Формирование личности младшего школьника в процессе эколо-гического образования и воспитания



Дата31.12.2017
Размер34 Kb.

В.А. Сластенин, Н.Г. Руденко

(Москва, Московский государственный педагогический университет


Барнаул, Барнаульский государственный педагогический университет)

О некоторых особенностях субъектно – деятельностного подхода в образовании.

Понимание субъекта в современных науках связывается с наделением его качествами быть активным, целенаправленным, единым в осуществлении человеческих форм жизнедеятельности, которые, прежде всего, просматриваются в наиболее употребляемой категории «субъект деятельности. Стать субъектом деятельности – значит всесторонне освоить ее, проявлять готовность и способность к ее осуществлению и творческому преобразованию.

Субъект может рассматриваться и в более широком смысле – как творец собственной жизни, носитель и распределитель душевных и телесных сил, способностей к изменению собственной жизнедеятельности в предмет практического преобразования, изменяя ход жизни, ее результаты, подвергая коррекции, контролю, совершенствуя приемы работы над собой.

Определяя пути развития человека необходимо отметить, что один из них примитивный, животноподобный, строящийся на природных способностях и даже инстинктах. Второй путь – это путь превращения своей природы в особый функциональный орган, реализующий субъектное отношение к ней.

Мир этой «второй природы», способов деятельности, результатов деятельности, общей культуры составляет предметное содержание субъектности; совокупность же функциональных органов субъективности – это ее психологическое содержание. Способность к изменению действительности, людей и самого себя в процессе преобразования условий жизнедеятельности является внутренней характеристикой самой жизнедеятельности человека.

Человеческий индивид не рождается, а становится субъектом в процессе деятельности.

Однако по данному вопросу существуют разные мнения. Так, одна группа ученых, считает, что субъектные качества индивида могут проявляться еще до физического рождения, во внутриутробном состоянии, получая свое завершение в юношеском возрасте и на этапе совершеннолетия (В.А. Татенко и др.).

Другая группа ученых (В. И. Слободчиков, Е.И. Исаев и др.) считают, что «превращение» индивида в субъект происходит в раннем дошкольном возрасте, когда у ребенка складываются предметно-орудийные и чувственно-практические действия.

Мы полагаем, что становление и развитие субъектности не имеет четко очерченных возрастных границ, поскольку прямым образом зависит от социальных и психолого-педагогических условий филогенетического развития индивида.

В психологии, философии и педагогике различают человека как субъекта жизнедеятельности и его же, как субъекта внутреннего, психического мира. Человек как субъект жизнедеятельности – это субъект изменений и развития основных условий своего бытия: природы, общества, культуры, способов действий. В это же время человек, как субъект, представляет собой целостность душевной жизни, интеграцию познавательных психических процессов, приобретенных и унаследованных свойств, переживаемых состояний, содержанием субъектного способа бытия является социальная жизнь человека.

Внутренняя организация субъекта включает в себя психологические структуры, обеспечивающие возможность человеку быть субъектом собственной жизнедеятельности: стремления, побуждения, желания, ориентации, планирование, мироощущения, убеждения, механизмы ее регуляции и способы осуществления.

П.Я. Гальперин писал: «Если, не вдаваясь в подробности, спросить себя прямо: «для чего в реальной жизни, в поведении нужна психическая деятельность?» – то вряд ли можно ответить иначе, чем следующим образом: на основе отражения проблемной ситуации субъект может сориентироваться в этой ситуации, предусмотреть результаты своих и чужих действий, приспособить их к особенностям обстановки, избежать многих неудач и обеспечить успех действительного поведения».

В работах С.Л. Рубинштейна выдвинута и развита система идей, лежащих в основе субъектно - деятельностной теории. В его статье «Принцип творческой самодеятельности» обобщены основные особенности деятельности:

- это всегда деятельность субъекта, точнее, субъектов, осуществляющих совместную деятельность; не может быть бессубъектной деятельности;

- деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом, и поэтому, она необходимо является реальной, предметной, содержательной, а не чисто символической;

- она всегда – творческая;



  • самостоятельная.

Именно в такой деятельности люди и их психика не только проявляются, но и создаются, формируются, развиваются, а поэтому, прежде всего, в ней они могут быть объективно исследованы.

Являясь базовой философской категорией, «субъект», по-видимому, не может иметь однозначного определения, в равной степени приемлемого для различных научных направлений. Исходные основания психологии субъекта заложены в философских и наиболее глубоко разработаны в психологических трудах С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, Б. Г. Ананьева, а так же некоторыми их последователями (К. А. Абульханова – Славская, А. В. Брушлинский), но в большинстве концепций это понятие или не имело самостоятельного значения, либо подменялось «родственным».

Б. Ф. Ломов при этом замечает: «… Психические явления формируются и проявляются в процессах деятельности и общения. Но принадлежат они не деятельности или общению, а их субъекту – общественному индивиду – личности. Ни деятельность, ни общение сами по себе никакими психическими качествами не обладают, да они сами по себе и не существуют. Но этими качествами обладает личность.

В соответствии с гуманистической парадигмой личность выступает как самоорганизующийся субъект, наделенный следующими характеристиками:



  • способность не только присвоить мир предметов и идей, но и производить их, преобразовывать, созидать новые;

  • осознание и принятие задач, установок деятельности на всех этапах ее осуществления, способность и стремление личности в необходимых случаях самостоятельно их определять;

  • владение умениями, ориентировочными свойствами деятельностей, реализумых в соответствии с принятыми задачами;

  • осознание собственной значимости для других людей, ответственными за результаты деятельности, причастности и ответственности за явления природной и социальной действительности, способности к нравственному выбору в ситуациях коллизий, стремление определится, обосновать выбор своего «Я»;

  • способность к рефлексии, потребность в ней как условии познавательного регулирования своего поведения, в деятельности в соответствии с желаниями и принятыми целями, «осознанием пределов собственной несвободы», с другой;

  • «интегративная активность» (К.А. Абудьханова – Славская), предполагающая активную позицию личности во всех вышеуказанных проявлениях личности, от осознанного целеполагания до оперироваеия и конструктивной корректировки способов деятельности;

  • стремление и способность инициативного, критически и инновационно рефлексировать и прогнозировать результаты деятельности и отношений;

  • направленность на реализацию «само…» - самовоспитания, самообразования, самооценки, самоанализа, саморазвития, самоопределения, самоидентификация, самодетерминация и др.;

  • способность самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность, обстоятельства, ей сопутствующие, с учетом поставленной цели;

  • творческий потенциал, уникальность, неповторимость, которые являются основой для плодотворных межсубъектных отношений, взаимодействий, сотрудничества, общения.

Субъектность – центральное образование человеческой субъективности. Сложная интегративная характеристика личности, отражающая ее активно – избирательное, инициативно – ответственное, преобразовательное отношение к самой себе, к деятельности, к людям, к миру и жизни в целом.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница