«Формирование социально-психологической компетентности будущих учителей



Дата08.01.2018
Размер35.5 Kb.
ТипАвтореферат диссертации

На правах рукописи

Аксенова Вера Николаевна


«Формирование социально-психологической компетентности будущих учителей (на примере студентов педагогического вуза)».


Специальность 13.00.08. – теория и методика профессионального образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

магистр педагогических наук


Научный руководитель:

Кулакова Ирина Александровна


Красноярск - 2010

В последние годы в педагогике все более значимой становиться проблема профессионализма, поиск путей его формирования и развития (Т.Б. Базаров, И.В. Вачков, Э.Ф. Зеер, Ю.П. Зинченко и др.). Общество выдвигает новые высокие требования к квалификации специалистов, работающих в образовательной сфере, уровню их компетентности. Это значит, что в подготовке педагогов, чья профессия ориентированна на работу в образовательной сфере, эти требования должны учитываться.

Этапом первичной профессионализации принято рассматривать высшее профессиональное образование. В этот период происходит не только знакомство со спецификой выбранной профессии, приобретение базовых профессиональных навыков и умений, но и формирование ценностных установок и мотивации к будущей профессиональной деятельности. Одним из важных компонентов профессионализма в деятельности учителя является социально-психологическая компетентность (А.В. Безносова, Л.И. Берестова, И.Я.Зимняя и др.). В связи с этим возрастает актуальность проблемы формирования социально-психологической компетентности у студентов педагогической специальности. Анализ литературы показывает неоднозначность трактовки как самого понятия социально-психологической компетентности, так и подходов к ее структуре и механизмов формирования.

В эмпирическом плане также проведено недостаточно исследований, которые бы раскрывали механизмы формирования и динамику развития социально-психологической компетентности у учителей, специфику ее становления на этапе обучения в вузе. В связи с этим существует необходимость продолжения изучения этой проблемы. В основе работы лежит общепсихологический подход к пониманию компетентности, по которому данное понятие – есть сложное психическое образование, которое является интегративной характеристикой целостной личности, включающей мотивацию к усвоению знаний и умений, личностные качества и способность к решению проблемных задач.

На сегодняшний день в педагогике обоснован ряд положений, важных для осмысления вопросов социально-психологической компетентности учителя, в том числе и будущего. Анализ различных исследований позволяет выявить теоретическую основу, раскрывающую философские, а так же психолого-педагогические аспекты сущности вопросов профессионального образования и его организации, идеи компетентностного подхода процессу профессионального образования, обосновывающие понятия, структуру, технологию формирования профессиональной компетентности. Вместе с тем, в исследованиях не достаточно освещаются вопросы формирования социально-психологической компетентности будущего учителя.

Анализ научных исследований и осмысление вопросов формирования социально-психологической компетентности будущих учителей позволяет выделить противоречие между: необходимостью формирования социально-психологической компетентности у будущих учителей и недостаточной разработанностью теории и практики её формирования в процессе обучения. Это противоречие определило проблему исследования: определиться со структурой социально-психологической компетентности будущих учителей и технологией её формирования на этапе обучения в ВУЗе. Актуальность, социальная востребованность, а также практическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование социально-психологической компетентности будущих учителей (на примере студентов педагогического ВУЗа)»

Объект исследования – социально-психологическая компетентность будущих учителей.

Предмет исследования – процесс формирования социально-психологической компетентности у будущих учителей.

Цель исследования – изучение особенностей социально-психологической компетентности и разработка курса, направленного на ее формирование.

Гипотеза: формирование социально-психологической компетентности у будущих учителей на этапе обучения в ВУЗе будет более успешным, если в программу подготовки студентов включить разработанный курс «…»

В соответствии с целью исследования, сформулированной гипотезой, предстоит решить следующие задачи:

- проанализировать основные теоретические подходы к определению, структуре и видам компетентности с целью выявления актуальности темы;

- определить место социально-психологической компетентности в профессиональной деятельности учителя;

- выявить факторы и механизмы, способствующие формированию социально-психологической компетентности будущих учителей на этапе обучения в ВУЗе;

- разработать курс, направленный на формирование социально-психологической компетентности будущего учителя.

В основе исследования лежит комплекс общефилософских, педагогических психологических методов, таких как: теоретические – анализ, синтез, классификация; эмпирические – изучение нормативной и учебной документации ВУЗов, анкетирование, опрос (16-ти факторный опросник Кеттелла), педагогический эксперимент, описание, обобщение, обработка и систематизация эмпирических данных.

В результате работы над темой диссертационного исследования, мы предполагаем получить следующие результаты:

1. Проанализировав научную литературу, изучив нормативную документацию ВУЗа, мы выделили основные виды компетентностей, а также рассмотрели и описали их структуру.



2. Исходя из анализа ранее проводимых исследований и проведя свое анкетирование среди преподавателей ВУЗа, определили место социально-психологической компетентности в профессиональной деятельности, как настоящего, так и будущего учителя.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница