Формирование образа семьи в средствах массовой информации россии



страница1/37
Дата03.01.2018
Размер2.95 Mb.
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


Министерство образования российской федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Российский государственный гуманитарный университет
На правах рукописи

Мищенко Владимир Анатольевич

ФОРМИРОВАНИЕ образа семьи в средствах массовой информации РОССИИ
Специальность 22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы

Диссертация на соискание учёной степени

кандидата социологических наук

Научный руководитель:

профессор, доктор

политических наук,

Адилова Л.Ф.

Москва, 2014

СОДЕРЖАНИЕ





СОДЕРЖАНИЕ 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА СЕМЬИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ 14

ГЛАВА 2. Содержание и специфика образа российской семьи 69

ГЛАВА 3. ОБРАЗ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 116

ПРИЛОЖЕНИЯ 191




ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. На протяжении веков именно семья, выполняла основные функции социализации - социальной идентификации и формирования ценностных ориентаций. В информационную эпоху их трансляция и передача новым поколениям россиян осуществляется уже не только социальным институтом семьи, но и конструируются посредством воздействия информационного пространства и особенно средств массовой информации (СМИ), которые часто сравнивают с «четвертой властью».

Социальные последствия трансформации экономической, социальной, политической, социально-культурной жизнедеятельности российского общества внесли принципиально новые основания для выстраивания приоритетов по репрезентации места семьи в информационном пространстве России. Выявлены не только позитивные, но и негативные тенденции к ослаблению социальной интеграции нашего многонационального общества в силу минимального представления об объединяющей, традиционной роли семьи в СМИ. В связи с этим, четкое представление том, что есть современная российская семья и ее репрезентация в СМИ, представляются весьма актуальными.

В настоящее время наблюдается не только дефицит научного изучения роли семьи в современной России, но и эффективных социальных технологий ее репрезентации в современных средствах массовой информации. Мало исследованы информационные эффекты воздействия «образа российской семьи» на концептуальное осмысление и реализацию продуктивной модели семейной политики структурами государственного и социального управления. Отмечено, что прямой перенос на российскую почву конструктов функционирования западных СМИ, сложившихся в иных системах, не дает ключ к пониманию специфических для отечественной практики вопросов.

Следствием всего этого, а также явной нечувствительности масс-медиа к налаживанию обратной связи с общественным мнением, стало фактическое отсутствие социального контроля над ценностным наполнением медиа-контента, проектирования механизма поддержания, актуализации позитивного образа российской семьи, постоянной ее репрезентации.

Формирование идеального «образа семьи» как никогда раньше зависит от каналов массовой коммуникации, которые достаточно произвольно определяют современные социальные установки, нормы, стереотипы восприятия семейно-брачных отношений.

Стремительно изменяются и сами реципиенты информационного воздействия. Их уже не удовлетворяет позиция пассивного потребления продукта масс - медиа, в то время как менеджеры производства и распространения медиа-продукции явно застряли на принципе квази- информационной политики. Современная читательская, зрительская аудитория стремится к социальному партнерству, социальному взаимодействию в процессе информационного обмена, к тому, чтобы содержание информации удовлетворяло социальные потребности, отражало и воспроизводило ценностные ориентации россиян.

Однако содержание информационной продукции в СМИ зачастую не соответствует социально значимым потребностям российского общества, современному мышлению потребителей этой информации. Парадоксальным образом, вопреки всем «вызовам» пропаганды поп-культуры, роста негативных явлений в сфере брака и семьи, россияне не утратили, как показывают репрезентативные результаты социологических опросов, социального доверия к традиционным семейным ценностям, составляющим основу образа российской семьи. Следовательно, назрела необходимость своевременно исследовать и обобщать наблюдаемые социальные факты, проблемные зоны функционирования семьи и их продвижения в СМИ России. Ставшие очевидными, отмеченные выше обстоятельства предоставляют основания для адекватного определения «предметного поля» и показывают основные грани актуальности выбора темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы.

К анализу средств массовой коммуникации и информации, как к многофункциональному институту и объекту социологического исследования обращались Г. Лассуэлл, П. Лазарсфельд, Р. Мертон, К. Маннгейм, М. Маклюэн, Д. Белл, а также наши современники Ю.Хабермас, М.Кастельс. Среди современных отечественных авторов можно выделить Б.А. Грушина, А.С. Запесоцкого, Ю.А. Левада, Н.И. Лапина, Ж.Т. Тощенко, В.А. Ядова, которые не только изучают СМИ, но и оценивают их воздействие на аудиторию, в том числе через медиаметрические показатели.

Методологическим ориентиром для данного исследования стало понятие, введенное в научный оборот П.А. Сорокиным - «социально-информационное пространство». В контексте политико-социологического дискурса эту классическую традицию продолжили и развили, применительно к российским реалиям, в своих исследованиях В.З. Коган, Т.А. Дридзе, И.В. Лысакова, Б.М. Фирсов, А.Н. Алексеев и др. Проблему социального регулирования информационного воздействия СМИ на массовое сознание исследовали Л.Ф. Адилова, В.М. Березин, М.А. Василик, A.A. Грабельников, Т.А. Елисеева, А.А. Кириллова, О.В.Ковригина, В.К. Малькова. Г.Г. Почепцов, В.К. Сергеев, И.С. Семененко, К.А. Тарасов, А.В. Федоров, А.Н., Чумиков и др.

Тема репрезентации семьи в средствах массовой информации подробно освещена в работах российских ученых: А.В. Коротковой, М.М. Назарова, А.И. Соловьева, Л.М. Землянова. Социологический анализ влияния массовой культуры и СМИ на семейные ориентации и установки, представлен в работах А.И Антонова, В.Н. Архангельского, О.Л. Лебедь, В.М. Медкова, Е.Н. Новоселовой, А.В. Носковой, А.Б. Синельникова и др.

В последние годы в рамках реализации проекта «Семейные ценности в СМИ» Всероссийской программы «Святость материнства» к этой проблематике активно участвовали социологи, политологи, журналисты Л.Ф. Адилова, О.Е. Воронова, З.Б. Жансоева, Г.В. Попкова, Н. Р. Маликова, О.Н. Савинова, А.В. Сысоев и многие другие исследователи данного контента/содержания в информационном пространстве России.

Для социологического анализа процесса формирования представления о семье в СМИ, продуктивно обращение к концептуальным идеям «стереотипизации» У. Липпмана, «фальшивой реальности» как эффекта средств массовой коммуникации Г. Дебора, к теории «общества спектакля» П. Бурдье, к идеям Ж. Бодрийяра. Они дают представление о формах репрезентации «второй», «параллельной реальности» в массовой коммуникации.

Способы формирования идеального и/или типичного «образа семьи» в СМИ могут быть проанализированы с позиций теории социального конструирования. Для разработки социального конструкта того или иного символического образа в СМИ применим ряд концепций.

Привлечены некоторые выводы математической теории коммуникации К. Шеннона, теории К. Левина - о роли группового фактора в коммуникации; теории Ч. Осгуда о том, что основу коммуникации составляют отношения между источником информации и реципиентом. Столь же продуктивны идеи А. Маслоу (мотивация коммуникационного поведения на основе «иерархии потребностей»), теории «когнитивного диссонанса» Л. Фестингера (о выработке типа установок на коммуникацию: положительные, нейтральные и отрицательные).

Еще в большей мере предоставляют возможности для углубленного понимания формирования ценностей, в процессе социального взаимодействия в СМИ, представляют теории/модели коммуникации. Отметим самые значимые из них. Это - теории Э. Каца и П. Лазарсфельда, Э. Ноэль–Нойман, модели коммуникации Д. Шоу, и М. Маккоба, модель инновационной диффузии Э. Роджерса, модель «привратника» К.Левина. В них подчеркивается роль социального института СМИ и как канала передачи информации, и как «лидеров мнений», и как «привратников» в мир коммуникации, формирующего социальные установки, потребности, интересы и ценностные ориентации людей.

Сквозь призму семиотического и семантического осмысления знаков, символов языка вербальной и невербальной коммуникации СМИ, можно вполне адекватно объяснять восприятие аудиторией смыслового контекста, в том числе и визуальных образов, тиражируемых в информационном пространстве.

Для раскрытия проблемы использовались концептуальные идеи теории мифологической коммуникации (К. Леви-Стросс, Р. Барта, К. Юнг), подчеркивающих значение для коммуникации мифов, ритуалов, «архетипов» сознания, изначально укорененных или генерируемых в нем внешними воздействиями, в частности СМИ, выступающими в роли регуляторов общения, понимания и поведения.

Особый интерес вызывает вклад Бирмингемской школы, социологи которой исследовали роль СМИ в процессе взаимодействия с различными социальными структурами, в том числе и с наиболее устойчивым, первичным социальным институтом – институтом семьи.

Знакомство с результатами научных исследований проектирования, формирования, продвижения семейного образа жизни в СМИ, в современном информационном пространстве выявило и определенный дефицит, и их незавершенность. Вне зоны исследовательского внимания, малоизученными остались существенные аспекты обозначенной проблематики. Дополнительного изучения требуют социально-культурные аспекты воздействия СМИ на общественно значимые ценности: материнства, отцовства, детства, семейно-брачных отношений.

Представления о семье, в том числе и традиционные, не являются неизменными, константными, они постоянно меняются, наделяются новыми смыслами. В информационную эпоху образ семьи трансформируются, находясь под интенсивным воздействием всевозрастающей власти, как традиционных СМИ, так и электронного информационного пространства. Соответственно, крайне актуально исследование современных средств и способов трансляции информации, вызовов и рисков реализации информационной политики по формированию образа семьи в современной России.



Объект исследования – образ семьи в СМИ России.

Предмет исследования – процесс репрезентации образа российской семьи в СМИ.

Цель исследования заключается в выявлении особенностей процесса проектирования, формирования и репрезентации образа семьи в средствах массовой информации.

Задачи диссертационного исследования:

  • Рассмотреть структуру и место СМИ в современном информационном пространстве, охарактеризовать основные субъекты производства, потребления и способы трансляции информации;

  • Дать социологическую интерпретацию степени влияния основных СМИ на представления о современной российской семье;

  • Выявить эффективность социальных проективных технологий социально-культурного конструирования имиджа семьи в СМИ;

  • Определить основные формы и методы репрезентации образа семьи в СМИ;

  • Представить рекомендации по обеспечению социального партнерства, солидарного обеспечения структурами государственного и социального управления процесса формирования позитивного образа семьи в СМИ России;

  • Провести сравнительный анализ «образов российской семьи», транслируемых в СМИ и образа «идеальной семьи» в представлениях россиян;

  • Раскрыть социальные механизмы и перспективы партнерства СМИ и российских общественных организаций, объединений в продвижении просемейной информационной политики.

Теоретико–методологическую основу диссертационного исследования составили концептуальные идеи, лежащие в области теории и социологии массовых коммуникаций, социологии СМИ.

К исследованию проектирования образа семьи в СМИ привлекались элементы методологии аксиологического, нормативного, семиотического, институционального и социально-конструктивистского подходов. Автор обращается к дискурсу неоструктурализма и функционализма, позволяющих привлечь социологические методы к трактовке сущности и содержания образа российской семьи.



Эмпирическая база исследования.

  • Результаты авторских исследований: 1. «Имидж семьи и брака в современных российских печатных изданиях». Метод контент-анализа общефедеральных и региональных изданий («Российская газета», «Комсомольская правда», «Наш красноярский край» за период январь-июнь 2013 г.) Выборка целевая. N=6006 статей (ИСБ-2013); 2. «Семейные ценности современной молодежи: актуальные задачи для семейной политики». Метод анкетного опроса представителей молодежных объединений. Выборка целевая. N=590. (Июль 2011) (СЦМ-2011); 3. «Региональные эксперты о семейных ценностях и просемейной информационной политике». Метод опроса экспертов/журналистов, сотрудников региональных СМИ. N=320 (Май 2012) (ЭСЦ-2012); 4. «Семейные ценности современной молодежи и социальное самочувствие молодых семей: актуальные задачи для семейной политики». Экспертный опрос высокостатусных представителей СМИ (редакторов, директоров СМИ, модераторов популярных групп в социальных сетях). N=110 респондентов. (Июль 2010) (ЭОСМИ-2010); 5. «Образ современной российской семьи в СМИ». Формализованная анкета и ее самозаполнение. N=104. (Август 2011) (ОРС-2011); 6. «Формирование семейной политики в современной России». Формализованная анкета и ее самозаполнение. N=108. (Июнь 2012) (ФСП-2012); 7. «Семейные ценности в информационном пространстве России», «Образ семьи в СМИ и различных жанрах культуры». Метод контент-анализа. N=305. (Май 2013) (ОС-2013); 8. «Семейные ценности в современных СМИ». Метод анкетного опроса. N=260. (Сентябрь 2013) (СЦ-2013).

  • Анализ документов: правовые акты органов государственной власти и некоммерческих организаций Российской Федерации за 1995 – 2013 годы; Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов, утвержденной Указом Президента РФ от 1995 г., Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента РФ от 2000 г., Концепции демографической политики РФ на период до 2015 г., утвержденной Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351; Концепции государственной семейной политики РФ на период до 2025 (Общественный проект) от 2013 г., Концепции государственной семейной политики (проект Министерства труда и социальной защиты РФ) от 2014 г.

  • Вторичный анализ данных репрезентативного социологического опроса «Семейные ценности в современных СМИ», предпринятого исследовательской группой «ЦИРКОН» с участием автора (N= 1680, в 140 населенных пунктах, 2009, 2013). На последнем этапе сбора эмпирических данных в 2013 г. были повторно опрошены респонденты из Ростова-на-Дону, Пскова, Смоленска, Новосибирска, Южно-Сахалинска, Белгорода, Нижнего Новгорода, Москвы и Санкт-Петербурга (ИГЦ-2009, 2013).

Практическая значимость результатов исследования.

Полученные результаты, основные положения, практические рекомендации, содержащиеся в диссертационном исследовании, вошли в предложения к разработке «Общественного проекта Концепции государственной семейной политики РФ на период до 2025 года», а также могут быть использованы структурами государственного и социального управления, общественными организациями и ассоциациями граждан, федеральными и региональными средствами массовой информации. Они позволяют внести полезные коррективы в информационную политику, при разработке и реализации мер формирования образа семьи в информационном пространстве России, в том числе в СМИ.

Положения диссертации использовались при совершенствовании проекта Концепции государственной семейной политики, разрабатываемой под эгидой Министерства труда и социальной защиты РФ. Так, для доработки проекта нормативного акта внесено предложение по его дополнению подразделом «Семейно-ориентированная информационная политика» предусматривающим:

• Увеличение объемов поддержки семейно-ориентированных информационных проектов в рамках государственной поддержки СМИ;

• Оказание системной поддержки деятельности структур гражданского общества, способных участвовать в формировании семейно- ориентированной информационной политики;

• Организация долгосрочных кампаний по размещению социальной рекламы, направленной на утверждение ценностей семьи;

• Стимулирование создания произведений культуры и искусства, способствующих распространению семейных ценностей;

Организация долгосрочных и широкомасштабных программ по формированию семейных ценностей у детей, подростков и молодежи;

• Развитие дополнительного образования для журналистов федеральных и региональных СМИ в виде программ повышения квалификации и обучающих семинаров по социальной журналистике и особенностям освещения в СМИ семейной темы.

Положения диссертации были включены в доклад председателя Совета Федерации РФ В.И. Матвиенко на заседание президиума Государственного совета «О государственной политике в сфере семьи, материнства и детства» 17 февраля 2014 г., который нашел отражение в перечне поручений Президента РФ по итогам заседания, а именно:



  • Целесообразность формирования семейно ориентированной государственной информационной политики , направленной на укрепление традиций семейных отношений, в основе которых семья с детьми, пропаганду ответственного родительства, здорового образа жизни;

  • Необходимость осуществления мер по повышению качества и оптимизации времени трансляции программ для детей и юношества, направленных на формирование здорового образа жизни и воспитание семейных ценностей, на федеральных и региональных каналах телевидения и радиовещания;

  • Разработка на основании концепции семейной политики государственные программы субъектов Российской Федерации, направленные на улучшение социально-экономического положения семей с детьми, обеспечив при их реализации согласованную работу соответствующих органов исполнительной власти, общественных и некоммерческих организаций.

Выводы исследования могут быть ориентиром при составлении федеральных и региональных социальных программ поддержки, защиты семьи, семейных ценностей. Материалы диссертации могут быть использованы в вузовском образовательном процессе, в учебных курсах «Социология семьи», «Социальная работа», «Социология СМИ», «Социология управления», «Социология массовой коммуникации».

Апробация работы. Содержание диссертационного исследования нашло отражение в 18 научных публикациях, общим объемом 3,8 п.л.; из которых 6 статей опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных в перечне ВАК РФ. Основные положения диссертационного исследования докладывались на международных и всероссийских конференциях, на научно-практических «круглых столах»: XIV Международная научная конференция «Модернизация России: ключевые проблемы и решения». ИНИОН РАН, Москва, 2013 г.; XIV Международная теоретико-методологическая конференция «Организация и самоорганизация интеллигенции в современном российском обществе», Москва, 2013г.; Учредительный съезд «Национальной родительской ассоциации», Московская область, 2013г.; VII Всемирный Конгресс Семей (World Congress of Families), Австралия, Сидней, 2013 г.; Круглый стол «Семья в проблемно-тематическом поле региональных изданий и технологии продвижения семейной тематики в СМИ», Южно-Сахалинск, 2013 г.; Круглый стол «Формирование традиционных семейных ценностей в СМИ», Нижний Новгород, 2013 г.; Круглый стол «Семейные ценности в современном информационном пространстве», Тюмень, 2013 г.; Круглый стол «Семейные ценности в современном информационном пространстве», Курган, 2013 г.; Круглый стол «Роль СМИ в формировании ценностей семьи материнства», Белгород, 2013 г.; Круглый стол «Семья и СМИ: две параллельные реальности», Новосибирск, 2013 г.; Третий Форум Всероссийской программы «Святость материнства»: «Семейные ценности в современном информационном пространстве», Москва, 2013 г.; XV Конференция «Наука. Философия. Религия.», Дубна, 2012г.; Всероссийская научная конференция «Социальный капитал современного общества», Санкт- Петербург, 2012г.; Второй форум Всероссийской программы «Святость материнства», Нижний Новгород, 2012г.; Научно-практическая конференция «Факторы и перспективы развития межкультурного диалога дружбы», Ростов-на-Дону, 2012 г.; Всероссийская научная конференция «Современные проблемы государственной политики и управления», Москва, 2012 г.; Всероссийская конференция «Профилактика социального сиротства и улучшения положения семей с детьми раннего возраста: опыт, проблемы, перспективы», Москва, 2012 г.; Круглый стол «Эффективные региональные модели и лучшие практики профилактики социального сиротства, устройства в семьи детей-сирот и детей без попечения родителей, и их сопровождение», Москва, 2012 г.; VI Всемирный Конгресс Семей (World Congress of Families), Испания, Мадрид, 2012 г.; XIV Конференция «Наука. Философия. Религия.», Дубна, 2011 г.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, списка литературы и приложений включающих схемы, таблицы по результатам эмпирических исследований. Основное содержание изложено на 163 страницах (с приложениями – на 248 страницах). Список литературы содержит 364 наименований.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА СЕМЬИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ




    1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница