Философские методы познания П. А. Флоренского



Скачать 62.57 Kb.
Pdf просмотр
страница1/4
Дата15.03.2018
Размер62.57 Kb.
  1   2   3   4


Шамрина О.П. Философские методы познания П.А. Флоренского…
408
УДК 130.2:2
Философские методы познания П.А. Флоренского
и А.Ф. Лосева и апофатизм
О.П. Шамрина
Политехнический факультет МГТУ, кафедра инженерной графики
Аннотация. В статье предпринята попытка выявления пути философского выражения религиозной истины у Флоренского и Лосева, кратко описывается использование исследуемыми учеными философских категорий мифа и символа в контексте веры, подчеркиваются особенности пути познания истины данных мыслителей и интегрирование этого пути с живым религиозным опытом.
Abstract. The paper considers the way of philosophic expression of religious truth by Florensky and Losev;
the use of these scientists the philosophic categories of myths, symbols in the context of faith has been briefly described. The peculiarities of the cognition route of truth of these philosophers and its implantation in live religious experience have been underlined.
Ключевые слова: Флоренский, Лосев, знание, вера, апофатизм, катафатизм, познание, миф, символ, религиозная философия
Key words: Florensky, Losev, knowledge, belief, cognition, myth, symbol, religious philosophy
1. Введение
Если рассматривать познание истины с иррациональной, мистической стороны, необходимо отметить разные типы мистического познания: 1) внерациональное, интуитивное постижение божественной сущности и сверхъестественного мира; 2) проникновение в исторический замысел
Творца, выражающееся в предсказаниях. Первый тип мистики свойствен в основном языческому религиозному сознанию, а второй – библейскому. Языческое мышление космоцентрично, мышление библейское единобожно. Соединение языческого и библейского образа мышления стало возможным в Новом завете, с пришествием Сына Божия – Иисуса Христа. Но сделать это на рациональном уровне, как пытались гностики, не удалось – они стремились поставить веру в зависимость от знания.
Синтез оказывался возможен лишь на религиозном уровне – в культе, молитве, личном опыте
Бога. Так формировалась церковная догматика – учение о Троице, о двух природах Христа, о таинствах. Это было своеобразное знание – знание, основанное на вере. Флоренский и Лосев приоритетное положение в вопросе о вере отводят православию, и наилучшим вариантом решения проблемы соотношения веры и знания считают гармоничное сочетание данных феноменов. Основной чертой их концепций о вере и знании является необходимость обращения человека к Богу, а также идея двойственности духовной составляющей личности.
2. Феномен веры в гносеологических изысканиях Флоренского и Лосева
2.1. Учение света-символа и аспект веры
П.А. Флоренский считал, что верой производится познание реальности, всякого бытия,
символическим энергийным проявлением света исследуется онтологическая норма сущего – воля
Божия ("Человеческая энергия является средой, условием для развития высшей энергии – Бога")
(Флоренский, 2007). Флоренский соглашался с паламитскими исихастами, что только недостаточной верой можно объяснить утверждение о тварной природе Фаворского Света – умопостигаемого Света
Божественной сущности. Для обоснования догматичности принципа православия, что Имя Божие есть сам Бог, Флоренский также обращается к паламитским спорам. Именно символизм вобрал в себя коренную суть вопросов, поднятых в паламитских спорах: мир пронизан энергийными проявлениями
Истины, ее лучами, в нашем мире через эти лучи видится другой мир, несущий высшую реальность,
такую позицию Флоренский называет подлинно православной. Исследователь философского творчества Флоренского С.С. Хоружий называет эту позицию в дальнейшем ее развитии "принципом синергии, энергийной связи в онтологически расщепленной реальности" (Хоружий, 1991).
В этом вопросе о. Павел передал проблематику онтологичности основания богопознания восточно-христианского богословия и обозначил кризис русской православной церкви в начале двадцатого века, ее отход от традиций символического реализма. С позиции разделения православной и внецерковной мистики Флоренский определял паламизм, как учение о подлинной религиозной жизни, о путях познания Бога, приводящих к истинному соединению с Фаворским светом.
Флоренский утверждал свою непричастность к мистической практике мессалиан, еретическому




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница