"Физическая культура и спорт как социально – культурное явление" Руководитель школьной странички Интернет-проекта «Самара спортивная»



Скачать 234.15 Kb.
Дата14.04.2018
Размер234.15 Kb.
ТипРеферат

"Физическая культура и спорт как социально – культурное явление"

Руководитель школьной странички

Интернет-проекта «Самара спортивная»

Казакова Н.С.



Содержание:

Введение 1

1.1. Физическая культура как средство социализации личности- 2

1.2. Спорт как социальный институт 3

1.3. Социокультурные функции спорта 3

1.4. Спорт явление всеобщее и принадлежащее всем эпохам. 3

1.5 Спорт как культурное явление 4

1.6. Спортивная деятельность как механизм социальных отношений- 4

1.7. Спорт, мораль, право- 5

2. Спорт как неотъемлемая составляющая социальной жизни- 6

2.1. Символическая мощь спорта 6

2.2. Разнообразие спортивной деятельности как отражение социального расслоения 7

2.3. «Омоложение» системы видов спорта 8

2.4. Полигон для технологических и биотехнологических испытаний- 8

2.5. Свободное время, старые структуры мышления и эволюция культуры- 9

Заключение 10

Литература: 11

Введение


Физическая культура и стороны СМИ, и со стороны оздоровительного воздействия фозической культуры на целые социальные слои общества.н. порт — значимое социальное явление, которое давно уже попало в область внимания специалистов-социологов многих стран. И только Россию можно считать страной, отсталой в этой области знаний. Только в России существует мнение, что спорт – прерогатива спортивных наук. В современном мире спорту уделяется серьёзное внимание со стороны государственных и общественных организаций, СМИ, со стороны частных лиц. Невозможно отрицать оздоровительного воздействия физической культуры и спорта на широкие социальные слои общества. В феномене спорта есть нечто парадоксальное. С одной стороны, все больше людей занимаются спортом, спортивные новости давно превратились в постоянную тему каждодневных бесед, так что спорт кажется неотъемлемой частью современной жизни; с другой стороны, спорт можно с таким же основанием назвать явлением, принадлежащим всем эпохам и всем культурам. Кроме того, каждый из нас, живущих в начале третьего тысячелетия, испытывает сильнейшее культурное давление, заставляющее нас вести спортивный образ жизни и «играть» в какие-либо спортивные игры: за последние четверть века спорт в мире подчинил своему влиянию все население, включая и те социальные меньшинства, которые прежде были ему откровенно враждебны.

Поэтому вполне оправданной представляется попытка проследить, как спорт впитывал древние и даже архаические мифы, и внимательно вглядеться в многовековую эволюцию этой странной деятельности, которая основывается на более чем традиционных структурах мышления, но при этом способна интегрировать новые ценности. Изучить процесс укоренения спорта в наших обществах — задача особенно актуальная в силу чрезвычайности идеологической пластичности этого феномена.

В изучении социологии спорта учёные сталкиваются с рядом проблем, т.к. вопрос этот лежит в межпредметной области: спортивной и социологической [1]. Взаимодействие этих областей можно проследить в историческом аспекте развития спорта или развития отдельных видов спорта в зависимости от социальной среды, возрастных групп физкультурников и спортсменов. Развитие физической культуры и спорта — одно из важнейших слагаемых сильной социальной политики, которая может обеспечить реальное воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открыть широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей. Человек вступает в большой мир как биологическое существо и его основной заботой является собственный физический комфорт. Через некоторое время он становится личностью с определенным комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией [5].

1.1. Физическая культура как средство социализации личности

Именно благодаря социализации каждый человек, обретая свою социальную сущность, включается в определенные социальные отношения и интегрируется в социальную систему.

В современной западной социологии утвердилось представление о социализации как о наиболее важной части общего процесса становления личности, которые проявляются, прежде всего, в социально организованной деятельности индивида и реализуются через те или иные конкретные социальные роли. Известно, что другим важным элементом социализации являются выполняемые личностью роли [6]. Изучение и освоение каждой конкретной роли происходит под влиянием социализирующих агентов (родителей, учителей, сверстников и т.д.), в различных социальных институтах (в семье, школе, спортивной команде), каждая из которых характеризуется определенной системой норм и ценностей, отраженных в социальных моделях поведения.

Анализируя факторы формирования личности, можно определить эти основные элементы как социокультурный аспект социализации личности, где спорт выступает как среда физической активности и специфически воспитательный фактор, так как он является социальной технологией с четко организованной системой заранее известных правил и моделей поведения. А как социальный институт он формирует определенные "профессиональные статусы", в которых каждая личность, занимаясь спортивной деятельностью, получает свое место с высокой степенью однозначности.

Спорт как деятельность, воспроизводящая определенные базовые механизмы формирования личности, включает индивида в социальные общности и общественные организации как полноправного члена общества и формирует определенные социальные отношения.

Характер спорта резко меняет социокультурный смысл формирования личности в зависимости от "модели поведения" человека до "смысла успеха", которую он выбирает в тех или иных социальных отношениях и игровых ситуациях, приближенных к реальным поведенческим образам.

Спорт как социальный фактор как бы модельно воспроизводит альтернативу современной культуры, сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни человека и, переходя в субкультуру индивида, формирует его как социально компетентную личность. Далее спорт является видом активной деятельности, в процессе которой решается и вопрос о внешнем масштабе самоопределения и самоутверждения личности. Чрезвычайное разнообразие существующих в настоящее время форм спортивной деятельности позволяет каждой социальной группе избрать себе определенный вид спорта и приспособить его к своему существованию, а это обуславливает необходимость по-новому взглянуть на место спорта в так называемой высокой культуре [3]. Нынешняя транформация системы спортивного досуга привела к существенной переоценке символических ценностей и заставила иначе отнестись к традиционным видам спорта, унаследованным от англо-саксонского мира. Тем не менее, все, даже самые маргинальные из новых форм спортивной деятельности, постепенно встраиваются в старую «соревновательную» систему, и постоянство, с которым это происходит, не может не удивлять. Старая институция подчиняет себе даже те новшества, которые, казалось, самым радикальным образом претендовали на полную независимость.

1.2. Спорт как социальный институт

В настоящее время открываются широкие горизонты для практического самоутверждения человека, актуализируя идею его глобальной социализации. Социальный институт спорта в таких условиях возрождается и становится общественно важным явлением. Современная модель спорта дает человеку возможность оценить свое отношение к окружающей среде и через эти отношения оценить свое место в обществе. Спорт как вид социальной, непроизводственной деятельности воспроизводит определенные базовые механизмы человеческого самосознания и самоопределения, располагая специфически воспитательными возможностями называться полноценным видом социальной деятельности, сферой утверждения и обретения культуротворческого смысла личности.

Подобные отношения дают возможность выбора различных форм деятельности и формируют социализационную норму.

1.3. Социокультурные функции спорта

С учетом сказанного анализ спортивного фактора как совокупности специфических общественных отношении, формирующих некоторые устойчивые ценностные ориентации, позволяет раскрыть его влияние на становление личности и установить важные социокультурные функции [4].

Всякое отношение есть форма выражения связи между предметами и явлениями. А через эту связь проявляются отдельные свойства предметов и сам предмет. Следовательно, анализ спорта в связи с общественными отношениями позволяет раскрыть важные свойства личности, а затем и сущность его социальности. Спорт утратил бы свой социокультурный смысл, если бы не рассматривался как микромодель общества, которая формирует определенные отношения, воспроизводится на разных, достаточно многочисленных уровнях и определяется как типовое поведение.

1.4. Спорт явление всеобщее и принадлежащее всем эпохам.

В Древней Греции возник обычай периодически собирать жителей разных городов-государств на Игры, которые демонстрировали достоинства чемпионов и совершенство человеческого организма во всех областях, в каких оно может быть проявлено. Во время Игр вручали награды победителям и прославляли те города, которые они представляли. Соперничество в ходе состязаний служило единению в общественной жизни. В этом отношении нельзя не увидеть сходства с современными спортивными соревнованиями. С самого начала зрители, наблюдавшие за разнообразными демонстрациями силы и ловкости, восторженно приветствовали своих земляков, так что спортивные состязания возбуждали национальную гордость или даже шовинистическое чванство. Победа всегда ценилась выше рекорда [9].. Разумеется, в наше время чисто физические достижения спортсменов воспринимаются отдельно от музыки, пения и прочих постановочных эффектов, сопровождающих соревнования, а религиозное и обрядовое значение, которое игры имели изначально, сегодня совершенно выветрилось. Тем не менее, и в современных Играх, при всех изменениях, ощутим символический смысл Игр древнегреческих.

Следует заметить, что гомеровский эпос развивается в двух совершенно разных регистрах, символизируемых соответственно «Илиадой» и «Одиссеей». Как бы далеко ни отстояла от нас во времени Древняя Греция, эти два регистра до сих пор способны увлечь широкую аудиторию читателей-граждан, разделяющих те же ценности и единодушно восхищающихся главными героями этих двух поэм. Обе они были призваны воспитывать аристократическую молодежь. Первая, «Илиада», описывает один из эпизодов Троянской войны. Она строится на культуре «аргона», схватки, воспевает воинские подвиги героев, служащих воплощением исключительной силы и храбрости, которая позволяет им презирать ранения, страдания и даже смерть. Вторая, «Одиссея», изображает морские странствия, открытие неведомых земель. В ней главными ценностями предстают ум, смекалка и хитрость, без которых, герои не могли бы преодолеть подстерегающие их опасности и вернуться на родину.

1.5 Спорт как культурное явление

Нетрудно показать, что в основе современного спорта лежат те же два культурных регистра: с одной стороны, спорт использует оставшийся неизменным культ противоборства, который проявляется в жестких схватках или организованных согласно строгому регламенту состязаниях, а с другой — исконную тягу человечества к приключениям, которая заставляет современных людей пускаться в странствия, выказывать отвагу, выносливость и смекалку первооткрывателя. Нетрудно определить и общее смысловое наполнение обоих этих мифологических регистров. Вспомним подвиги путешественников, отправляющихся к Северному полюсу, предпринимающих в одиночку кругосветное путешествие или совершающих «бесполезные» восхождения на Гималаи. Недаром Кубертен, пламенный пропагандист спорта, определил атлетические упражнения как «обычный культ интенсивного мускульного усилия, скрещенный с идеей прогресса и порой побуждающий человека идти на риск». Кубертен не мог даже вообразить, как далеко способны завести того, кто вступил на этот путь, некоторые виды спорта, появившиеся в наше время.

Спорт в большей мере, чем другие виды деятельности, является носителем специфических общественных отношений, так как в этой системе, как и в обществе в целом, можно различить агентов социализации. Социализируясь, человек принимает определенные роли через процесс имитации и идентификации [5]..

1.6. Спортивная деятельность как механизм социальных отношений

Основной и непосредственный носитель механизмов социальных отношений - спортивная деятельность. Следует подчеркнуть, что быть включенным в социальные отношения через спортивную деятельность и заниматься социально организованной деятельностью - физической культурой - это не одно и то же. Различие состоит в том, что субъектом спортивной деятельности являются не только отдельные личности, но и общности и общественные организации, в которых у личности формируются установки на деятельность и потребность в общении. Утверждение, что спорт является предметно выраженной сферой общих социальных интересов и фактором, укрепляющим целостность общества, говорит в пользу социальной природы спорта как специфически воспитательного фактора формирования личности.

Особенности этих отношений состоят в том, что они возникают и, проходя предварительно через сознание людей (общественное, индивидуальное и коллективное), затрагивают сферу ценностных отношений личности и строятся в соответствии с системой воспитания в интересах общества.

Данные отношения по своему статусу в системе общественных отношений являются надстроечными. И, подобно политическим, правовым, моральным и другим отношениям, они в своем развитии определяются среди прочих факторов природой и типом господствующего материального базиса. Это означает, что сфера спорта не имеет полной самостоятельности. Равно как и другие надстроечные явления, как, например, интеллектуальная или культурная среда формирования личности, она имеет относительную самостоятельность, сущность которой заключается в том, что помимо зависимости от базиса, она имеет собственные, только ему присущие законы и закономерности развития и функционирования. Французский социолог Пьер Будье писал: "…пространство спортивной деятельности не есть мир, замкнутый в себе самом. Оно включено в мир практики и потребления, в свою очередь, структурированный в специфическую воспитательную систему [6].. Имеются все основания рассматривать виды физической активности как относительно автономное пространство, но не следует забывать, что оно является фактором гармоничного развития личности".

Успешная социализация кроме всего прочего обусловлена определением социальной нормы, что позволяет оценить реальное поведение как приемлемое и обязательное, терпимое, нежелательное и т.д. Эта оценка поведения связана с соответствием или несоответствием реального поведения идеалу или нормативу и выделяет следующие типы норм:

· реальные, отражающие реальное поведение, как оно должно проявляться в статистическом большинстве случаев;

· должные, т.е. стандарты поведения, определяющие, каким оно должно быть в действительности;

· идеальные, т.е. правила и стандарты ожидаемого поведения как идеала.

Мы знаем, что социализация призвана обеспечить постоянный личностный рост, а результат социализации - положительное социальное обучение и образование. Но не надо забывать, что она не всегда бывает успешной.

Вообще процесс социализации через спортивный фактор имеет особое значение и содержание, так как здесь он выступает не только как фактор формирования межличностной компетентности, но и как фактор освоения и передачи общих культурных ценностей, оказывает влияние на приобретение высокого социального статуса.

Спорт как социокультурный фактор модельно воспроизводит альтернативу современной культуры, сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни человека и формирует его как социально компетентную личность.

1.7. Спорт, мораль, право

Социализация допускает, что спорт морально и этически развивает человека, приобщает к гуманистическим ценностям, всесторонне развивает личность и формирует определенный стиль жизни.

Вместе с тем историческая роль спорта состоит в том, что он способствует созданию в обществах, где традиционные религиозные ценности и людские узы ослабевают, новой морали, регулирующей отношения между людьми в конфликтных ситуациях. Среди спортсменов-любителей распространяется своеобразная «этика порядочности», которая исключает нечестные уловки и ставит выше всего индивидуальные достижения — плод усиленной тренировки и самосовершенствования. Начинается эпоха, когда по окончании спортивного состязания каждый считает своим долгом продемонстрировать «скромность победителя или достоинство побежденного»: люди учатся сдерживать свои чувства и соблюдать правила «честной игры» (fair play) в спорте [7]..

Спорт стал всеобъемлющим социальным явлением, поскольку способен оказывать воздействие на все общество в целом и на все общественные установления; он имеет отношение ко всем сторонам общественной жизни — политическим, экономическим, культурным, социальным, технологическим — и в то же самое время влияет на повседневную жизнь индивидов, составляющих современное общество.

Впрочем, сегодня вера в «единение молодежи всего мира» во время международных спортивных состязаний пошатнулась; сам тезис об идеальном спорте, который не зависит ни от политических партий, ни от финансовых магнатов и стоит выше межнациональных различий, подвергается сомнению и нуждается в уточнениях. Дело в том, что начиная с 1970-х годов спорт в целом стал все теснее взаимодействовать с экономикой и политикой; национальный же спорт утратил свою автономию и стал куда сильнее подчиняться влиянию политическому, экономическому и финансовому, не говоря уже о влиянии крупнейших средств массовой информации.

Появление этих новых проблем и новых целей обезоружило разом и пламенных защитников спорта, и его убежденных противников; традиционная спортивная этика явно переживает кризис: слишком уж многие формы спортивной жизни выходят в наши дни из-под контроля федеральных чиновников и институтов, слишком очевидным становится повсеместное главенство экономических факторов. «Нетехнократические» (до поры до времени) спортивные технологии, появившиеся недавно во французской и европейской индустрии досуга, составляют конкуренцию традиционным спортивным мероприятиям; публика по-прежнему интересуется грандиозными зрелищами, но сделалась более равнодушной к крупным политическим манифестациям; при этом люди, занимающиеся спортом, сделались более активными и менее сговорчивыми, а зрители — более требовательными и придирчивыми.

Итак, современный спорт столь многообразен и многофункционален, что ускользает от однозначного определения; он находится в процессе постоянной социальной легитимации, решает важные социальные и институциональные задачи, а кроме того, выполняет существенную нормативную функцию [10].

2. Спорт как неотъемлемая составляющая социальной жизни

2.1. Символическая мощь спорта

До сих пор речь шла о спортивной практике, но спорт представляет собой еще и систему репрезентаций и ценностей, снабжающую наше общество определенным видением мира и определенными способами поведения. Спорт сегодня превратился в неотъемлемую часть самых разных сегментов социальной жизни индивидов. Современная культура оказывает беспрецедентное давление на людей, принуждая их быть или по крайней мере выглядеть спортивными. Если верить социологическим опросам, огромное число людей занимаются спортом; цифры эти — вне всякого сомнения завышенные, — свидетельствуют о том, как высоко оценивают в обществе эти занятия и их престижность. Спорт — обычная тема мужских разговоров — выполняет так называемую фатическую функцию, облегчая установление контактов в кафе, в гостях, на работе. В ходе предвыборной компании на местном уровне всеобщее согласие легче всего достигается при обсуждении спортивных проблем; доверие электората завоевывают, поставляя командам новое снаряжение или строя новые стадионы. Была даже высказана мысль, что «всеми нашими ежедневными поступками управляет религия спорта», что «деньги, и те подчиняются спорту» [3] .

По этой причине особенно интересно проследить, каким образом спорт, возникший в Англии, распространился практически по всей планете. В развитых индустриальных обществах все большее число людей занимаются спортом, ставя знак равенства между спортивным человеком и человеком активным, молодым, энергичным: спорт поистине превращается в стиль жизни.

Высшая форма социального признания спорта и физической культуры заключается в том, что сегодня многочисленные учебные и научно-исследовательские заведения делают их предметом изучения. И этот научный подход зачастую обогащает и обновляет содержание СМИ, которые, со своей стороны, распространяют идеи ученых и популяризируют их. Одним словом, «спортивная культура» чувствует себя как нельзя лучше в наше время, когда «Культура с большой буквы» переходит «от избирательности к эклектизму»; новая ситуация идет ей на пользу [8]..

Хочется подчеркнуть, что и наш город и его горожане не находятся в стороне от глобального процесса: традиционный праздник День города Самара отмечает футбольным матчем, в котором принимают участие первые люди города.

А в связи с Мундиалем, который грядёт в 2018 году, Самара в ожидании больших перемен. До главного футбольного старта еще четыре года, но предстоящее мегасобытие разворошило немало проблем, заставило мечтать и, главное, действовать.

2.2. Разнообразие спортивной деятельности как отражение социального расслоения

Если современный спорт пронизывает всю культуру в целом, то различные формы спортивной деятельности образуют отдельные «мотивы» этого «сюжета». Так, традиционные формы состязаний могут заменяться в нашем обществе «мягким» соперничеством, которое подчиняется более свободным правилам и опосредуется языком и соответствующими материальными приспособлениями. В самом деле, взглянув на верхние ступени социальной лестницы, на людей с престижными дипломами, нетрудно заметить, что те виды спорта, которыми занимаются они, требуют приобретения специального снаряжения (теннисных ракеток, лыж, серфинговых досок и т. п.) или сложных механизмов (парусных яхт, планеров, гоночных автомобилей) и, кроме того, технических навыков, а все это предполагает изначальную социальную сегрегацию. Человеку, занимающемуся «машинными» видами спорта, нужны не мускульные «усилия», не демонстрация физической мощи (не говоря уже о грубом насилии), но исключительно обладание индивидуальной «техникой» (в обоих значениях слова, и в смысле «техничности» жестов, и в смысле владения техническими орудиями). Сама включенность тела в спортивное действие здесь делается совсем иной [11]..

В других социальных группах на смену коллективным видам спорта, предполагающим ожесточенное и строго регламентированное противоборство, приходит спорт разнообразных «приключений», где индивид совершенно свободен в выборе своей стратегии и единственным условием является добровольное и осознанное преодоление им всевозможных опасностей.

Таким образом, сегодня спорт не сводится к тому единственному определению, на каком настаивают традиционные спортивные федерации. Оттого-то социальная дефиниция спорта и стала в наши дни предметом социальной борьбы. Идут споры о том, что относить и что не относить к спорту (чем затяжные прыжки с парашютом хуже регби, а спелеология — фехтования на саблях, чем моторные яхты уступают яхтам парусным и т. д.), а также о том, что значит заниматься спортом «правильно», «по-настоящему».

В самом деле, уже было показано, что виды спорта образуют систему, соответствующую «пространству социальных позиций». Так что для каждого отрезка времени можно установить соответствие между определенными видами спорта и определенными социальными группами. Эти любопытные соответствия, подтверждаемые статистическими данными, заметны даже в том случае, если смотреть на спорт глазами обывателя (лишнее доказательство того, что характер спортивной деятельности человека и вправду превратился в «индикатор» его социального положения). Иначе говоря, можно установить для каждой страны социально структурированную «систему видов спорта», а это в свою очередь дает дополнительные основания для концепции воспроизводства телесных габитусов [4] .

2.3. «Омоложение» системы видов спорта

В начале 1970-х годов Франция, как и весь мир, порвала с английской традицией, полностью определявшей характер и структуру спортивной деятельности в течение предыдущего столетия. Традиция эта знала два типа спортивных занятий: «жесткие» коллективные игры (регби, футбол и проч.) и стандартизированные атлетические состязания; на новом же этапе популярными сделались новые виды спорта и новые способы заниматься видами старыми. Так было положено начало полному обновлению существовавшей уже целое столетие «системы видов спорта».

В центре новой системы — разнообразные спортивные приключения и те виды спорта, которыми следует заниматься на природе, демонстрируя головокружительное акробатическое мастерство и переживая максимум острых ощущений (серфинг, кайтсерфинг, затяжные прыжки с парашютом, маунтинбайк, экстремальные лыжи и проч.). Не будет чересчур дерзким назвать эти виды спорта «выплеском эмоций», деятельностью, в которой доминирует «массмедийная», «кибернетическая» и «катастрофическая» составляющая, и противопоставить их традиционным видам спорта, где доминирует составляющая «энергетическая».

Позже, в 1980–1990-х годах, система видов спорта, в которой господствовали «играющие роботы» и, главное, спортивные зрелища, транслируемые средствами массовой информации, уступила место системе более сложной: начался процесс смешения двух спортивных культур, которые прежде развивались независимо одна от другой и даже друг другу противостояли, — культуры, основанной на главенстве атлетической мощи, и культуры, в основе которой лежит тяга к приключениям. Эта вторая культура выросла из менее заметного течения английского спорта XІX века, в котором выразилась реакция образованной части общества на профессиональный спорт, превратившийся в зрелище для плебейской, шумной аудитории. Английская традиция «большого европейского путешествия» нашла новое воплощение в таких формах спортивной деятельности под открытым небом, как палаточный туризм, плавание на каноэ, альпинизм и проч.; таким образом, британцы лишний раз подтвердили свою репутацию людей, «для которых вся планета — не что иное, как спортивная площадка» [9]..

Экстремальные виды спорта, которые позволяют человеку испытывать пределы собственных возможностей, чем-то сходны со средневековыми ордалиями; в научной литературе делались попытки сопоставить увлечение ими в молодежной среде с наркоманией и токсикоманией. Другие возможные параллели: бегство подростков из дому, детское бродяжничество [5] . В сущности, выбор этих видов спорта может объясняться подспудным желанием «сгореть молодым» и при этом прибегнуть к более эффектному способу самоубийства, чем употребление наркотиков.

2.4. Полигон для технологических и биотехнологических испытаний

Чем значительнее становится экономическая и социополитическая составляющая спорта, чем пристальнее внимание к спорту со стороны средств массовой информации, чем шире известность спортсменов из национальных команд, соперничающих на международной арене, тем интенсивнее всем, кто имеет отношение к спорту, приходится использовать научные и технические ресурсы. Спорт с его установкой на рекорды открывает возможности для бесчисленных (чтобы не сказать бездумных) технологических и научных экспериментов. Сказанное касается в первую очередь спортивного снаряжения (инвентаря, одежды, средств защиты), но также физической и материальной среды, необходимой для соревнований (площадки, различные покрытия, снаряды, здания и т. п.) [6] . Однако ставки в этой игре растут так быстро, что действие научно-технического прогресса начинает распространяться также на человеческое тело, на организм, который перестраивается посредством тренировок и экспериментов.

И атлетические, и «приключенческие» виды спорта превратились в своего рода лаборатории, где на глазах у всего мира демонстрируется бесконечное расширение возможностей человеческого организма во всех мыслимых отношениях. Испытания на выносливость, то и дело возникающие новые разновидности экстремальных видов спорта, поражающие своей сложностью, заставляют пересмотреть многие привычные взгляды и по-новому оценить способности человека к адаптации. Когда искатели приключений отправляются в одиночку покорять враждебные, непригодные для жизни просторы и возвращаются с победой, это изменяет наши представления о «диапазоне человеческих возможностей». Постоянно расширяющееся спортивное пространство служит полигоном, на котором проводятся испытания новых биохимических и даже биотехнологических средств, ставятся многочисленные и рискованные опыты. Понятие «биологической нормативности», находит безоговорочное подтверждение в современном спорте, каждый день демонстрирующем это «стремление человека выйти за пределы своих собственных возможностей». Таким образом, вполне естественно, что спорт высоких достижений и экстремальные виды спорта становятся точкой приложения сил для ученых всех специальностей, для медиков и фармацевтов. И если раньше свидетелями научных опытов могли быть только комитеты по этике, то теперь в свидетели приглашают широкую публику. Ибо нет никакой необходимости отыскивать участников экспериментов на выживание в далеких уголках планеты: ярчайшие проявления той же культурной тенденции можно увидеть и у себя дома. Вспомним журналиста Альбера Лондра, назвавшего гонкой на выживание не что иное, как велогонку «Тур де Франс».

В самом деле, тот факт, что несколько лет подряд американец Лэнс Армстронг раз за разом побеждал в этой велогонке с подавляющим преимуществом, после болезни гонщика приобрел еще больший интерес для зрителей благодаря «загадочному исцелению». «Тур де Франс» популярен среди широкой публики именно потому, что велогонка позволяет увидеть «сверхчеловека», который постоянно увеличивает свой органический потенциал. Такие «сверхлюди» связываются в умах зрителей с образами биологических мутантов (отчасти «монстров») и людей-машин; их сверхтренированное тело сливается воедино с «телом» машины, которая также постоянно совершенствуется в технологическом отношении. Именно ориентируясь на этот «биотехнологический микст», и участники дискуссий о спорте, и спортивные администраторы свыкаются с мыслью о необходимости прибегать к средствам, которые в решающие моменты придают нужное спортсменам «ускорение».

Сверхчеловеческий подвиг американца создает основу для пропаганды в средствах массовой информации паранормальных фигур: «мутанта», «одолевшего смерть», «инопланетянина». Победа в гонке «Тур де Франс» достается гонщикам дорогой ценой, однако зрителей завораживают не их страдания, а способность выйти за пределы человеческих возможностей.

2.5. Свободное время, старые структуры мышления и эволюция культуры

Социальная сущность свободного времени в том, что оно превращает того, кто им обладает, в иного субъекта, и в качестве этого иного субъекта он вступает затем в непосредственный процесс производства.

Крупные международные соревнования превратились в торжественную и мирную демонстрацию силы команд из разных стран. Всемирный интерес к спортивным состязаниям, синхронно транслируемым по телевидению в самых разных уголках планеты, повышает значение этих «войн мирного времени», но не вносит существенных изменений в культурные и социальные механизмы, которые определяли характер спортивных состязаний еще в эпоху Олимпийских игр древности. Мифологический фундамент остался неизменным, хотя грубого насилия стало существенно меньше. По мнению Марка Оже, спорт способствует воскрешению в развитых обществах первобытных форм мировосприятия. Люди по-прежнему используют все ресурсы, включая научные или технические, для победы над соперниками, однако современная культура существенно отличается от культуры прошлого. Достижения медицины и прогресс биотехнологий сулят нам идеальное здоровье и увеличение продолжительности жизни. Само здоровье теперь понимается иначе; сейчас уже никто не говорит о необходимости почтительно и осторожно относиться к своему телу и ни в коем случае не нарушать «равновесие» организма. Здоровье сегодня — это то, что позволяет вести жизнь напряженную, предполагающую случайные или намеренные нарушения этого равновесия; здоровым считается человек, способный идти на риск и преодолевать опасности. Использование всевозможных технологий, позволяющих шагнуть за рамки собственных способностей, и постоянно растущее употребление биохимических стимуляторов — наиболее характерные проявления этих радикальных перемен в отношении к здоровью. Все виды спорта, как соревновательные, так и приключенческие, весьма способствуют подобному пересмотру взглядов. И поскольку процессы эти затрагивают не только людей, непосредственно связанных со спортом, но и широкую публику, они могут грозить нашей культуре весьма тревожными последствиями.

Уже сейчас взрослые люди ведут ожесточенную борьбу с внешними признаками старения — употребляют средства для похудения, принимают гормональные препараты и другие лекарства, отдают себя в руки массажистов и мастеров пластической хирургии. Занятия спортом составляют часть этой борьбы. Возможно, спорт в данном случае оказывается лакмусовой бумажкой, которая позволяет заметить вытесненный фантазм, тревожащий сознание современного человека. Служащие фирм, устроенных по японскому образцу, охотно прибегают к стимуляторам, причем французы считаются главным потребителями средств такого рода в Европе. Сегодня основные спортивные федерации называют (не в первый раз) одной из наиболее важных своих задач борьбу с допингом на самом высоком уровне (можно сказать, что мы наблюдаем еще одно соревнование в скорости — между химиками и комитетами антидопингового контроля) — и, тем не менее, число чемпионов, уличенных в приеме запрещенных препаратов, не уменьшается. С другой стороны, призыв к «спортивному образу жизни», забота о снижении веса и самое широкое распространение спортивного стиля связаны, возможно, с тем мифом о «вечной юности», за которым, как считал Ролан Барт, скрывается мечта о бессмертии. Спорт — сверхдетерминированное понятие, носитель множества смыслов — оказывается грандиозным поставщиком мифов.

Главный парадокс спорта заключается в том, что в наши дни, когда аудитория его значительно расширилась, а популярность выросла, ценности, лежавшие некогда в его основе, претерпели значительные изменения. Спорт предоставляет людям многочисленные возможности отличиться, он распространяется по миру разнообразными путями, он дает повод к неоднозначной философской интерпретации — все это прямо отвечает потребностям расколотого общества, которое пребывает в кризисе, стремится к единению и занято поиском собственной идентичности [12]..

Все это формирует тип и норму поведения личности и приближает ее к "идеалу". Все эти аспекты со своей стороны идентифицируют личность в обществе и облегчают процесс интеграции.

Заключение

Изучая физическую культуру и спорт как социальное явление и фактор социализации личности мы пришли к следующим выводам:

1. спорт и физическая культура помогают формировать социально-адаптированную личность

2. спорт помогает формировать профессионально ориентированную личность

3. физическая культура и спорт позволяют организовать досуговую деятельность в её многообразных формах и проявлениях

4. физическая культура и спорт способствуют становлению здоровъя молодёжи, помогает внедрять здоровый образ жизни в широкие слои населения

5. спорт формирует норму поведения, приближающие личность к идеалу

Спорт как социокультурный фактор разнообразием спортивных интересов и неуклонным использованием правил даёт толчок современной культуре, сохраняя и укрепляя традиционные формы и социокультурные связи.



Литература:

1. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм (социологический аспект). Челябинск, 1995.

2. Ковалева А.И. Социализация личности. Норма и отклонение. М., 1996.

3. Мильштейн О.А. Социальные проблемы формирования личности в спорте // Лекция для студентов институтов физ. культуры. М.,1980.

4. Смирнов Н.Г. Физическая культура как фактор социального развития личности в современном российском обществе: Автореф. канд. дис., СПб., 1995.

5. Столяров В.И. Социальные проблемы спорта // Философские науки. 1980, № 4.

6. Smoll E.L., Smith R.E. Ledership behaviors in sport: A theoretical model and research paradigm // Wash., 1998.

7. А.А.Бирюков «Пар костей не ломит»

8. Смирнов Н.Г. Физическая культура как фактор социального развития личности в современном российском обществе: автореферат канд. Дис., СПб., 1995.

9. Луппателли Д.Ф. «Спорт для всех», 2002 г.

10. Тер-ОванесянА.А. Педагогические основы физического воспитания. М., «Физкультура и спорт», 1980.

11. Волович В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации м., 1998.

12. Ленк Ханс Этика спорта как культура честной игры Неприкосновенный запас 2004 №3 с. 88-94.
Каталог: vospitanie
vospitanie -> Концепция воспитательной системы
vospitanie -> Воспитание детей. Отечник №2
vospitanie -> Положение о воспитательных программах
vospitanie -> Программа проблемного курса «Духовное воспитание ребенка дошкольного возраста»
vospitanie -> Воспитание без насилия. За последнее десятилетие термин «жестокое обращение с детьми»
vospitanie -> Воспитание ребенка как человека культуры
vospitanie -> Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории. Учитель истории и обществознания Игнатьева Наталья Алексеевна
vospitanie -> Воспитание – явление социальное. Оно возникло вместе с человечеством и прошло вместе с ним длительный путь развития


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница