Философские основы естествознания



Скачать 235.71 Kb.
страница1/10
Дата05.05.2018
Размер235.71 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И КРИЗИС ФИЗИКИ

Брусин Л. Брусин С.

Аннотация


На основании базовых положений древнегреческой философии дается анализ развития фундаментальных основ физики. Рассматриваются две доктрины Демокрита и Аристотеля. Противоречия между ними объясняют появление теории относительности. Показывается, что современное атомистическое учение, основанное на постулате Демокрита, привело к главенствующей роли эмпиризма в естествознании. Обсуждается возможное развитие физики исходя из позиций доктрины Аристотеля. Результаты обсуждения приводят к выводу о необходимости перехода естествознания на основы постулатов Аристотеля.

___ ___ ___ ___ ___

Современное естествознание, определяемое базовой дисциплиной – физикой, своими корнями исходит от древнегреческой философии, которая на два с половиной тысячелетия определила тематику всей последующей европейской философии и весь исторический ход развития науки. Труды знаменитых представителей этой философии Демокрита (470 – 370 г.г. до н.э.) и Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.) явились фундаментом, на котором в дальнейшем развивалась наука вплоть до нашего времени.

I. Основы философии, связанные с изучением Природы.

I.1. Н е к о т о р ы е п о л о ж е н и я о п о з н а н и и м и р а.

Мы будем исходить из того, что Природа существует объективно, независимо от существования человека, так как она существовала и до возникновения человека, но она может быть познаваема человеком. Мы воспользуемся лишь некоторыми положениями из трудов Аристотеля по логике познания и доказательств.

Всесторонне анализируя истоки науки, Аристотель в главе I “Метафизики” знание (науку) сравнивает с искусством, давая четкое отличие научных знаний, связанных с интеллектуальной работой мозга, от умения, полученного опытом. “Имеющие опыт знают “что”, но не знают “почему”; владеющие же искусством знают “почему”, т.е. знают причину”. Давая высокую оценку опыту, ремеслу и людям, владеющим ремеслом, Аристотель подчеркивает, что ученые мудры потому, что “...они обладают отвлеченным знанием и знают причины”. Он заключает, что мудрость есть умозрительная (theoretikai) наука об определенных причинах и началах и “...научить более способна та наука, которая исследует причины, ибо научают те, кто указывает причины для каждой вещи”.

Понимая важность и сложность ведения доказательств в науке, занимающейся изучением начал природы, и осознавая ее основополагающую роль для дальнейших знаний и развития общества, Аристотель проводит важную работу по упорядочению терминологии и недвусмысленному толкованию, как явлений природы, так и результатов научных исследований. Детальное изложение диалектического исследования дается Аристотелем в его философском труде по диалектике - “Топика”. В трактате “Категории” он дает определение 10 основных категорий, которыми придется оперировать в дальнейшем. Например, трактуя категорию “сущность”, он говорит, что она способна принимать противоположности. Но в одно и то же время не могут быть две противоположности, т. е. белое не может быть черным, плохое - хорошим, равно как истинная речь не может быть ложной /1/. Время (как и числа) имеет порядок, в том смысле, что одна часть времени существует раньше, а другая - позже. Рассматривая виды движения, понятие предшествующего и последующего, он подчеркивает, что “нет обратного следования бытия” /2/.

Аристотель предлагает совершенно новую систему доказательств, изложенную в его книгах “Первая аналитика” и “Вторая аналитика”. В этих книгах он излагает разработанную им теорию силлогизмов. Он впервые открыл существование схем рассуждения, схем умозаключения и тем самым положил начало науке, названной позже формальной логикой. Аристотель подробно рассматривает, как надо строить силлогизмы, как вести доказательства и выявлять суть вещи посредством силлогизма. Он показывает, что из истинных посылок не получается ложного силлогизма, а из ложных посылок получается ложное заключение /3/.




I. 2. О с н о в н а я х а р а к т е р и с т и к а м а т е р и и.

Аристотель вводит понятие субстанции (лат. substantia – сущность; то, что лежит в основе) и убедительно показывает, что в основе мироздания, являющегося предметом научного познания, лежит материя /4/. Материю он определяет как первичный субстрат каждой вещи, из которого она состоит. В основе природы лежит материя, имеющая в себе самой начало движения и изменения. Эта материя неисчезающая и невозникающая. Ведь, если бы она возникала, пишет он, в ее основе должно было бы лежать нечто первичное, откуда бы она возникала. Но ведь материя и называется первичным субстратом. А, если материя уничтожается, то именно к этому субстрату она должна будет прийти, в конце концов. /5/. Говоря о том, что материя неисчезающая и невозникающая, мы должны согласиться с той истиной, что во Вселенной существует лишь взаимный переход материи из одного состояния в другое, и должны признать бесконечность существования материи как в пространстве, так и во времени. Это сразу говорит о невозможности существования множества Вселенных (в одном и том же бесконечном пространстве), а разумно признать понятие одной Вселенной, не имеющей ни начала, ни конца в пространстве.


Каталог: pubfiles
pubfiles -> Есть ли душа у человека и материальна ли она? Библия, Иов, 38 глава
pubfiles -> Во времена Джордано Бруно под «множественностью миров» иногда понимали
pubfiles -> Переформулировка квантовой механики Суть проблемы
pubfiles -> Эффекты распространения света на большие расстояния
pubfiles -> Элементарный объем
pubfiles -> Феномен жизни
pubfiles -> Темная энергия, эфир, электромагнитное поле и физический вакуум как излишние сущности
pubfiles -> Теория единого поля
pubfiles -> Время, взаимодействие объектов, пространство


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница