«Формирование социальной компетенции обучающихся»



Скачать 445.09 Kb.
страница1/9
Дата15.02.2018
Размер445.09 Kb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

«Формирование социальной компетенции обучающихся»
Автор статьи: Крюкова М.Н., заместитель директора по УВР
Средняя общеобразовательная школа № 33 расположена в п. Лоскутово, вдоль Богашёвского тракта. ОУ открыто 1 сентября 1985 года. А с апреля 2005 года, в связи с изменением границ города Томска, стала именоваться МОУ СОШ № 33 г. Томска.

За 23 года её существования 540 выпускника получили полное среднее образование; с золотой медалью закончили школу 7 обучающихся, с серебряной медалью – 31; на «4» и «5» - 241 учащихся; 284 (54%) закончили или учатся в ВУЗах, 117 - в техникумах. Выпускники школы и после её окончания являются участниками процессов жизнедеятельности школы, осуществляя свою деятельность в рамках клуба выпускников школы.

В учреждении работает 34 педагога. 30 человек (88%) аттестованы на квалификационные категории: 15 (44%) имеют высшую квалификационную категорию, 12 (35%) – первую квалификационную категорию. 1 учитель обладает званием «Заслуженный учитель РФ», 4 награждены нагрудным знаком «Отличник народного просвещения РФ», 5 – нагрудным знаком «Почётный работник общего образования РФ», 7 – почётной грамотой Министерства образования РФ, 2 имеют «Благодарность Губернатора Томской области», 1 – лауреат премии Губернатора Томской области в сфере образования и науки, 1 – победитель «Конкурса лучших учителей РФ в рамках ПНПО».

За высокие результаты достижений в учебной деятельности, активное участие в общественной жизни отмечены и обучающиеся школы: Полещук Т. (2003-2004 уч. год) – лауреат премии Губернатора Томской области в сфере образования и науки; Николаев Е. - лауреат Премии Государственной Думы Томской области 2005 года; Ефиц А. – лауреат премии Губернатора Томской области в сфере образования и науки 2008 года; Павлова Е. – именной стипендиат 2008 г. в номинации «Умники и умницы» администрации города Томска.

Информация об образовательном учреждении, об одарённых детях нашей школы: Николаеве Е., Ефиц А.. Павловой Е. - представлена на страницах энциклопедии «Лучшие люди России» (2004, 2005, 2007 годы), в том числе ежегодного приложения «Одарённые дети – будущее России».

Кадровый состав, уровень профессиональной компетенции педагогов, развития материально-технической базы, программно-методического обеспечения образовательного процесса, интеграция основного и дополнительного образования, сложившаяся эффективная система социального партнёрства, место и роль школы как социокультурного центра местного сообщества позволяют образовательному учреждению осуществлять инновационную деятельность, предмет которой определяется моделью развития ОУ - «Общественно- активная школа».

Одной из приоритетных образовательных задач, обусловленных образовательным заказом субъектов образования и государством, который определил содержание развития ОУ как общественно-активной школы, является формирование у обучающихся социальной и гражданской компетенций, то есть способности человека участвовать в решении общих дел местного сообщества, своей страны и человечества в целом; активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе; эффективно действовать в повседневной жизни, соответствовать её требованиям и изменениям, сохранять достаточный уровень умственной деятельности и быть адекватным при взаимодействии с другими людьми в различных ситуациях.

Для решения поставленной задачи необходимы были изменения в содержании образования, поиск и внедрение новых образовательных технологий, форм, методов, приёмов организации и реализации учебно-воспитательного процесса – осуществление инновационной деятельности.



Предметом инноваций стали следующие направления образовательной деятельности: гражданско-патриотическое воспитание школьников, здоровьесберегающая деятельность ОУ. Тема инновационной деятельности: подготовка школьников к взрослой жизни в условиях демократического общества, характеризующегося высоким темпом изменений во всех сферах жизни. Цель инновационной деятельности: сформировать школьную среду как действующую модель открытого демократического общества, в которой реализуется демократический уклад школьной жизни и созданы условия для формирования основ физического, умственного благополучия, успешной социализации обучающихся, развития социальных (гражданских) инициатив школьников.

В качестве концептуальных основ инновационной деятельности используются идеи, элементы традиционных и инновационных воспитательных технологий: гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского; воспитания на основе системного подхода В.А. Краковского, коллективного творческого воспитания И.П. Иванова; а также технологии воспитания субъектной социальной активности человека – межрегиональный гражданский марафон «Россия. Демократия. Образование» А.С. Прутченкова, технологии политико-экономической деловой игры «Демократическая Республика» А.С. Прутченкова и А.А. Ермолина, технологии социального проектирования: «Шаг за шагом» А.С. Прутченкова, «Гражданин» А.П. Пахомова.



Ведущими концептуальными идеями инновационной деятельности являются:

  • приоритет функции воспитания над обучением: воспитание - органичная составляющая педагогической деятельности, интегрированная в общий процесс обучения и развития;

  • интеграция основного и дополнительного образования, учебной и внеурочной работы;

  • идея приоритета прав личности;

  • демократизация школьного управления (развитие демократического уклада школьной жизни): широкое участие членов школьного коллектива в управлении ОУ (работа в органах ученического самоуправления, школьного самоуправления – управляющем совете ОУ); развитие школьного сооуправления, моделирование институтов демократии; гражданская деятельность обучающихся в учебном процессе и вне его по разработке и решению школьных, местных, общественных проблем; школьная среда – среда взаимной ответственности всех участников образовательного процесса, конструктивного общения, диалога; действующая система формальных и неформальных норм и традиций;

  • диалектическое единство противоречивых задач социализации: социальной адаптации и социальной автономизации, воспитание коллективизма и индивидуальности, патриота и интернационалиста, гражданина Мира;

  • социальное самоопределение: выбор школьниками своей роли и позиции в общей системе моделируемых социальных отношений (модели ученического самоуправления «Демократическая Республика», «Класс-город», деятельность на базе Центра гражданского образования детей и молодёжи «Социальное проектирование», в рамках детской общественной организации «Республика Детства»); включённость обучающихся в эту систему на основе интересов и потребностей;

  • профессиональная ориентация;

  • социальные пробы: выбор и осуществление способов социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей, в результате освоения которых формируется социальная позиция и социальная ответственность, навыки конструктивного позитивного общения;

  • социальное закаливание: - подготовка человека к преодолению трудностей: диагностика готовности к системе социальных отношений; создание условий для самореализации обучающихся в этих отношениях через комплекс социальных проб (моделирование типов поведения, поощряющих законопослушное поведение, в том числе и здоровый образ жизни), анализ и проектирование деятельности в рамках той или иной социальной роли, своего поведения в сложных жизненных ситуациях (в том числе и через обучение навыкам сопротивления социальным влияниям, которые способствуют отклонениям в поведении - аддиктивному и девиантному поведению);

  • воспитание лидера: создание ситуации (внешней и внутренней), стимулирующей проявление лидерского потенциала школьников через построение отношений в группе (органах ученического самоуправления) на основе сотрудничества, сотворчества; использование методик КТД, «ключевых дел», основанных на социальных проектах обучающихся; деловых обучающих игр; конструирование ситуаций жизнедеятельности группы, способствующих проявлению лидерского потенциала у максимального количества детей;

  • использование потенциала основных и дополнительных образовательных программ, ресурсов открытого образовательного пространства, социального партнёрства;

  • приоритет игровой деятельности; игра как основа, стержень образовательного процесса: долговременная деятельность, организуемая совместно с учениками и учителями на основе взаимодействия и моделирующая систему социальных отношений демократического общества;

  • информатизация: предоставление максимально полной, достоверной и доступной информации об условиях, процессе и результатах инновационной деятельности образовательного учреждения.

Акценты целевых установок инновационной деятельности:

  • формирование комплекса поведенческих навыков, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющему продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни;

  • формирование коммуникативной, информационной компетенций школьников;

  • формирование потребности быть личностью;

  • формирование индивидуальности;

  • формирование лидерских, менеджерских качеств;

  • формирование социальной зрелости;

  • формирование готовности к преодолению трудностей;

  • формирование готовности к активной деятельности в условиях рынка, демократического общества;

  • формирование иммунитета к негативным влияниям окружающей среды;

  • формирование человека действия, готового проявить себя в различных сферах социально полезной и личностно значимой деятельности

Содержание инновационной деятельности, обусловленное достижением целевых установок, отражено в реализуемых в ОУ образовательных экспериментальных и адаптивных комплексно-целевых программах: адаптивной комплексно-целевой программе «Здоровье», адаптивной интегрированной программе «Здоровье» (под редакцией В.И. Касаткина, Л.А. Щеплягиной»), экспериментальной программе «В мире красоты», адаптивной комплексно-целевой программе «Гражданское воспитание школьников через самоуправление», адаптивной комплексно-целевой программе коррекционно-профилактической работы в ОУ; экспериментальной программе «Предпрофильная подготовка», экспериментальных образовательных программах: «Учимся управлять вместе», «Азбука самоуправления», «Проектирование – путь к успеху».

Содержание программ направлено на передачу знаний, необходимых для формирования у школьников компетенций в сфере гражданских отношений, а также социальной зрелости с использованием активных методов и технологий обучения, а также обеспечивает:

-освоение основных демократических процедур гражданского общества, включая самоуправление;

-освоение норм культуры правовых и деловых отношений;

-знакомство с содержанием экономических и политических отношений на государственном и международном уровне;

-изучение истории своего края, народа, страны для дальнейшего укрепления основ демократии и народовластия в России;

-овладение навыками содержательного взаимодействия (в том числе и с помощью глобальной сети Интернет);

-овладение технологией социального проектирования;

-включение школьников в реальную работу по улучшению жизни местного сообщества через разработку и реализацию социальных проектов обучающихся;

-помощь обучающимся в освоении технологии "портфолио" (папки личных достижений школьника), которая помогает сделать более точный выбор профиля дальнейшего обучения и/или вида работы;

-освоение жизненно важных навыков общекультурной направленности: навыков позитивного отношения к себе, позитивного общения, управления собственными эмоциями, адекватного поведения в стрессовых ситуациях, продуктивного взаимодействия, самостоятельного принятия решений, работы с информацией, решения практических задач в любом виде деятельности (на основе технологий проектирования).



Каковы же механизмы реализации образовательных программ, определяющих инновационную деятельность, прогнозируемые и реальные образовательные результаты?

Рассмотрим реализуемые образовательные программы в рамках заявленных аспектов.

Адаптивная комплексно-целевая программа «Здоровье» включает в себя три подпрограммы, составляющие основу деятельности по здоровьесбережению:
реализуемые в рамках следующих направлений:


  • исследовательская, диагностическая работа (диагностика личности, отслеживание влияния социума, ведение банка данных);

  • профилактическая, коррекционно-развивающая (предупреждение, своевременное выявление, «сдерживание» отклонений в поведении, состоянии школьников, формирование навыков общекультурной направленности);

  • просветительская (консультации, беседы, тренинги, лекции, наглядная агитация, родительский всеобуч, стендовые доклады, презентации и т. д.);

  • воспитательная (проведение сложившегося комплекса традиционных профилактических мероприятий универсальной профилактики, реализация ГЦП: «Здоровье и развитие молодёжи», «Учимся жить вместе», «Школа светофорных наук»; «живой пример педагога», конструктивное, эффективное общение);

  • организационно-методическая работа.

Механизм реализации программы:

- организация деятельности проблемно-творческих групп по работе в направлении коррекционно-профилактической деятельности;

- осуществление социально-педагогического, методического сопровождения коррекционно-профилактической работы в ОУ через расширение функций и содержания деятельности Совета по профилактике (СПС и комиссия по всеобучу – структурные подразделения Совета по профилактике): развитие нормативно-правовой базы коррекционно-профилактической работы в ОУ, управление коррекционно-профилактической работой в школе, организация и проведение мониторинга деятельности педагогического коллектива в области профилактики (универсальной и избирательной), оказание психолого-педагогической поддержки субъектам образования; мотивирование педагогов на значимость осуществления коррекционно-профилактической работы с обучающимися, осуществления контроля деятельности школьной комиссии по всеобучу.

Структурные подразделения системы профилактики, координируемые Советом по профилактике:

-осуществление индивидуального социально-педагогического сопровождения детей группы социального риска (планы индивидуальной коррекционно-профилактической работы, систематическое отслеживание и коррекция результатов деятельности, ведение индивидуальных социально-педагогических карт обучающихся, осуществление избирательной профилактики (в том числе и с привлечением специалистов учреждений профилактики г. Томска);

-осуществление социально-педагогического, методического сопровождения коррекционно-профилактической работы в ОУ социально-педагогической службой ОУ, модель которой представлена ниже:

-оптимизация урочной и внеурочной деятельности (использование современных образовательных технологий);

-изменения в структуре урока, позволяющие реализовывать индивидуальный подход в обучении;

- интеграция тематических разделов: «Самопознание», «Я и другие», «Основы личной безопасности и профилактика травматизма», «Предупреждение употребления ПАВ» - программы «Здоровье» под редакцией Л.А. Щеплягиной и В.И. Касаткина в урочную и внеурочную деятельность (предметные области: «Биология», «Обществознание», «История», «Окружающий мир», «ОБЖ», «Литература» и др.);

-интеграция основного и дополнительного образования;

-развитие сложившейся интегрированной модели профилактической работы (с учреждениями профилактики, здравоохранения, властных структур, общественных организаций);

-осуществление мониторинга коррекционно-профилактической работы в ОУ;

-укрепление материально-технической оснащённости кабинета социального педагога, кабинета логопеда;

-укрепление материально-технической базы профилактической работы диагностическими программно-техническими средствами и др.

Ожидаемые результаты:

-наличие положительной или стабильной динамики физического здоровья обучающихся;

-снижение рецидивов хронических заболеваний у обучающихся и педагогов;

-повышение уровня физического развития обучающихся;

-повышение абсолютной и качественной успеваемости обучающихся на 2-3 %;

-отсутствие в ОУ обучающихся, привлечённых к уголовной ответственности;

-снижение (с положительной ежегодной динамикой) числа административно-правовых нарушений в среде обучающихся;

-отсутствие в ОУ обучающихся, употребляющих наркотические вещества;

-повышение уровня знаний, навыков и умений обучающихся, родителей по вопросам здоровья и его сохранения (согласно темам разделов программы «Здоровье» под редакцией Л.А. Щеплягиной, В.И. Касаткина);

-активное использование в образовательном процессе большинством педагогов здоровьесберегающих технологий;

-повышение качественной успеваемости обучающихся «группы социального риска» на 2%;

-отсутствие отсева обучающихся группы социального риска по причине неуспешности в обучении;

-увеличение числа обучающихся, снятых с внутришкольного учёта на основании положительной динамики;

-осуществляется совместно с инспектором ОДН социальный патронаж семей, находящихся в социально-опасном положении;

-обеспечено ежегодно в летний период трудоустройство 70% детей, находящихся на внутришкольном учёте;

-увеличение процента занятости обучающихся дополнительным образованием на базе ОУ и вне школы на 10%;

-снижение количества конфликтных ситуаций между обучающимися, обучающимися и педагогами, родителями и обучающимися;

-увеличение количества обучающихся с адекватной, положительной самооценкой;

-доведён до 100% процентов процент участия обучающихся школы во всех проводимых профилактических мероприятиях, предусмотренных профилактическими программами различного уровня,

-обеспечено дальнейшее обучение и трудоустройство подростков группы социального риска;

-наличие в ОУ индивидуальных программ работы структурных подразделений профилактики с детьми группы социального риска;

-комфортное пребывание обучающихся в классе, в ОУ;

-развитие сложившейся в ОУ интегрированной модели профилактики.

Выпускник ОУ должен обладать следующими качествами:

-обладать знаниями в области медицины, гигиены, физиологии, психологии, этики, культуры потребления медицинских услуг, права и других дисциплин, позволяющих ему успешно адаптироваться в обществе; уметь решать актуальные для его возраста проблемы;

-уметь противостоять отрицательному влиянию носителей норм антиобщественного поведения (наркомании, пьянству, воровству и др.);

-владеть навыками позитивного общения, адекватного поведения, продуктивного взаимодействия; быть законопослушным гражданином;

-ценностно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;

Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов


  • количественный и качественный показатели участия обучающихся в профилактических (в том числе и программы «Здоровье») программах, мероприятиях различного уровня;

  • количественный и качественный показатели образовательной деятельности обучающихся (в том числе и детей группы социального риска);

  • уровень мотивации обучающихся;

  • динамика изменений количества обучающихся с отклоняющимся, гиперактивным, неуверенным поведением;

  • динамика изменений состояния преступлений и правонарушений в среде обучающихся;

  • динамика занятости обучающихся дополнительным образованием на базе ОУ и вне школы (в том числе и детей группы социального риска);

  • динамика изменений в состоянии психофизического и нравственного здоровья обучающихся и педагогов;

  • уровень социальной адаптации обучающихся, комфортности пребывания в ОУ.

Каковы результаты реализации программы «Здоровье» как основы формирования социальной компетенции школьников?

Организация внутришкольной среды: соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения.

Результаты аттестации рабочих мест, акты смотра работы по выполнению требований охраны труда, техники и пожарной безопасности, электробезопасности, санитарно-гигиенического режима, трудового законодательства ОУ, акты проверки готовности ОУ к новому учебному году и др. свидетельствуют, что в школе соблюдаются санитарно-гигиенические нормы обучения: воздушно-теплового режима, освещения (в том числе и соблюдение требований к цветовому дизайну помещений – светлые спокойные тона бежевого, оранжевого, салатного цветов); требований к школьной мебели и оборудованию (за последние 4 года оборудованы новой школьной мебелью 12 из 13 классных кабинетов (92%);гигиенических требований к расписанию, организации учебно-воспитательного процесса.

Большое внимание уделяется благоустройству и озеленению помещений и прилегающей территории ОУ (2007 г., III место в городском конкурсе по благоустройству города «Томский дворик – 2007»).

Одной из составляющей внутришкольной здоровьесберегающей среды является организация рационального питания школьников как одного их важнейших условий полноценного развития личности. Все участники образовательного процесса получают питание в 2 смены по цикличному меню, согласованному Роспотребнадзором по Томской области. Горячим питанием охвачено 65% обучающихся. Количество детей по годам обучения, охваченных дотационным питанием, представлено в следующей таблице:



2004-2005

265

265

100%

2005-2006

260

260

100%

2006-2007

254

134

53%

2007-2008

281

109

39%

2008-2009

300

98

33%

Охрану здоровья и жизнедеятельности обучающихся, формирование здорового образа жизни в урочное и внеурочное время обеспечивает ряд мероприятий:

-«физкультминутки» на занятиях в классах начальной и основной школы, включающие в себя гимнастику для глаз и рук, упражнения для коррекции позвоночника;

-использование элементов здоровьесберегающих технологий: интерактивных технологий, личностно-ориентированных, технологий проблемного, коррекционно-развивающего обучения и др.; в работу по апробации здоровьесберегающих технологий вовлечены все педагоги школы;

-организация динамических перемен (в том числе по программе «Олимпионик»);

-включение занятий по ЛФК в разделы образовательных программ по физической культуре;

-проведение Единого дня профилактики (не реже 2 раз в год);

-проведения Дня здоровья (1 раз в четверть): образовательные, спортивные, туристические, профилактические мероприятия;

-соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;

-тематические педагогические советы, семинары;

-ведение предмета «Основы социализации личности» (8-9 классы), направленного на формирование коммуникационной компетенции школьников.

Проводится родительский всеобуч для педагогов и родителей силами педагогов коллектива ОУ, приглашённых специалистов.

Достаточно продолжительная (начиная с 2001 года), планомерная работа по осуществлению здоровьесберегающей деятельности в ОУ позволяет сделать вывод и о сложившейся системе мероприятий во внеурочное время по охране здоровья обучающихся, формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни, развитию физической культуры и спорта:

-на базе школы организована работа кружков: «135 уроков здоровья», «Учимся жить вместе», «Школа светофорных наук», «Подвижные игры» и двух спортивных секций;

-традиционно с 2001 года в ноябре месяце проводится декада «Наше здоровье – в наших руках» охват обучающихся составляет около 100%, разнообразные мероприятия акции имеют высокую рейтинговую оценку обучающихся;

-традиционно реализуются месячники: «Внимание, дети!», месячник безопасности, День защиты детей в чрезвычайных ситуациях; конкурс «Безопасное колесо», кругосветки по ПДД; военно-спортивная эстафета «Только вперёд - и ни шагу назад», ралли выживания (процент участия в данных мероприятиях составляет от 60% до 100%);

-обучающиеся и родители принимают участие в профилактических акциях (с 2005 года), проводимых в рамках городских целевых программ: «Путь к своему Я», «Родительский урок», «Думай до, а не после» и др.; Всероссийской акции «За здоровье и безопасность наших детей»;

-значимым событием для всех участников образовательного процесса является «Ярмарка здоровья», проводимая силами ОУ и МУЗ Лоскутовская центральная районная поликлиника;

- традиционным стало проведение на протяжении нескольких лет спортивных мероприятий: «Весёлые старты»; кросс «Золотая осень»; первенство школы по баскетболу, волейболу, пионерболу, теннису, мини-футболу, лыжным гонкам; весенний легкоатлетический кросс; соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».



Работа по оздоровлению обучающихся проводится и в летний период на базе детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Солнышко» (и трудового лагеря) в рамках реализации комплексной программы по организации отдыха, оздоровления и занятости обучающихся «Трудимся. Учимся. Играем» (средний процент охвата обучающихся, занятых в работе смены лагеря, составляет более 70%)

В целях обеспечения участников образовательного процесса доступной и своевременной медицинской помощью между МОУ СОШ № 33 г. Томска и МУЗ Лоскутовская центральная районная поликлиника заключён до 2012 года договор о предоставлении медицинских услуг, который определяет права и обязанности сторон, формы и содержание своевременной медицинской помощи, организована деятельность медицинского кабинета на базе школы:



  • обеспечивает проведение оздоравливающих и профилактических мероприятий для обучающихся и оказание первой медицинской помощи;

  • проводят осмотр всех вновь поступивших в учреждение детей с назначением им комплекса медико-педагогических мероприятий, направленных на благоприятное течение периода адаптации;

  • назначают детям необходимые диагностические пробы, лабораторные исследования и лечение;

  • ведут наблюдение за диспансерной группой больных детей;

  • осуществляют медицинский контроль за организацией физического воспитания обучающихся;

  • ведут установленную Министерством здравоохранения РФ медицинскую документацию;

  • информируют директора ОУ (по подчинённости) о состоянии здоровья детей, их заболеваемости и принимаемых мерах по её предупреждению;

  • проводят занятия с педагогическим персоналом по вопросам организации питания, оздоровительных мероприятий, диагностики заболеваний, санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;

  • проводят санитарно-просветительскую работу с родителями и персоналом ОУ;

  • проводят профилактические и диспансерные наблюдения детей;

  • проводят иммунизацию детей;

  • проводят мероприятия по профилактике и раннему выявлению гепатита В и С, ВИЧ-инфекции.

Инновации в обеспечении образовательной области ОБЖ


Результативность коррекционно-профилактической деятельности

-отсутствие уголовных правонарушений со стороны обучающихся в период с 2000 года по 2008 год;

-в период с 2004 по 2006 годы нет обучающихся, состоящих на учете в ОДН Кировского ОДН, в 2007 году – один обучающийся состоит на учёте: бродяжничество, связанное с компьютерной зависимостью (с данным обучающимся проводится системная профилактическая работа вторичной профилактики);

-на протяжении более семи лет нет случаев дорожно-транспортного травматизма и нарушений правил дорожного движения со стороны обучающихся;

-нет обучающихся, употребляющих наркотические вещества;

-процент участия обучающихся в профилактических и оздоровительных мероприятиях составляет от 60% до 90% обучающихся всех ступеней обучения;

-в результате многолетнего взаимодействия сложилась интегрированная модель профилактической работы ОУ и учреждений профилактики которая позволила повысить эффективность профилактической работы ОУ, о чем свидетельствует победы в районных конкурсах Советов по профилактики в 2005- 2006 (3 место), в 2006-2007 (1 место), в 2007-2008 (2 место в номинации «Программы профилактики» и результаты профилактической работы в ОУ: социальные партнёры ОУ в осуществлении здоровьесберегающей деятельности: учреждения образования: МОУ ДОД ДДиЮ «Факел» (Центр профилактики девиантного поведения «Альтернатива»), МОУ СОШ № 50 ОГУ СРЦН «Огонёк», МООУ «Санаторно-лесная школа», МОУ «Богашёвская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» Томского района; ТОИПКРО (кафедра воспитания); учреждения системы здравоохранения: МУЗ Лоскутовская центральная районная поликлиника; фонд «Сибирь – СПИД – помощь»; МЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики»; областной детский медико-педагогический Центр; общественность: ОГУ «Центр занятости населения города Томска»; властные структуры: ОДН Кировского РОВД; Комиссия по делам несовершеннолетних администрации Кировского районов; Органы опеки и попечительства; Центр социальной поддержки населения Кировского района; Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков; Департамент социальной политики администрации г. Томска; Территориальный Совет по профилактике социального сиротства; Отдел по охране детства;

- наблюдается снижение количества обучающихся, состоящих на внутришкольном учёте:



Учебный год

Начальная школа

Основная школа

Старшая школа

2005-2006

2 (1%)

15 (6%)

-

2006-2007

5 (2%)

13 (5%)

-

2007-2008

5(2%)

8 (3%)

-

-наблюдается снижение количества обучающихся группы социального риска:

Учебный год

Начальная школа

Основная школа

Старшая школа

2005-2006

9 (5%)

26 (10%)

-

2006-2007

12 (5%)

25 (10%)

-

2007-2008

12 (4%)

15 (5%)

-

-наблюдается снижение количества семей, находящихся в социально-опасном положении

Учебный год

Начальная школа

Основная школа

Старшая школа

2005-2006

2 (1%)

10 (4%)

-

2006-2007

7 (3%)

13 (6%)

-

2007-2008

7 (2%)

8 (3%)

-

- сравнительный анализ за предыдущие 3 года показывает количественное снижение процента обучающихся, оставленных на повторное обучение (от 7 до 1 обучающегося);

Система мероприятий по формированию здорового образа жизни, охраны здоровья обучающихся, созданию условий для обеспечения безопасности жизнедеятельности сформировалась на основе интеграции во внеурочную и урочную деятельность школьных и городских (в том числе и федеральной) программ по профилактике здоровья участников образовательного процесса:



    • школьной адаптивной комплексно-целевой программы коррекционно-профилактической работы в ОУ (охват обучающихся 100%): подпрограмма «Комплексный подход в работе с детьми, испытывающими трудности в обучении»;

    • адаптивной (на основе федеральной программы «Здоровье» под редакцией Л.А. Щеплягиной и В.И. Касаткина) комплексно-целевой программы «Здоровье» (охват обучающихся 100%);

    • комплексной программы организации летней занятости, отдыха, оздоровления обучающихся в летний период «Трудимся. Учимся. Играем» (охват обучающихся более 70%);

    • ГЦП «Учимся жить вместе» (13% от обучающихся начальной школы);

    • ГЦП «Школа светофорных наук» (10% от обучающихся начальной школы);

    • ГЦП «Здоровье и развитие молодёжи» (около 100% от обучающихся 5-11 классов;

    • ГЦП «Меры противодействия немедицинскому употреблению наркотиков и борьбе с другими видами патологической зависимости у детей, подростков и молодёжи».

Интеграция общего и дополнительного образования в области здоровьесбережения:

Предметная область

Дополнительное образование на базе ОУ

Дополнительное образование вне школы

Начальная школа

Физическая культура

Кружок «Подвижные игры» 1класс

Программа «Президентские состязания»

Окружающий мир

ОБЖ, Природоведение

Русский язык

Литературное чтение

(интеграция тем разделов программы «Здоровье»)


Система классных часов по реализации программы «Здоровье» Л.А. Щеплягиной, В.И. Касаткина

ГЦП «Учимся жить вместе»

ГЦП «Школа светофорных наук»



Кружки: «Учимся жить вместе», «Школа светофорных наук» (ЮИД), «135 уроков здоровья»

Основная школа

Физическая культура

Секции баскетбола, волейбола (от УДО ДЮКФП №4 г. Томска)


Программа «Президентские состязания»

Круглогодичная спартакиада «Здоровье»



Обществознание

Основы социализации личности (региональный компонент)



Центр гражданского образования детей и молодёжи «Социальное проектирование»

Межрегиональный социально-образовательный проект «Россия. Демократия. Образование» (ОГУ РЦРО)

ОБЖ

Кружок «Меткий стрелок»

Районные соревнования военно-спортивной игры «Зарница» (УДО ДЮКФП №4 г. Томска)

Литература

ОБЖ


Биология

История


Обществознание

(интеграция тем разделов программы «Здоровье»)



Система классных часов по реализации программы «Здоровье» Л.А. Щеплягиной, В.И. Касаткина

ГЦП «Здоровье и развитие молодёжи»

Старшая школа

Физическая культура

Секции баскетбола, волейбола (УДО ДЮКФП №4 г. Томска)

Круглогодичная спартакиада «Здоровье»

Обществознание Основы проектирования

(региональный компонент)



Центр гражданского образования детей и молодёжи «Социальное проектирование»

Межрегиональный социально-образовательный проект «Россия. Демократия. Образование» (ОГУ РЦРО)

Литература, ОБЖ

Биология, История

Обществознание

(интеграция тем разделов программы «Здоровье»)



Система классных часов по реализации программы «Здоровье» Л.А. Щеплягиной, В.И. Касаткина

ГЦП «Здоровье и развитие молодёжи»

ОБЖ

Военные сборы юношей 10 класса

Программа «Спартакиада молодёжи России допризывного возраста»

Программа «Здоровье» (В.И. Касаткина, Л.А. Щеплягиной) интегрирована в предметные области, интеграция тем разделов программы отражена в календарно-тематическом планировании уроков по предметным областям. В качестве примера интеграции приводится ниже план реализации данной программы в предметные учебные области и внеурочную деятельность (форма – классный час, тренинг) в 4 классе:






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница