ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Назаров С.А.,
к.пед.н., доцент,
Институт управления, бизнеса и права,
г.Донецк, Россия
Революция в области коммуникаций и информатизации создала предпосылки для смены мировоззрения и появления нового миропонимания. Информатизация превратилась в глобальный неистощимый ресурс человечества, вступившего в новую эпоху развития цивилизации – эпоху интенсивного движения информационного ресурса и неслыханных возможностей феномена управления. Именно информатизация, управление и организация, двигают развитые страны в новую цивилизацию.
Вопросы посвященные определению роли образования, в этом процессе, а также проблемы формирования образовательных сред и их трансформации сейчас чрезвычайно актуальны и активно обсуждаются, хотя до сих пор нет единого мнения относительно путей развития, понимания приоритетности того или иного направления, формулировок и понятий.
Информатизация образования сегодня обуславливается социальным заказом общества, требующим подготовку специалистов, умеющих ориентироваться в огромных информационных потоках, самостоятельно получать нужную информацию, то есть обладающих определенной информационной культурой [1].
Для современной России ускорение процессов внедрения информационных технологий особенно актуально, так как оно является важнейшим условием непрерывного технологического и социального развития. Информатизация общества должна рассматриваться как глобальный, общецивилизационный процесс активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов. Существенный прогресс в решении этой проблемы невозможно достигнуть без применения информационных технологий в образовании. Развитие информационных ресурсов общества создает новое измерение образовательной среды, а также детерминирует изменения существующих и разработки новых образовательных технологий. При этом, как никогда, актуализируется проблема создания и сохранения имеющихся личностно-развивающих, культуротворящих образовательных сред, основанных на высоких духовных принципах и морально-этических нормах.
Проектирование, моделирование, создание и использование информационных культурно-образовательных сред всех уровней является одним из перспективных научных направлений, привлекающих внимание педагогов, как теоретиков, так и практиков, занимающихся организацией образовательного процесса [2]. Появление информационных систем детерминирует не только трансформацию образовательных систем, но и особые способы взаимодействия субъектов образовательного процесса.
В этой связи представляется весьма важным исследовать образование не только в педагогическом, но и в культурном, цивилизационном и информационном аспектах.
В принципиально новой коммуникативной среде участники образовательного процесса объединяются в особые социальные группы, которые можно рассматривать звеньями сетевого сообщества. Весьма важным представляется не только осознание и создание системного единства виртуальной культурно-образовательной среды, но и ее гуманистическое наполнение [1]. Моделирование социальных взаимодействий, осуществляемых в культурно-образовательном пространстве, позволит не только углубить понимание процессов формирования информационного общества в целом, но и создать методологические основы создания высокоэффективных информационных культурно-образовательных сред и систем.
В условиях информатизации общества культурно-образовательные среды в системе высшего образования имеют следующие особенности:
1. Образовательные системы это особые информационные культурно-образовательные среды, в которых обучение строится на основе таких основных принципов образования как информационный, культурно-образовательный и хронотопный [3].
Информационный принцип образования отражает тенденции развития современного общества. Важнейшим направлением этого развития является глобальная информатизация всех сфер человеческой деятельности, в том числе и образования. Информационный принцип отражает и детерминирует процесс информатизации образования. Главным свойством современного образования является глобальная информатизация, которая уже стала определяющим фактором развития современного образования и цивилизации в целом.
Культурно-образовательный принцип имеет методологическое значение и акцентирует внимание на образовательном процессе как триединстве обучения, воспитания и развития человека, погруженного в особую культурную среду, в которой протекают процессы культурной идентификации и культурного воспроизводства. Гуманитаризация образования в условиях информационного становления цивилизации призвана содействовать формированию профессионального мировоззрения на основе подлинных нравственных ценностей, выработанных мировой культурой, а также лежащих в основе российской ментальности. Поэтому педагогические инновации и, прежде всего, информатизация образования всех уровней, должны осуществляться в контексте решения не только проблемы развития интеллектуальных, профессиональных способностей личности, становления индивидуальной информационной культуры, но и решать проблему нравственного и духовного совершенствования человека в процессе его становления.
Хронотопный принцип образования предполагает «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений» [4] в образовании. В образовании должна быть представлена культурно-историческая действительность, в которой реально пребывает субъект, и жизненный хронотоп субъекта образования представляет собой объективное пространственно-временное единство человеческого универсума как результат креативного взаимодействия субъекта с культуросообразной образовательной средой. Важнейшей пространственной характеристикой образования является его коммуникативность, т.е. взаимодействие с другими предметными областями и обществом в целом, а временной – способность быстро реагировать на изменения.
2. В принципиально новой образовательной среде должны эффективно создаваться оптимальные условия, формирующие гуманистические ценности, ориентации поведения и деятельности, соответствующие идеальной модели современного человека-профессионала. Однако, реализация предложенных принципов образования, которые представляют собой методологический остов информационной культурно-образовательной среды, адекватной информационному обществу и способной к динамичному, постоянному развитию и скачкообразным переходам в более высокоорганизованное состояние, является чрезвычайно сложной технологической и психолого-педагогической задачей.
Информационная культурно-образовательная среда вуза определяется как педагогическая система, объединяющая в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально-развитой социально-значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний и компетенций.
3. Развитие информационных ресурсов общества создает новое измерение образовательной среды, а также детерминирует изменения существующих и разработки новых образовательных технологий.
4. Педагогическое проектирование как технология построения культурно-образовательной среды должна включать в себя следующие этапы: определение целей и учебных задач средовой организации обучения (образовательных, информационных, личностно-развивающих); анализ начального состояния образовательной среды – программно-технического, информационного и личностного потенциала вуза; выбор педагогических технологий, методов, приемов и мониторинга учебной деятельности; информационное насыщение среды; определение функций информационно-образовательной системы на каждом этапе обучения; педагогическое осознание и прогнозирование результатов функционирования модели; практическая ее реализация и внедрение; оценка педагогической эффективности модели среды и ее корректировка.
5. Объективную основу целостности культурно-образовательной среды вуза составляет культуросообразная среда жизнедеятельности субъектов образовательного процесса. Компонентами такой среды вуза являются следующие микросреды: библиотека как информационный центр и образовательный ресурс; учебная микросреда – учебные дисциплины, курсы по выбору, электронные учебники, пособия; среда личностного саморазвития – проективная деятельность, Интернет-классы, как условие индивидуальной траектории личностного развития будущего специалиста; технопарк и техническое оснащение образовательного процесса.
6. К ведущим педагогическим условиям формирования информационной культурно-образовательной среды относится информационная культура студентов и преподавателей; инновационные, в том числе информационные, технологии; рефлексивную деятельность субъектов образовательного процесса.
Создание информационной культурно-образовательной среды, является чрезвычайно сложной технологической и психолого-педагогической задачей. Современная педагогическая теория дает лишь общие направления развития информационной культурно-образовательной среды, при этом самой сложной проблемой остается педагогическая практика создания гуманистических оснований информационно-образовательных технологий. Поэтому важнейшее значение в исследовании культурно-образовательных необходимо придавать проектированию в сфере образования, базирующемся на понимании позиций, интересов и потребностей людей, участвующих в реализации проектов.
Информационные процессы, их скорость предъявляют особые требования к образованию, как составной части культуры, которое должно приобрести метахарактер – открытость в информационное пространство национальной и мировой культуры. Открытый характер культурно-образовательной среды – необходимое условие непрерывного ее обогащения.
В образовании должна быть представлена культурно-историческая действительность, в которой реально пребывает субъект, и жизненный хронотоп субъекта образования представляет собой объективное пространственно-временное единство человеческого универсума – результат креативного взаимодействия субъекта с культуросообразной образовательной средой.
ЛИТЕРАТУРА
-
Назаров С.А., Гетманов И.П., Мельникова Л.А., Пивненко П.П. Методология построения информационной культурно-образовательной среды: философские и педагогические аспекты. – Ростов н/Д, 2007. – 200 с.
-
Кулик Е.Ю. Проектирование информационной образовательной среды и личность учителя проблема [Электронный ресурс] / Конференция «Информационные технологии в образовании». – Электрон. дан. – М., 2003. – Режим доступа: http://ito.edu.ru/2003/I/3/I-3-2289.html, свободный. – Загл. с экрана.
-
Назаров С.А. Принципы образования в условиях информационного общества / Научная мысль Кавказа. – Междисциплинарные и специальные исследования №2 , 2008. – С. 59-62
-
Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 1986. С. 121–290.
Поделитесь с Вашими друзьями: |