпечаток на сознание современных школьников.

Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия. Для того, чтобы процесс формирования толерантности происходил полномасштабно и наиболее эффективно, Правительство РФ 28.08.2001 приняло Федеральную программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2002 гг.). Данный документ дает «зеленый свет» современному российскому образованию на целенаправленную разработку средств и обеспечение условий формирования толерантности у граждан своего государства.

В современной жизни понимание толерантности неоднозначно и неустойчиво, различно его понимание разными народами в зависимости от исторического опыта. По этой причине понятие толерантности имеет довольно широкий диапазон интерпретаций и выражает различные типы отношений и настроений. Так, в английском языке толерантность означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском языке этот термин понимается как «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических или религиозных взглядов». В китайском языке проявлять толерантность - значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». На этом фоне наиболее широкую гамму чувств и отношений понятие «толерантность» выражает в арабском языке, где оно может употребляться в значении «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим людям», в то время как в персидском языке толерантность понимается как «терпимость, выносливость, готовность к примирению с противником».

В русском языке наиболее близким по значению понятию «толерантность» является термин «терпимость», что в обыденном употреблении означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».

В научной литературе (Бондырев С., Капустин Б., Степанов П.)  рассматривают толерантность, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения. В такой интерпретации толерантность означает признание прав другого, восприятие другого как себе равного, претендующего на понимание и сочувствие. Свое практическое выражение она находит в выдержке, самообладании, способности длительное время выносить неблагоприятные воздействия.

По мнению Е.С. Смирновой, «понятие толерантности в его современном значении предполагает не смиренно-выносливое отношение к неприятным людям или воздействиям, а напротив, расположенность и доброжелательность, уважение и признание других, признание их прав на собственный образ жизни, отношение к ним как к себе».

Выделяется несколько уровней толерантности:



  1. цивилизационный - отсутствие насилия в контактах различных культур и цивилизаций;

  2. международный - условия сотрудничества и мирного сосуществования государств вне зависимости от их величины, экономического развития, этнической и религиозной принадлежности их населения;

  3. этнический - терпимость к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, мнениям и идеям;

  4. социальный - партнерское взаимодействие между различными социальными группами общества, его властными структурами, когда признаются необходимость такого сотрудничества и уважение позиций сторон;

  5. индивидуальный - уважение к другой личности, понимание того, что существуют взгляды, отличные от собственных.


Каталог: files -> uploads -> files
files -> Рабочая программа учебной дисциплины оуд. 04 История
files -> Рабочая программа дисциплины оуд. 10 Обществознание
files -> Информация для педагогов: в соответствии с редакцией от
files -> Особенности формирования правового сознания дошкольников в современных условиях выступление на муниципальных педагогических чтениях «Качественное образование – будущее России»
files -> Пояснительная записка 2 Планируемые результаты освоения программы
files -> Рабочая программа учебной дисциплины огсэ. 01 Основы философии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница