Формирование образа «новой» россии в общественном сознании великобритании в начале 1990-х гг.



Скачать 394.87 Kb.
страница1/5
Дата04.05.2018
Размер394.87 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5

На правах рукописи

СОКОЛОВ Виталий Михайлович

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА «НОВОЙ» РОССИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В НАЧАЛЕ 1990-х гг.

(на материале британской прессы)

Специальность 24.00.01 – Теория и история культуры


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата культурологии

Москва – 2010

Работа выполнена на кафедре региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент

Медведева Каталин Татьяна

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Ващенко Александр Владимирович

доктор философских наук, профессор

Зимин Александр Иванович


Ведущая организация: Оренбургский государственный

университет

Защита состоится «___» ________________ г., в _____ часов, на заседании диссертационного совета Д. 501.001.28. при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.

Адрес: 119192, Москва, Ломоносовский пр., 31, корп. 1, факультет иностранных языков и регионоведения, ауд. _________

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке МГУ.

Автореферат разослан «___» ________________ г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Жбанкова Е.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Проблема взаимного восприятия уже долгое время является важным аспектом сосуществования государств и народов. В силу различных особенностей исторического и культурного развития у разных народов складываются уникальные картины мира, частью которых являются и представления о других культурах и этносах. Они оказывают важное влияние, как на межэтнические отношения, так и на внешнюю политику государств, а также на всю систему межнациональных отношений.

Восприятие России в общественном сознании стран Запада всегда отличалось противоречивостью, что в целом соответствует общему характеру отношений между Россией и Западом. Диалог культур в данном случае во многом отражает и даже в некоторой степени формирует отношения между Россией и Западом.

Одним из наиболее важных и сложных с политической точки зрения западным партнером России на мировой арене на протяжении более чем четырех веков является Великобритания. Отношения между Россией и Великобританией в полной мере отражают противоречивость отношений между Россией и Западом. История сложного взаимодействия между Россией и Великобританией на внешнеполитической арене, тем не менее, сочетается с очевидным интересом каждой их двух стран к культуре другой.

Существует мнение, что в процессе исторической эволюции образа России в западном общественном сознании, Россия всегда воспринималась на Западе как экзотическая восточная страна, «как особый мир, обладающий собственными неповторимыми характеристиками, образом жизни, ментальностью и культурой».1 В то же время, исследователи отмечают, что каждая новая эпоха в историческом развитии страны привносит новые особенности восприятия ее другими государствами, а черты образа страны, характерные для предыдущего этапа ее развития, уходят на второй план, уступая место другим.2

Одним из таких периодов смены исторических эпох в развитии России является начало 1990-х годов, когда просуществовавший около 70 лет Союз Советских Социалистических Республик ушел в прошлое, а Россия, его преемник, выбрала курс рыночных отношений в экономике и построения демократии в политике. Для обозначения этого периода исторического развития России часто используется понятие «новая» Россия3 в противовес коммунистической России советского периода.

На формирование образа государства оказывают влияние несколько факторов. Это и объективные изменения в политической, социальной, экономической, культурной жизни страны, и целенаправленные усилия этой страны по созданию благоприятного имиджа, и культурные доминанты восприятия этой страны, характерные для представителей воспринимающей страны. В данной работе основное внимание уделяется последнему фактору, поскольку работа носит культурологический характер и нацелена на анализ формирования образа государства именно с культурологической точки зрения.

Образ государства в общественном сознании другого государства исследуется представителями различных наук, в том числе истории, социологии и политологии, однако, изучению образа государства с культурологической точки зрения уделяется в современной науке недостаточное внимание, хотя взаимное восприятие народов определяется особенностью их культур. Необходимость анализа культурологических особенностей формирования образа государства обуславливает актуальность данного исследования.



Научная новизна исследования заключается в комплексном исследовании образа «новой» России в британском общественном сознании, при котором акцент делается на выявлении культурных корней компонентов образа. Анализу образа России в текстах зарубежных СМИ с культурологической точки зрения уделяется недостаточно внимания, поскольку исследователи последних лет большее внимание уделяют политологическим и социологическим аспектам изучения проблемы, рассматривая образ государства через призму его политических отношений с другим государством, а не через призму диалога культур.

Цель исследования состоит в изучении образа «новой» России в статьях английских печатных средств массовой информации как культурологическом источнике, выявлении особенностей его формирования и основных структурных компонентов.

Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие исследовательские задачи:



  1. Проанализировав особенности определения слова «образ», дать определение понятию «образ государства».

  2. Проследить на основе исследований текстов английской художественной литературы основные этапы формирования образа России в общественном сознании Великобритании и выявить его устойчивые структурные компоненты.

  3. Проанализировать статьи английских печатных СМИ начала 1990-х годов и выявить основные черты образа «новой» России в текстах СМИ.

  4. Сравнить основные черты образа России в художественной литературе и СМИ для анализа культурных корней компонентов образа «новой» России, формирующегося в общественном сознании Великобритании начала 1990-х годов.

  5. Сопоставить основные черты образа «новой» России в текстах британских СМИ начала 1990-х годов, с основными чертами, характерными для образа Советского Союза в английском общественном сознании.

В качестве практического материала исследования использовались тексты британских печатных средств массовой информации, опубликованные в период с 1991 года по 1993 год (всего проанализировано около 1000 статей). Среди британских газет указанного периода в качестве источников были выбраны издаваемые в Лондоне Financial Times, The Guardian, The Independent и The Times как газеты, представляющие качественную прессу, имеющие наибольший тираж и, следовательно, оказывающие значительное влияние на формирование общественного мнения. Другим типом источников исследования являются произведения английской художественной литературы IX-XIX веков, поскольку для анализа образа России в британском общественном сознании с культурологической точки зрения необходимо выявить основные доминанты в представлениях англичан о России, которые формируются веками и находят отражение в художественных текстах.

Научно-методическую основу диссертации составляют труды из различных областей знания, поскольку изучение образа и образа государства проводится представителями различных дисциплин. В разработке теоретического материала, посвященного данным проблемам, автор данного исследования опирался на работы психологов Б.Г. Ананьева, Р. Арнхейма, Б.М. Величковского, А.А. Гостева, А.В. Гулыги, П.Я. Гальперина, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, В.В. Петухова, С.Д. Смирнова, Д.Н. Узнадзе; философов Д. Жюлиа, С.Л. Рубинштейна, Ж.-П. Сартра, А.В. Славина; политологов и имиджелогов К. Алениуса, В. Альбига, Э. Аронсона, Е. Блажнова, Е.Н. Богдан, К. Болдинга, Л.В. Бондаревой, У. Бронфенбреннера, У. Бьюкенена, Э.А. Галумова, Г. Гербнера, Т.Э. Гринберг, Дж. Гросс Стайна, И. Денниса, Дж. Джеймса, И. Дзялошинского, Е. Дмитровой, Е. Доценко, Ю. Ермакова, Д.И. Замятина, Л.М. Земляновой, А. Ирие, Х. Исаакса, Х. Кантрила, С. Кара-Мурзы, С. Караганова, Е.Н. Карцевой, Е. Катца, Б. Кнудсена, Н. Ковалевой, Е. Кожокина, С.Е. Кургиняна, П. Лазарсфельда, Н. Лайдинен, А. Лаптенка, И. Малашенко, А. Пратканиса, А.П. Ситникова, А. Федорова, В.С. Феклюниной, А.М. Цуладзе, Ю. Чернышева и др. Образ России в английской литературе глубоко анализируется в работах М.П. Алексеева, И.А. Карацубы, Э. Кросса, В.И. Матузовой, Н.П. Михальской.

Важным теоретическим материалом исследования послужили также исследования средств массовой информации, их функционирования в современном мире, а также особенностей языка СМИ таких авторов как А. Белл, Н. Бородулина, Ю. Бурова, О. Вендина, Т. Галкина, Дж. Галтунг, Г. Гербнер, С. Гилберт, М. Грачев, Т. ван Дейк, Т.Г. Добросклонская, Дж. Доменик, И. Задорин, Я.Н. Засурский, Д. Заяц, Дж. Карран, Е. Кольцова, В. Колосов, В.Г. Костомаров, Б. Коэн, Х. Ласвелл, М. МакКомбс, Б. Макнэйр, Дж. Мерилл, С. Мизеров, М. Монтгомери, Н. Осипова, М. Руж, Г.Я. Солганик, А. Сюткина, Г. Тачман, А. Титова, Н. Фейеклаф, Э. Херман, Н. Хомский, Д.Н. Шмелев, Д. Шоу, Г. Эстрада, Е. Юр.



Методологическую основу работы составляет применение принципов объективности, научности, комплексности, системности, а также единства теории и практики. Данные принципы определили выбор универсальных абстрактно-логических методов познания (анализ, синтез, индукция, дедукция, типологизация), а также методов анализа текста (контент-анализ, сравнительный анализ).

Предметом исследования является образ государства как сложное культурное явление, формирующееся, в том числе, на основе культурных доминант восприятия народами друг друга.

Объектом исследования являются средства формирования образа России в публикациях английских средств массовой информации начала 1990-х годов.

Теоретическая значимость диссертации заключается в дальнейшей разработке проблемы формирования образа государства и ее анализ с культурологической точки зрения.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов в курсе культурологии и межкультурной коммуникации, а также при формировании имиджевой политики государства.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Образ государства – комплексное явление, формирующееся под влиянием обусловленных культурой доминант восприятия народами друг друга, а также объективных изменений, происходящих в той или иной стране, и целенаправленных усилий по созданию имиджа государства.

  2. Культурно обусловленные иррациональные компоненты образа государства, в том числе стереотипы, отличаются устойчивостью и проявляются в образе государства, формирующемся в текстах различных эпох и жанров, несмотря на происходящие в стране перемены.

  3. Россия занимает важное место в новостной ленте британской прессы начала 1990-х гг., что говорит об интересе общественного мнения Великобритании к России.

  4. Многие стереотипы восприятия «новой» России в глазах британцев в начале 1990-х гг. основаны на старых стереотипах, сформированных на протяжении длительного культурного диалога между Россией и Великобританией.

  5. Образ России в британских газетах начала 1990-х гг. характеризуется простотой и схематичностью, что вписывается в сложившиеся особенности восприятия России британцами.

Апробация работы: результаты исследования отражены в 8 публикациях и докладах на международных конференциях: «Ломоносов-2008», «Глобальные проблемы современности: действительность и прогнозы», «Ломоносов-2009», «Язык и мысль: традиции и новые парадигмы» и 13-й Международной конференции «Россия и Запад: диалог культур».

Структура работы определена поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, обзора источников и историографии, двух глав и заключения.

Во Введении обосновывается выбор и актуальность темы исследования, формулируется научная новизна, теоретическая и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, а также приводятся положения, выносимые на защиту.

В Первой главе рассматриваются теоретические вопросы, связанные с определением понятия «образ государства» и касающиеся особенностей стереотипов как важных, с культурологической точки зрения, компонентов образа государства. В частности, анализируются различные определения и особенности употребления более широкого понятия «образ», близкого ему понятия «имидж», а также самого понятия «образ государства» в различных областях знания; формулируется определение «образа государства» с культурологической точки зрения.

Во Второй главе приводятся результаты практического исследования, посвященного особенностям формирования образа России в общественном сознании Великобритании на основе анализа текстов печатных средств массовой информации. В главе приводится краткая характеристика основных черт образа России, формирующегося в произведениях английской художественной литературы, для определения особенностей восприятия России англичанами. Затем исследуется место России в новостной ленте британской прессы начала 1990-х гг. для определения важности «российских тем» для английского общественного мнения, а также детально анализируются основные структурные компоненты образа России начала 1990-х гг.

В Заключении представлены выводы об особенностях формирования образа «новой» России в статьях британских газет начала 1990-х гг. и о важности изучения текстов массовой информации с культурологической точки зрения для понимания особенностей восприятия народами друг друга.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ




Каталог: research -> avtoreferats
avtoreferats -> Феномен творческой личности в процессе становления национальной идентичности канады
avtoreferats -> Контрастивный подход к описанию национально-культурной символики России и Китая в контексте межкультурной коммуникации
avtoreferats -> Испанское влияние на русскую культуру в XIX веке
avtoreferats -> Серенков Юрий Сергеевич
avtoreferats -> Роль и функции новостных заголовков в современной немецкоязычной прессе
avtoreferats -> Проблема теодицеи в книге иова и культуре нового времени
avtoreferats -> Показатели идентичности в региональной культуре франции
avtoreferats -> Доминанты национальной идентичности итальянцев


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница