Философские аспекты осмысления экологических проблем



Скачать 54.01 Kb.
Pdf просмотр
страница1/3
Дата17.08.2018
Размер54.01 Kb.
  1   2   3


Всероссийская научно­практическая конференция молодых ученых, аспирантов и студентов
«Экология и безопасность в техносфере: современные проблемы и пути решения»
19
ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ОСМЫСЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
А.К. Курманбай, студенка гр. 17В41
Научный руководитель: Полещук Л.Г., к. филос. наук, доц.
Юргинский технологический институт (филиал) Национального исследовательского
Томского политехнического университета
652055, Кемеровская обл., г Юрга, ул.Ленинградская, 26
E-mail:aigera_0796@mail.ru
В статье рассматривается проблемы экологической философии, необычайно актуальной для обеспечения безопасности общества в современных условиях.
Целью настоящего исследования является уточнение новых задач философии перед лицом растущих экологических проблем. Методологическим основанием достижения цели служит систем­
но­деятельностный подход.
Сами философы определяют экологическую философию, как комплекс социально­
философских исследований совместных действий природы и общества. В современном познании именно философия может объединить различные подходы к экологической проблеме, всё многооб­
разие ее граней и оснований. Экологическая философия осуществляет такое обобщение, решая при этом традиционную для философского понимания экологической обстановки задачу общеметодоло­
гических принципов исследования и решения названной проблемы.
Для классической философии неизменными на протяжении всего ее развития являются про­
блемы взаимодействия человека, общества и природы. Их единение виделось в духовном постиже­
нии человеком самого себя и природы, а также в духовной деятельности, направленной на ее преоб­
разование. Экологическая философия уделяет особое внимание вопросу изменения среды обитания человека, изучает средства ее защиты и совершенствования, помогает расширить область свободы человека, формируя более нравственные и гуманные отношения к людям и окружающему миру; мысль участвует в становлении нравственного отношения к природе в сознании и поведении челове­
ка и различных слоях социума, поскольку от распространения в обществе доброты и сострадания, прежде всего, зависит развитие отношений человека и общества с природой, а, значит, и пути реше­
ния экологических проблем.
Многие философы источником экологических катаклизмов считают самого человека, его уме­
ние создавать и использовать технологии, которые могут стать разрушительными для жизни в при­
роде. Философы отмечают неудержимую тягу человечества к обогащению за счет природы и мещан­
ское отношение к ней с позиции собственника, «царя природы». Такой стандарт мышления и пове­
дения следует изменить [1].
Обеспечение безопасности человечества становится важнее, чем продолжающийся техниче­
ский прогресс. Центральным направлением становится не дальнейшее увеличение производства, а преобразование с учетом экологических последствий его осуществления. Важно произвести переход к более «натуральному», менее иждивенческому образу жизни и к экономике, которая учитывала бы потребность возрождения и защиты природы.
Таким образом, проявились новые задачи, стоящие перед философами: духовное осмысление проблем взаимодействия человека, общества и природы и выявление конкретных способов их реше­
ния. Основная из них – понимание модели дальнейшего устройства социума как эколого­
информационной культуры, способной находиться в гармоничных отношениях с естественной сре­
дой. Это, вне сомнения, главная, стратегическая задача на будущее, стоящая перед философской мыслью. Другая принципиальная задача – перенацеливание общества с иждивенческого отношения к природе на отношения, когда и общество, и природа развиваются вместе, и способны привести в гармонию систему «общество–природа».
Так как основная причина сложившихся экологических проблем исходит от человека, то, сле­
довательно, изменения требуются ему самому, и главным образом, его духовности. В изучении, оп­
ределении и использовании нуждается духовный запас человека и общества для решения непростых экологических проблем, стоящих перед мировым сообществом.
В конечном итоге, нуждается в охране и сам человек. Одна из опаснейших злободневных уг­
роз на сегодняшний день состоит в том, что усиливаются отрицательные изменения в генетической основе человека, особенно под воздействием неблагоприятных природных условий, а также вследст­
вие употребления разнообразных вредных веществ, способствующих этим изменениям. При разра­
ботке способов решения этих задач философы могут и обязаны принимать деятельное участие для




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница