Формирование философского мировоззрения у студентов медицинского колледжа



Скачать 18.14 Kb.
Дата14.05.2018
Размер18.14 Kb.
ТипЗадача

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У СТУДЕНТОВ

МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Григорян Тамара Мехаковна

преподаватель высшей категории

ФГБПОУ «Кисловодский медицинский колледж»

Минздрава России

г. Кисловодск


В учебные программы всех средних специальных учебных заведений включена учебная дисциплина «Основы философии». Философия – предмет, как необходимый для развития личности, так и достаточно сложный. Для восприятия даже самых основ философского знания необходим определенный уровень образовательной и нравственной подготовки, собственное – осознанное мировоззрение, то есть отношение к миру и самому себе.

Под мировоззрением обычно понимают систему взглядов, ценностей, оценок, суждений, выражающих отношение человека к окружающему обществу, природе, самому себе. Как правило, к совершеннолетию молодые люди обладают в большей или меньшей степени обыденным мировоззрением, а вот формирование научного, философского мировоззрения становится задачей средней и высшей школы.

Задача преподавателя колледжа формировать на уроках философии зачатки научного мировоззрения студентов на основе принципов гуманности. В современных условиях особенно важно воспитание чувства социальной принадлежности и ответственности, реальной оценки происходящих событий.

Очень важно обосновать механизм формирования научного мировоззрения у молодежи. Объем информации, свобода слова, политический и интеллектуальный плюрализм, разноплановость социальных ориентаций приобретают порой гипертрофированные формы. Чтобы найти верные ориентиры в безбрежном океане социального бытия, необходимо иметь определенные базовые установки и ценности. Добро и зло, знание и лженаука, закон и государство, гуманность и терроризм – все это нуждается в осмыслении и понимании. Умение отделять « зерна от плевел» и есть та основа, которую мы называем мировоззрение, мировоззрением человека, ориентированного на ценности и реалии современного общества.

Мировоззренческие взгляды и убеждения – это нечто усвоенное и знаемое, понимаемое и принимаемое, применяемое для обоснования своей позиции. Это знания, которые становятся сутью личности.

Философия исследует наиболее общие закономерности развития природы, общества и человека. Философия представляет собой наиболее обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем, исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное, эстетическое отношение человека к миру.

Как устроен мир? Развивается ли он? Кто и что определяет его развитие? Как взаимосвязаны закономерность и случайность? Кто есть человек в мире природы и людей? Что есть истина? Все это вечные вопросы, которыми задается каждый из нас из поколения в поколение.

На уроках философии в колледже формирование научного философского мировоззрения приходится начинать практически с азов.

На первых занятиях идет знакомство с истоками философской мысли, ее историей. Для студентов медицинского колледжа очень важно понимание ценности человеческой жизни, ее уникальности, гуманистических основ медицины.

Студенты получают задание – при знакомстве с учениями великих мыслителей выделять и акцентировать миропонимание человеческой сущности в её природной и социальной ипостаси.

Большой интерес вызывают занятия – дискуссии, турниры ораторов, «философские суды» - когда студенты получают возможность интерпретировать свои знания философии в современном аспекте и через собственное миропонимание.

Так, при изучении темы «Русские врачи - философы» студентами был сделан общий вывод – отношение к человеку как к пациенту должно быть не только профессиональным и гуманным, но и понимающим состояние человека, его душевное устройство, отношение к миру и окружающим.

Уроки философии способствуют развитию мыслительного процесса, формируют грамотное владение словом. Все это способствует не только выражению личностной мировоззренческой позиции, но и помогает ее утверждению в сознании.

Выступления с докладами, сообщениями, обзорами по основным направлениям философии помогают студентам соотносить философские теории и выводы с современными реалиями.

Большой интерес у студентов вызывают уроки философии по проблемам человека и его здоровья, смерти и бессмертия, искусства и религии, нравственности и цинизма, сознательного и бессознательного в человеке. Причем, у каждого выступающего есть один или два оппонента с вопросами и замечаниями по теме выступления (готовятся заранее). Такая творческая полемика помогает каждому участнику дискуссии проверить свою точку зрения, утвердиться в своей правоте или отказаться от ошибочной позиции. Несомненно, в этой дискуссии чрезвычайно важна роль

преподавателя, который направляет ход рассуждений в нужное русло.

Философия неразрывно связана с множеством наук, вернее сказать, именно философия лежит в основе большинства из них.

Поэтому философское мировоззрение невозможно без понимания социальных, политических, экономических, культурных реалий.

Так, будущие медики должны не только владеть медицинскими манипуляциями, необходимым объемом знаний, но и воспринимать медицину как сферу высочайшей ответственности и сложности, понимать и принимать своих пациентов с их проблемами и мировоззрением.

Система философских эссе (устных и письменных) позволяет ретранслировать идеи прошлого в настоящее, и, наоборот, из настоящего в прошлое. Так, исторические события прошлого приобретают новые оценки и оттенки с учетом нового уровня мировоззрения, с учетом как законов общественного развития, так и исключений из них. Очень интересно проходят занятия по темам «Историческая философия», «Личность в истории», «Философия реального бытия».

Цель любого занятия по философии – научить студентов мыслить самостоятельно, не держаться за стереотипы, мыслить свободно, логически, и, что немаловажно, реально и грамотно.



Философское мировоззрение должно быть не только свободным, но и устойчивым. Устойчивость мировоззрения тесно связана с уровнем и глубиной знаний студента. Рост уровня знаний должен обеспечивать гармоничность и устойчивость мировоззренческих позиций человека, их социальную ориентированность.

Свобода слова и мысли, наши конституционные права, должны давать молодому поколению уверенность в своей социальной нужности и причастности. А это невозможно без сформированного гуманистического мировоззрения на всех его уровнях от обыденного до научного.
Каталог: files -> main -> documents -> 2016
documents -> Внеучебное мероприятие по предметам «Основы философии» и «Православная психология». Круглый стол «Образ России в философском наследии Ивана Александровича Ильина»
documents -> Методическая разработка классного часа «Общество как развивающая система. Эволюция и революция»
documents -> Урок «Смысл жизни» Дисциплина «Основы философии»
2016 -> Экзаменационные вопросы по дисциплине «Основы философии»
2016 -> "Конфликт в нашей жизни" (10-й класс)
2016 -> Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии»
2016 -> Программа по социализации детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей
2016 -> Занятие по учебной дисциплине «Обществознание»
2016 -> Рабочая программа по учебной дисциплине «Социальная психология» Количество часов по учебному плану
2016 -> Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине оуд 13 Право для специальностей


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница