Философско-педагогические взгляды



Скачать 187.5 Kb.
Pdf просмотр
страница1/14
Дата10.05.2018
Размер187.5 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


76 К 160-ЛЕТИЮ В. С. СОЛОВЬЕВА



Л. Е. Шапошников
ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ В. С. СОЛОВЬЕВА Проблемы образования и воспитания личности были для
Соловьева важными темами, связанными сего общей концепцией философии всеединства. Мыслитель во введении к работе Философские начала цельного знания отмечает, что философия, имеющая притязания на общий интерес, с необходимостью должна ответить на вопрос о цели существования. Его же решение предполагает рассмотрение проблемы развития, так как вселенная и история не могут быть правильно поняты вне эволюции. Развитие ставит проблемы развивающегося субъекта, а он не может быть, безусловно, простой и единичной субстанцией, так как последняя исключает возможность какого бы тони было изменения, а следовательно, и развития. Не является субъектом развития и механический агрегат элементов в нем нет внутреннего взаимодействия составляющих его частей. По мнению философа, подлежащим развитию выступает только единое существо, содержащее в себе множественность элементов, внутренне между собою связанных, то есть живой организм. Саморазвитие проходит ряд необходимых моментов, составляющих диалектическую триаду. В этой триаде тезисом является внешнее единство, когда элементы организма связаны между собою чисто внешним образом антитезисом выступает процесс обособления или выделения членов организма, они приобретают известную самостоятельность наконец, синтезом будет свободное и внутреннее соединение распавшихся час Соловьев В.С. Собр. соч в 8 т. Т. 1. МС тей: в этом состоянии они поддерживают и восполняют друг друга в силу своей внутренней солидарности. Данная триада является для Соловьева универсальной, под нее подводятся и духовное развитие, и становление вселенной, и исторический процесс. Исследователи творчества Соловьева по- разному оценивают его приверженность схематизму, некоторые видят в этом проявление схоластики, сдерживающей творческую мысль. Например, В. В. Зеньковский писал, что склонность мыслителя к широким обобщениями часто даже к схематизму ослабляет ценность его построений. Напротив, А. Ф. Лосев считал, что соловьевская приверженность триадической диалектике, его преклонение перед схемой нигде не задерживало живую текучесть мысли и была бы чем-то насильственным. Мы думаем, последняя оценка более верно характеризует особенности философствования Соловьева. Не останавливаясь подробно на анализе философских воззрений Соловьева, отметим только, что для него творение мира есть диалектический процесс, который приближает окружающий мир к богу — центру бытия. Приближение к богу составляет особый смысл эволюции, в результате этого процесса происходит внутреннее единение каждого совсем, появляется все во всех»
3
Мировое развитие приобретает качественно новые моменты с появлением человека, ибо в человеке природа перерастает саму себя. Появление разумного существа символизирует начало истории человеческого общества. Особое значение деятельность индивида, сточки зрения философа, обусловлено тем, что он выступает в качестве посредника между богом и материальным бытием, проводником всеединяющего божественного начала в стихийную множественность – устроителем и организатором вселенной. Однако, исходя из христианского догмата о грехопадении, Соловьев делает вывод, что люди не выполнили этого важного назначения. Отпадение от бога приводит к господству материального начала в жизни человека. Основным содержа Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. МС Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. МС Соловьев В.С. Собр. соч в 8 т. Т. 6. МС Соловьев В.С. Собр. соч в 8 т. Т. 3. МС нием человеческой деятельности становится забота о хлебе насущном, появляется производство материальных благ. Организация совместного труда потребовала от людей создания социальных институтов вначале возникает семья, затем — государство. Государство философ определяет как устой. человечества против внешних стихийных сил, действующих на него ив нем. На дохристианских этапах развития общества люди добровольно ориентируют свою деятельность на низменные материальные интересы, ив силу этого энергия души падшего человека есть энергия самоутверждающейся воли, энергия зла. Смыслом жизни становятся внешние предметы, и люди начинают воспринимать их как главную цель, связывая сними и тратя на них свои внутренние, душевные силы, чувства и волю. Изменить данную ситуацию может только религия, возрождающая духовные ценности. Из всех религий В.Соловьев отдает безусловное предпочтение христианству аргументируя эту точку зрения, философ опять прибегает к диалектической триаде. Первое пробуждение человеческого духа, как он считает, происходит на Востоке в буддизме. Выработав идею совершенного бога, эта религия требует от человека уничтожения своего я. На Западе, в Древней Греции, напротив, выдвигается на передний план поиск совершенного человека, который заслоняет бога. Наконец, появляется христианство, выступающее синтезом этих начал, ибо оно есть откровение совершенного Бога в совершенном человеке»
2
Историческое бытие христианства приводит к тому, что под влиянием языческих начал искажаются заложенные в нем истины, единая религия распадается натри направления православие, католицизм, протестантизма этот раскол вызывает ослабление богочеловеческой основы евангельской религии. В Византии, приняв на словах идею христианского царства, отказались от нее наделе. Языческая жизнь была не преобразована, а лишь покрыта внешним покровом христианских догматов и священнодействий. Причиной падения Византии была не какая- то материальная сила, а неправильное понимание народом
1
Соловьев В.С. Соч в 2 т. Т. 1. МС Соловьев В.С. Собр. соч в 8 т. Т. 4. МС христианства. Религиозные истины были только предметом их умственного признания и обрядового почитания, а не движущим началом жизни. В восточном христианстве идеалом святости становится монах, отшельник, то есть человек, до минимума сокративший свою связь с грешным миром. Этот идеал, как считал Соловьев, неправильно ориентировал духовную активность людей, ибо был по своему существу односторонне аскетическими не мог двигать вперед общественную нравственность»
2
Особенностью православия является также его полная зависимость от государства, которое в Византии оказалось сильнее церкви. Происходит обожествление царской власти, но византийские монархи часто не выражали христианские интересы. Вместо того, чтобы языческое государство преобразовывать в христианское, они саму идею христианского царства понизили до уровня самодовлеющей государственности. В конечном итоге Византия, сохраняя религиозную истину, сделала ее абстрактной она все более забывала о человеке, то есть о конкретном исполнителе христианских положений. В силу этого происходит ее сближение с дохристианскими верованиями Востока, не смогшими создать деятельной религии. Католический Запад развивался иным путем и положение церкви здесь радикально отличалось от ее роли в Византии. Отсутствие сильной государственной власти способствовало возвышению западного христианства, оно получает огромную силу. Особое значение для выработки специфических черт католицизма, по мнению философа, имела христианизация германских варваров. Этот процесс не мог изменить внутренней самобытности этих племен, они вносят в церковь сознание безусловной свободы и значение лица. Анализ католицизма приводит Соловьева к выводу, что это направление христианства развивает в человеке деятельное начало и тем самым способствует утверждению царства Божия на земле. Философ с подобострастием относился к католицизму, идеализировал его историю, выдвигал на первый план позитивное влияние этой религии на общественный прогресс. Однако ион не мог не отметить, что на Западе начинает утверждаться историческая односторонность.
1
Соловьев В.С. Собр. соч в 8 т. Т. 5. МС Там же. Т. 4. С. 147.


Каталог: userfiles -> rusphil


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница