Формирование профессиональной компетентности будущего инженера при помощи развития



Скачать 79.23 Kb.
Pdf просмотр
страница1/4
Дата04.06.2018
Размер79.23 Kb.
  1   2   3   4


УДК 371
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА ПРИ
ПОМОЩИ РАЗВИТИЯ
АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Гордиенко Татьяна Петровна,
доктор педагогических наук, доцент,
заведующая кафедрой информационных систем и технологий, заместитель директора по научно-педагогической
работе КЭИ
Крымский экономический институт им. В. Гетьмана, г. Симферополь
Савченко Елизавета Викторовна,
преподаватель кафедры прикладной физики и нанофизики
Севастопольский национальный университет
ядерной энергии и промышленности, г. Севастополь
Бугаева Полина Викторовна,
преподаватель кафедры «Электротехника»
Севастопольский национальный университет
ядерной энергии и промышленности, г. Севастополь

Постановка проблемы. В связи с изменением деятельности современного инженера, реформами, происходящими в системе высшего профессионально-технического образования, повышением требований к будущим специалистам инженерно-технического профиля возникает необходимость формирования у студентов профессиональной компетентности будущих инженеров. Сегодня, когда идет речь об ускорении перехода от экстенсивных к интенсивным факторам общественного производства, серьезного решения, требуют проблемы, которые касаются улучшения планирования, коррекции всей системы общества, в нашем случае системы обучения. Внедрения разнообразных форм организации труда требует совершенствование учебной деятельности. В системах “преподаватель-студент”, где преподаватель руководит деятельностью студентов, роль организации особенна, поскольку здесь нет готовых систем, их необходимо создавать с учетом конкретных условий и часто корректировать в самом процессе функционирования.
Удачно выбранные формы организации учебной деятельности, правильная расстановка участников, налаженные связи, придают стабильности, стойкости системе, задают оптимальный ритм и порядок деятельности. [3].
Анализ исследований и публикаций. Понятие «профессиональная компетентность» по-разному трактуется разными авторами. В рамках нашего исследования наибольший интерес представляет то, что профессиональная компетентность проявляется не в форме заученного знания, а как актуализация мыслительных умений специалиста, которая позволяет обеспечить возможность решать определенные классы задач, анализировать ход и результаты их решения, вносить необходимые коррективы [4, с. 54].. В качестве примера рассмотрим развитие абстрактно-логического мышления, как основного вида мышления, преобладающего у студентов, на практических занятиях по курсу общей физики.
Для изучения мыслительной деятельности студентов воспользуемся двумя методами: эмпирическим (рассматривает деятельность каждого); теоретико-эмпирическим (рассматривает деятельность по решению задач в целом).
Решение задачи, как основной вид деятельности студентов на практических занятиях, представляет собой анализ и соотнесение данных и искомых величин [5, с. 95]. Преподавателям необходимо использовать определенные методы обучения для активизации мыслительной деятельности студентов. Для этого следует знать основные законы развития мышления, как в общем, так и при обучении решению физических задач.
Приведем следующее определение мышления: «мышление, высшая ступень человеческого познания, позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания – психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций» [1, с. 337].
Писхолог С.Л. Рубинштейн рассматривает процесс мышления таким образом: «Процесс мышления – это прежде всего анализирование и синтезирование того, что выделяется анализом; это затем абстракция и обобщение, являющиеся производными от них. Закономерности этих процессов в их взяимоотношениях друг с другом суть основные вынужденные закономерности мышления. Так же как анализ осуществляется через синтез, синтез осуществляется через анализ, охватывающий, части, элементы, свойства и их взаимосвязи» [5, с. 103] (см. схему 1).

Мышление
Умственная деятельность
Операции мышления
Анализ
Абстрагирование
Сравнение
Обобщение
Синтез
Конкретизация




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница