Физическая культура в системе воспитания здорового образа жизни человека



Скачать 42.45 Kb.
Дата09.07.2018
Размер42.45 Kb.
ТипПрограмма

УДК 796.011.1

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Н.С. Камлёнок, И.И.Шикота

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет,

664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Отражены основные критерии здорового образа жизни современного человека и общества в целом, рекомендации к сохранению здоровья, оздоровительная программа, физическая нагрузка, здоровье, сущность здорового образа жизни, мнения и исследования ученых. Современные исследования в социальной жизни и физической нагрузки человека, использование свободного времени для проведения спортивных упражнений, а так же влияние внешних факторов окружающей среды, интересы и потребности общества к своему здоровью. Биологические и социальные факторы, воздействующие на здоровье человека.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, физическая культура, упражнения, человек.


Камлёнок Никита Сергеевич, студент кафедры Радиоэлектроники и телекоммуникационных систем, тел.: 89641250286, e-mail: nsknei@mail.ru.
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека на производстве, в учебе, в быту, в общении. Развитие физической культуры и спорта — одно из важнейших слагаемых сильной социальной политики, которая может обеспечить реальное воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открыть широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей. Здоровье человека - результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов. Считается, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:

• наследственность - ;

• окружающая среда - ;

• уровень медицинской помощи - ;

• образ жизни - .

В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых (Жолдак В.И. 1992 , Виноградов П.А. 1996, Бальсевич В.К. 1997), выглядят так:

• человеческий фактор - ;

• экологический фактор - ;



• социально-педагогический фактор - ;

• медицинский фактор - . Отечественными учеными отмечалось (Головин В.А. 1983, Ильинич В.И. 2001), что ЗОЖ выражает ориентированность личности на укрепление и развитие личного и общественного здоровья, реализует наиболее ценный вид профилактики заболеваний — первичную профилактику, предотвращающую их возникновение, способствует удовлетворению жизненно важной потребности в активных телесно-двигательных действиях, физических упражнениях. Сущность здорового образа жизни — обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации развития, состояния и функционирования организованных внутренних и внешних систем и связей индивида и общества. Существует необходимый и достаточный уровень физической активности человека, характеризуемый общими показателями рационального содержания, структуры и использования активного двигательного режима. Этот уровень определяется анаболическим восстановлением после активной трудовой деятельности, при котором происходит увеличение и накопление пластических и энергетических ресурсов организма, повышающих его потенциал и работоспособность. Ученые считают (Пирогова Е. А. 1989, Чоговадзе А. В. 1993, Лебедева Н.Т. 1996) что физическая культура способствует достижению и сохранению крепкого здоровья, высокой и устойчивой общей и специальной работоспособности, надежной резистентности и лабильной адаптации к меняющимся и сложным условиям внешней среды обитания. Физическая культура помогает формированию и соблюдению полезного для здоровья рационально организованного режима трудовой и бытовом деятельности, обеспечивают необходимую и достаточную двигательную активность, а также активный отдых, то есть рациональным двигательный режим. Это значит, что решение проблем ЗОЖ, развития физической культуры в значительной мере и весьма тесно связано с использованием людьми, обществом в целом своего свободного времени, являющегося неизмеримым социальным богатством и объективным пространством осуществления культуры человека. Ежедневная утренняя гимнастика - обязательный минимум физической тренировки (Лебедева Н.Т. 1996, Маркова Г. А. 2002). Она должна стать для всех такой же привычкой, как умывание по утрам. Физические упражнения надо выполнять в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе. Выполнение физических упражнений вызывает потоки нервных импульсов от работающих мышц и суставов и приводит центральную нервную систему в активное, деятельное состояние. Соответственно активизируется и работа внутренних органов, обеспечивая человеку высокую работоспособность, давая ему ощутимый прилив бодрости. Не следует путать зарядку с физической тренировкой, цель которой - получение более или менее значительной нагрузки, а также развитие необходимых человеку физических качеств. Некоторые упражнения способствуют профилактике и лечению хронических расстройств внутренних органов и опорно-двигательного аппарата. При занятиях физической культурой необходимо учитывать отклонения в физическом развитии человека, так при плоскостопии и нарушении осанки большое значение умеют регулярные занятия спортом: рекомендуется плавание, а упражнения связанные с усиленной нагрузкой на ноги (например, тяжелая атлетика, бег, конькобежный спорт и др.), исключаются. Таким образом, в общественном сознании прочно утверждается мнение, что физическая культура общества в целом и каждого человека в отдельности представляет собою базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни, который, в свою очередь, — не только основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению нации, к решению многих социальных проблем современной России.
Литература:
1. Бальсевич В.К., Физическая активность человека. М.: 1997. - 179 с.

2. Визитей Н.Н., Образ жизни. Спорт. Личность. Кишинев., 1980. - 320 с.

3. Виноградов П.А., Основы физической культуры и ЗОЖ. М.: 1996. - 230 с.

4. Головин В.А., Физическое воспитание. М.: 1983. -391с.

5. Жолдак В.И., Социология физической культуры и спорта. Кн. I. М.: 1992. - 245 с.

6. Ильинич В.И., Физическая культура студента. М.: 2001. -447с.

7. Лебедева Н.Т., Проблемы оздоровительной эффективности физического воспитания в вузах. Минск., 1996 г. – 260с.

8. Маркова Г. А., Спортивная медицина: учебник. М.: 2002. - 480с.



9. Пирогова Е. А., Совершенствование физического состояния человека. Киев., 1989. - 168 с.

10. Чоговадзе А. В., Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов. М.: 1993. - 310с.
Каталог: docs -> events -> sport konferenz
docs -> Род племя народность народ нация
docs -> Психологический журнал, 2004
sport konferenz -> Инновационные программы фитнес-аэробики и их влияние на физическое развитие студенток ни иргту а. Г. Мельникова, Е. А. Койпышева
sport konferenz -> Педагогическое воздействие как фактор влияния на мотивационную сферу студентов к занятиям физической культурой и спортом
sport konferenz -> Спорт как фактор социализации студенческой молодежи Котова Н. А., Рассохина Д. О


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница