«Формирование гражданского и патриотического сознания школьников через работу школьной газеты»



Скачать 336.31 Kb.
страница1/9
Дата10.05.2018
Размер336.31 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


«Формирование гражданского и патриотического сознания школьников через работу школьной газеты»

Выполнила: заместитель директора



по учебно-воспитательной

работе МОУ «Грачевская СОШ»

Григина Ольга Владимировна

  1. Актуальность опыта. Гражданское и патриотическое становление школьников является важнейшей задачей государственной политики, поскольку предусматривает социальную адаптацию молодого поколения, самоопределение личности, включение ее в общественные процессы экономико-политической жизни.

Изменение социально-экономической и политической системы государства оказало неоднозначное воздействие на сознание и поведение учащихся. В настоящий период, с одной стороны, в различных сферах общественной жизни наблюдаются демократические процессы, идет строительство гражданского общества, предоставляются широкие возможности выдвижения личности, проявления инициативы и творчества, предпринимательской деятельности. Россия включается в мировое сообщество, участвует в диалоге культур. С другой стороны, с процессом деидеологизации общества произошла переоценка базовых ценностей, а вместе с ней социальное расслоение и криминализация общества, правовая незащищенность граждан, в средствах массовой информации идет пропаганда насилия, религиозного экстремизма и национализма.

Результаты этих противоречий проявились в бездуховности и безответственности, росте подростковой преступности, беспризорности и наркомании, социальной апатии молодежи. Многие юноши и девушки готовы поменять место жительства и гражданство. Данные факторы требуют новых социально-педагогических технологий управления процессами гражданско-патриотического становления учащейся молодежи.

Будущее страны во многом зависит от гражданской позиции подрастающего поколения. Это обстоятельство повышает значимость управления процессами гражданско-патриотического становления учащихся.

Реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Одной из эффективных форм работы в этом направлении в нашей школе стала организация работы школьной газеты.


  1. Теоретические основы формирования гражданско - патриотического сознания школьников

ПАТРИОТИЗМ – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

ПАТРИОТ- человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-либо дела, глубоко привязанный к чему-нибудь.

(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой)

Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. «Гражданственность» - интегративная, комплексная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.

На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов. Духовный потенциал патриотической идеи отражен в письменных и устных источниках народов нашей стран, всех стран мира. Сам термин «патриот» стал широко применяться, начиная с эпохи Великой Французской революции 1789 г., но исторические корни патриотизма имеют многовековую историю. Поколения русских общественных деятелей видели в идее патриотизма нравственно-организующее начало жизни русского народа, понимания её как идею отечественного единения, согласия, защиты родной земли, идею равноправности народов, идею морального долга перед обществом, идею ответственности за судьбу Отечества.

Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.

Гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского демократического общества.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Воспитание гражданственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких как: гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденности и умения отстаивать свою точку зрения. Наряду с этим, в условиях демократизации российского общества приобретают большую значимость такие свойства личности как терпимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения

Патриотические традиции в России имеют глубокие исторические корни. Ещё в дореволюционной России в системе образования большое внимание уделялось вопросам воспитания патриотизма и гражданственности. В условиях общественного подъема и реформ второй половины Х1Х в. в российской педагогике получили развитие идеи гражданского воспитания молодежи. Классики отечественной педагогики выдвинули идеи о введении в школах учебных предметов патриотической направленности - «Отчизноведение» (Н.Х. Вессель), «Отечествоведение» (К.Д. Ушинский).

В советской России воспитание имело классовый характер и было построено на основе коммунистической идеологии.

Однако в советской гуманитарной науке накоплен большой опыт воспитания гражданина через формирование коллективизма, участия молодежи в деятельности детских и юношеских организаций и т.д. Ученые, педагоги-новаторы в теоретических разработках и на практике стремились заложить в юношестве основу человечности и гражданственности, дать правильное видение добра и зла, воспитывать патриотизм, чувство ответственности перед обществом.

Становление новой российской государственности, новые политические и социально-экономические реальности, демократические перемены в жизни страны повлияли на ситуацию в сфере гражданско-патриотического воспитания.

В начале 1990-х г. в нашей стране в сфере воспитания произошел кризис патриотического воспитания, связанный с конфликтом ценностей либерализма и государственных традиций патриотизма в России. Во второй половине 1990-х годов в сфере патриотического воспитания постепенно началось преодоление кризисных явлений.

В начале ХХI века в Российской Федерации в новых социально-экономических условиях произошло возрождение системы гражданского и патриотического воспитания. В военно-патриотическом и гражданско-патриотическом воспитании, краеведческой и поисковой деятельности, деятельности школьных музеев обозначались новые тенденции и подходы.

О значимости гражданского и патриотического воспитания молодежи неоднократно говорилось в Посланиях Президента РФ Федеральному собранию РФ.

Нормативно-правовые аспекты патриотического воспитания определяются в государственных документах Российской Федерации – Конституции РФ, федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, федеральных программах. Назовем эти документы.

Статья 70 Конституции РФ определяет «Государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются Федеральным Конституционным законом».

Указы Президента Российской Федерации «О дне Государственного Флага Российской Федерации № 1714 от 15 апреля 1994 г.», «О знамени Победы» № 561 от 15 апреля 1996 г. регламентируют государственные символы Российского Федерации.

Указ Президента Российской Федерации № 727 от 16.05.1996 г. «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи», а также федеральные Конституционные законы о днях воинской славы (победных днях) России от 10 февраля 1995 г.; о воинской обязанности и военной службе от 28 марта 1998 г.; о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 26 марта 1995 г.; о Государственном Флаге Российской Федерации от 23 декабря 2000 г.; о Государственном гербе Российской Федерации от 25 декабря 2000 г.; о Государственном Гимне Российской Федерации от 25 декабря 2000 г. формируют правовую базу гражданско-патриотического воспитания.

Общие вопросы государственной политики в области гражданско-патриотического воспитания определяют следующие Постановления Правительства РФ и государственные межведомственные программы:

– Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г № 422 «О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

– Программа мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 года. План действий по реализации программы мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 г.

Более частные вопросы гражданско-патриотического воспитания определяют следующие инструктивно-методические документы Минобразования РФ и Минобрнауки России: Письмо Минобразования РФ «О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации»; Приказ Минобразования РФ от 09.12.94 № 479 «Об изучении Конституции Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации»; Инструктивное письмо Минобразования РФ «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» от 15.01.2003 г. № 13-51-08/13; Приказ Министерства образования и науки РФ № 129 от апреля 2005 г. «О плане действий по реализации программы популяризации государственных символов России до 2010 г.».

Проблемы гражданско-патриотического воспитания молодежи были и остаются предметом исследования социологов, философов, историков, юристов, педагогов. Отдельные идеи и концепции трансформировались соответственно социально-экономическому положению и времени.

Новый аспект научного подхода к проблемам гражданско-патриотического становления юношества получил развитие в России в ХVIII веке при разработке концепции формирования «новой породы людей», ориентированной на идеи воспитания джентельмена Д. Локка и свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, а так же философские взгляды Д. Дидро и М.Монтеня.

Отечественные публицисты и мыслители Н.А.Бердяев, А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов, И.А.Ильин, Н.И.Новиков, А.Н.Радищев, П.А.Сорокин, др., рассматривая патриотизм как социальное явление, влияющее на формирование нации, а воспитание гражданственности молодежи напрямую связывая с процессами переустройства общества внесли заметный вклад в разработку концепции гражданско-патриотического становления «сынов отечества».

Проследить изменение взглядов на гражданское и патриотическое становление молодежи в различные периоды развития общества и определить сегодняшние ориентиры гражданско-патриотического становления юношей и девушек позволяет изучение теоретических воззрений отечественных педагогов К.Д.Ушинского, П.Ф.Каптерева, С.Т.Шацкого, П.П.Блонского, А.С.Макаренко, Л.С.Выготского, В.А.Сухомлинского.

Сущность образования, его природа, особенности функционирования в различных социокультурных традициях исследованы А.И. Арнольдовым, В.В.Давыдовым, Д.С. Лихачевым, Ф.Т Михайловым, В.А. Шадриковым, Н.Е Щурковой и другими.

Проблемы философии образования, управления, теории и практики гражданско-патриотического становления молодежи в ОУ рассматриваются в исследованиях В.М.Ананишнева, А.С.Гаязова, А.И.Грабовского, Т.Н.Денисовой, Н.И.Марина, Ю.А.Огородникова, Н.П.Пищулина, А.В.Петровского, Е.В.Ростовцевой, В.М.Утенкова.[5]

Результаты исследования Н.П.Пищулина, Ю.А.Огородникова позволяют обосновать профессионально-личностное совершенствование в процессе социальной адаптации учащейся молодежи, исходя из признания единства и сбалансированности личностной, социокультурной и природно-бытийной сообразности образования и управления, интегрирующих гуманистическую сущность, истину, добро, красоту общества и гражданина.

Значимым является замечание ученых, что на смену религиозному и идеологическому сознанию придет новое мировоззрение, ориентированное на культуру, общество и индивидуум, что подтверждает актуальность гражданского и патриотического воспитания для системы образования. Однако, в исследованиях остаются не освещенными проблемы гражданско-патриотического становления учащейся молодежи в условиях реформирования российского общества, не определены приоритеты формирования современного гражданина, патриота.

В исследованиях Б.Н. Бессонова, Н.П. Ващекина, М.Ю. Тихонова, А.Д. Урсула [7] задача образования XXI века определяется как «новый гуманизм», основанный на традиционном триединстве Истины, Добра и Красоты и философских идеях В. Соловьева и П. Сорокина.

Кроме того педагоги отмечают необходимость изменения структуры образования, перехода от стихийных цивилизационных процессов к научно прогнозируемым, осознанным и управляемым, в связи с ноосферными трансформациями (связь общества с природой) и проблемами информатизации общества. Отсюда следует, что необходимо создавать такую систему и структуру образования, приоритетом которой станут знания, способствующие целостному восприятию мира, творческому созиданию, формированию самостоятельного мышления и социальной адаптации молодежи.

В педагогической науке воспитание рассматривается как целостный социально-педагогический феномен, сущность которого - целенаправленное создание педагогических условий для развития человека.

Формирование личности человека является процессом и результатом развития человека под влиянием наследственности, среды и целенаправленной педагогической деятельности.

При этом воспитание в широком смысле представляет собой процесс социализации человека, то есть усвоение человеком ценностей, установок, норм и образцов поведения, характерных для данного общества, социальной группы и воспроизводства человеком социальных связей и социального опыта.

Воспитание в узком смысле – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей, молодежи определенные социально значимые качества личности, взгляды и убеждения.

Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

Гражданско-патриотическое воспитание осуществляется на основе освоения общегражданских ценностей.

Теоретической основой гражданско-патриотического воспитания в современной отечественной педагогике является системно-деятельностный подход к воспитанию патриотизма и гражданственности молодежи.

Как и все направления воспитательной деятельности, гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование и развитие личности обучающегося, учет его индивидуально-психологических особенностей, социального опыта, мотивов, потребностей, способностей и т. д. Вместе с тем спецификой этого направления воспитания является то, что оно приобщает индивида к коллективному целому – народу, национально-государственной общности, локально-региональному сообществу.

Широкие возможности для реализации общей стратегии гражданско-патриотического воспитания открывает использование новых информационных технологий. Они создают не просто дополнительные средства, но особую воспитательную среду – виртуальное образовательное и воспитательное пространство. Целенаправленная организация этого пространства на основе информационных технологий позволяет быстро и эффективно решать ряд задач воспитательной политики и воспитательной деятельности, которые трудно реализовать в условиях обычной образовательной среды:

Целью гражданско-патриотического воспитания является формирование и развитие личности гражданина-патриота России, способного соединить патриотические чувства и патриотическое самосознание с идеалом гражданственности, ценностями социальной солидарности, справедливости, ответственности, готового служить российскому обществу и укреплению его единства, сознающего все значение единства российского общества, важность и ценность общероссийской идентичности.

Достижение указанной цели включает в себя решение следующих задач:

• создание единого пространства гражданско-патриотического воспитания, сочетающего формальное и неформальное образование, просвещение и стимулирование социальной активности детей и молодежи, ориентирующею эту деятельность на социально-нравственные ориентиры, коллективообразующие патриотические и общественные начинания;

• формирование патриотических чувств и патриотического самосознания (патриотической идентичности) на основе работы в коллективе, приобщения к социальной деятельности, российским культурным и историческим традициям. Усвоение российских культурно-исторических ценностей и понимание роли России в мировой истории и судьбах мира, развитие чувства гордости за лучшие традиции российского государства, российского общества и российской культуры;

• усвоение и использование на практике основ гражданского образо-вания, включая знания о правах человека, о государстве, о выборах, понимание прав и обязанностей гражданина Российской Федерации, умения критически мыслить, сотрудничать с другими людьми, анализировать социальные и политические ситуации, ценности (солидарности, справедливости, гражданского долга, уважения к правам других, толерантности), а также необходимые социальные компетенции;

• подготовка и переподготовка кадров для профессиональной работы в сфере гражданского образования и гражданско-патриотического воспитания для руководства социальной и патриотической деятельностью детей и молодежи;

• разработка методов подготовки соответствующих кадров, подготовка комплектов учебно-методических материалов для организации и проведения урочной и внеурочной деятельности в сфере гражданско-патриотического воспитания, комплектов материалов для учащихся общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования.

Структурные компоненты гражданско-патриотического воспитания включают в себя:

– компонент практической деятельности (участие в детских общественных объединениях, создание школьных и внешкольных творческих коллективов – молодежных клубов, объединений по интересам, музеев, самодеятельных художественных коллективов и т.д.; социально-проектная деятельность, организованная внутриклассная и внутришкольная взаимопомощь и т.д.);

– компонент учебно-воспитательной деятельности (предметные, межпредметные, модульные курсы гражданского образования, социально-нравственного воспитания, этики межличностных отношений и т.п.);

– компонент организационно-воспитательной работы с педагогическим коллективом (повышение квалификации педагогов и школьных администраторов в сфере гражданского образования и нравственного воспитания; подготовка педагогов-организаторов из числа классных руководителей, преподавателей историко-граждановедческого цикла, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, педагогов-психологов для работы в области патриотического воспитания, создания школьных и внешкольных молодежных объединений по интересам и творческих коллективов и т.д.).



  1. Анализ работы по формированию гражданско-патриотического сознания в Грачёвской СОШ

« Родина – твой дом, твоя колыбель.

Береги святые слова и дорожи ими.

Не кричи о любви к Родине, а трудись во

имя её блага, счастья, могущества». В.А.Сухомлинский
Государство и общество сегодня называют школу, образование важным ресурсом, обеспечивающим переход России к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, предотвращение отставания страны от мирового общественного и экономического развития.

Новые требования к системе образования закреплены в Концепции модернизации российского образования: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Руководствуясь нормативно-правовыми документами в области образования, теориями и технологиями современной дидактики, считаем главным в своей работе формирование у учащихся активной гражданской позиции, воспитание уважения к истории своей страны, ее традициям и законам.

Ориентир на становления у школьников не только социально- гражданской компетентности, но и гражданственности требует такого отбора содержания образования и воспитания, при котором обеспечивается единство знаний, ценностей и деятельно-практической компетенции. (Рис.1)


Гражданское образование
Ценности Знания Деятельность


Гражданская позитивная деятельность

Гражданская компетентность
Гражданская

позиция


Социализация как успешная интеграция в гражданском обществе

Рис.1 Модель гражданского образования

Сложность и масштабность задачи требуют комплексного, системного подхода к её решению, работе всей школьной организации в интересах формирования у учащихся гражданских качеств личности.

Организационные формы гражданского образования в школе не могут существовать обособленно, они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

УРОКИ

Внеурочные формы деятельности



Внешкольные формы деятельности

Рис.2 Пространство воспитательной деятельности

Потому основная задача – превратить школу в духовный центр окружающего социального пространства, сохранить и распространить «культуру и исторические традиции» малой родины и при этом дать учащимся образование, позволяющее детям реализовать себя в жизни, быть адекватным миру и себе, развить в каждом ребенке социальную и культурную компетенцию, способствовать формированию достойного человека – гражданина, семьянина – родителя, труженика – профессионала (Рис.2)

Решаемые задачи:



  • воспитание любви к Родине, ее истории, культуре, традициям;

  • воспитание гражданской позиции, ответственности и достоинства;

  • воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни;

  • воспитание правовой культуры.

  • воспитывать и прививать любовь к искусству, литературе, музыке;

  • воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы.

Целенаправленное изучение местного материала позволяет вовлечь учащихся в поисковую, исследовательскую краеведческую деятельность. Этим приобретается опыт взаимодействия и общения с людьми, опыт освоения основных социальных ролей (член семьи, собственник, «корреспондент», избиратель, гражданин). На основе личностно-эмоционального общения с родными, соседями, пожилыми людьми у детей формируется уважительное отношение к иному мнению, толерантность, они учатся вести диалог и конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Безусловно, воспитание это не трансляция суммы знаний: знания, когнитивная сфера, являются только платформой, на которой формируются чувства (аффективная сфера), активная позиция (деятельностный компонет) и собственно убеждения, взгляды и ценности (аксиологический компонент) формирующейся личности.

Не только содержание, но и соотношение, и развитие этих компонентов в гражданском и патриотическом воспитании, на наш взгляд, непропорционально: так в гражданском сознании превалирует когнитивный компонент, в патриотическом – эмоционально-чувственный. Если в гражданском воспитании одной из задач является формирование чувства уважения к государству и гражданам, то патриотизм соотносится с чувством любви к Родине и ее народу, принадлежности, причастности и гордости за ее прошлое, культурное наследие и т.д.

Гражданскую позицию личность реализует в общественных делах, общественных объединениях, союзах, ассоциациях. Гражданином можно стать только в обществе. Как показывает международная практика, граждан правого государства характеризует высокая потребность в социальной активности: в Великобритании, США, других странах считается нормой быть членом какой-либо общественной организации.

Реализуя программу гражданско-патриотического воспитания, мы проводим работу по направлениям: устройство государства и символика, правовое, спортивно-оздоровительное, эколого-краеведческое, Вахта Памяти. Мы принимаем активное участие в мероприятиях, посвященных Дню пожилых людей, Дню Победы, Дню защитника Отечества и других.

В младшем звене проводятся классные часы и беседы об истории с. Грачевки, Грачевского района. Малыши не остаются в стороне и при подготовке ко Дню Победы: готовят выставки рисунков, концерт для ветеранов, организуют конкурсы чтецов. Каждый ученик начальной школы является членом детской общественной организации «Солнышко».

Все мероприятия помогают проводить и готовить учащиеся среднего звена, которые входят в детскую общественную организацию «Юные грачевцы». Не случайно их девиз: «Радость людям – радость нам!». Юговцы совершают много добрых дел, шефствуют над ветеранами войны и труда. Юные инспектора движения учатся быть законопослушными пешеходами и велосипедистами, помогают в этом и малышам.

Не менее активны и старшеклассники. В мероприятиях, посвященных месячнику оборонно-массовой и спортивной работы, в рамках которого проводятся множество спортивных соревнований, встреч с ветеранами войн, наши юноши и девушки – в числе первых. В рамках этого месячника ежегодно проходит районный конкурс школьных газет. Третий год подряд наша газета «Школьный вестник» занимает первое место.

Традиционно в День защитника Отечества проводится спортивный вечер «А ну-ка, парни!», где юноши 10-11 классов соревнуются в силе и ловкости.

Ведется переписка с военнослужащими срочной службы - выпускниками Грачевской школы. Старшеклассники активно занимаются благоустройством территории школы. В честь Дня Победы заложена рябиновая аллея у школы.

В школе действует добровольческое направление волонтеров. Ребята занимаются профилактикой ВИЧ-инфекции, СПИДа среди молодежи, призывают юное поколение к здоровому образу жизни.

В нашей школе возрождена традиция проведения смотра строя и песни. Лучшим классам предоставляется честь пройти торжественным маршем перед ветеранами в День Победы.

Истинные патриоты – ребята из военно-патриотического клуба «Россиянин». Члены клуба приняли участие в проведении дня афганца, в зональных соревнованиях «А ну-ка, парни!», где в Смотре строя и презентации заняли первое место. Отлично выступили на районном дне призывника. В зональном фестивале «Звездной эстафеты» заняли третье место.

В ночь Памяти и 9 мая в День великой Победы «россияне» несут почетный караул у обелиска воинам- землякам, павшим в годы Великой Отечественной войны, участвуют в факельном шествии.

Ежегодно мы участвуем в районной военно-спортивной игре «Зарница». «Зарница» - проверка на стойкость. Результаты прошлых лет говорят о том, что наши ребята-зарничники достойно выступают в районной игре.

Гордость школы и всего района – это наша команда КВН «Под напряжением» (руководитель Бурдин А.Г). Веселые и находчивые и в этом году вышли очередной раз в полуфинал областного отборочного тура. Под руководством Бурдина А.Г. успешно начала работу школьная киностудия. В 2009 году ребята стали лауреатами областного конкурса видеофильмов «Патриоты России»

Большую работу проводят помощники руководителя школьного музея «Память» В.Я.Егорова. Силами учащихся и учителей школы собран богатейший материал об истории села, о знаменитых людях Грачевки и района, о выпускниках школы, прославивших своим трудом малую родину, о земляках, защищавших нашу Родину.

В школе работают кружки «Юный корреспондент» и «Редакция газеты «Школьный вестник», которые занимаются выпуском газеты «Школьный вестник». Мы постоянно участвуем в конкурсах различного уровня, занимаем призовые места. Наша газета – участник и финалист Всероссийских и Международных конкурсов






  1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница