«Философская проблема добра и зла»



Скачать 60.08 Kb.
Дата14.05.2018
Размер60.08 Kb.

«Философская проблема добра и зла».

Кто же не знает, что такое добро и зло? Да все знают, потому что в своей жизни оперируют этими понятиями, и никаких сомнений ни у кого не возникает. Тем не менее, когда задаешь себе этот вопрос, в любом контексте — хотя бы в обыденном, рутинном — при поиске ответа вдруг оказывается, что нет четкого представления, что это такое. За всю свою историю развития человеческой мысли мы встречаемся с интересной парадоксальностью, в которой возникают удивительные вопросы. Может ли существовать добро, если нет зла? Существуют ли абсолютное добро и абсолютное зло?  Может ли Добро творить зло, а Зло - добро?  Начинаешь понимать, что во зле есть добро, потому что без зла не существовало бы добра.



В широком смысле слова добро и зло обозначают положительные и отрицательные ценности вообще.

Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды и чаяния людей, представления о прогрессе, свободе и счастье. Оно может выступать как цель человеческой деятельности, как идеал, к которому следует стремиться.

Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, нежелательное, предосудительное для людей, порицаемое ими.

Действительно, в мире существует великое множество видов зла: природное зло, физическое, социальное (войны, революции, рабство и т. д. и, наконец, бытовое зло, моральное зло и т. п.).

Во все времена человечество стремилось осмыслить все эти вопросы, найти нравственные ориентиры на пути к гармонии человеческого бытия, обосновать наличие зла в мире и, по возможности, ограничить его проявления в жизни людей. Однако понимание данной проблемы у разных мыслителей прошлого совершенно различно.

Сократ, например, утверждал, что только ясное осознание того, что есть добро и зло, способствует правильной (добродетельной) жизни и познанию самого себя. Различие между добром и злом он считал абсолютным и видел его в степени добродетели и осведомленности человека. По мнению Сократа, никто не делает зла намеренно, по своей воле, а лишь по неведению и незнанию. Зло есть результат незнания истины и, следовательно, добра. Даже знание о собственном незнании - уже шаг на пути к добру. Поэтому самое большое зло - невежество, которое Сократ усматривал в том, что человек не догадывается о своем незнании и не нуждается в знании.

Другие философы древности усматривали добродетель в социальных отношениях человека (Аристотель), в его связи с миром идей (Платон). Третьи считали, что добро заложено в самой природе человека и его проявление или непроявление зависит от самой личности: «Быть хорошим человеком - значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого» (Эпикур).

Немецкий классический философ Георг Вельгельм Фридрих Гегель стремился понять природу добра и зла, объединяя усилия различных мыслителей античности. Им была выдвинута следующая теория. С его точки зрения, взаимосвязанные понятия добра и зла неотделимы от понятия индивидуальной воли, самостоятельного индивидуального выбора, свободы и вменяемости. В «Феноменологии духа» Гегель писал: «Так как передо мною стоят добро и зло, то я могу сделать между ними выбор, могу решиться на то и на другое, могу принять в свою субъективность, как то, так и другое». Понятие воли Гегель распространяет не только на область внешней реализации, область поступков, но и на область внутреннюю, область мышления и намерений. Поэтому основополагающую роль он отводит самосознанию, через свободный выбор между добром и злом. Моральное сознание всегда находится перед тяжелой и безнадежной дилеммой: «Любым поступком, которому предшествует прекрасное намерение, оно неизбежно совершает зло, - считает Гегель, - отказываясь от поступков, пытаясь сохранить свою чистоту, не запятнав ее никаким действием, оно неизбежно впадает в пустоту и никчемность существования, что также является злом, но направленным уже против себя».

Еще одним немецким философом, уже современности, Фридрихом Ницше понимание категории добра рассматривается уже с иной точки зрения «…добро добропорядочно лишь по причине жизненной слабости его носителей, зло же - энергично, целеустремленно».

Кроме выше сказанных точек зрения, особое внимание необходимо уделить религиозной этической системе (в частности, христианской). Христианская религия идею высшего добра воплотила в Боге. Он - творец всего доброго, вечного, разумного. Всевышний не творил зла. Зло происходит от врожденной греховности человеческого рода, унаследовавшего эту черту от прародителей (Адама и Евы). Иманнуил Кант говорил «Человек по природе - зло». Под злом понимается человеческая свобода. Начиная с первородного греха, человека сопровождает свободный, но неизбежный выбор между добром и злом. Христианство утвердило право на этот добровольный и естественный выбор, за который человек расплачивается вечным потусторонним бытием в Раю (абсолютное добро) или в Аду (абсолютное зло). Для того, чтобы человек не остался беззащитным перед этим выбором, христианская религия вооружила его нравственным кодексом, следуя которому верующий может идти по пути добра, избегая зла.

Конкретизируя, разрешая или запрещая те или иные формы поведения, христианские заповеди явились, по существу, выражением основных принципов нравственности, на которых должно строиться отношение человека к человеку.

На сегодняшний день многие современные мыслители поддерживают четыре главные истины морально-христианского заблуждения о добре и зле: 1. Существует абсолютное добро, и тут же отвечая на этот вопрос, говорят, нет, не существует, потому что у понятия добра существует оборотная сторона; 2. Существует абсолютное зло, его так же не может быть, потому что в любом зле можно найти источник добра; 3. Добро всегда лучше зла, современники отвечают, что это далеко не всегда, и приводят, на мой взгляд, просто ужасающий пример…

«Ну, вот, допустим, считаете вы, что подавать милостыню попрошайкам, является добрым делом, и вы не задумываетесь о том, что на самом деле, творите зло, ибо своим поступком потворствуете нищете. Мало того, в нашем мире добра и зла, нищенство часто связано с криминалом, при котором страдают грудные дети, накаченные водкой, которая их усыпляет, а заодно и убивает. Делается это ради создания образа бедной мамаши, просящей деньги для своего чада, то есть, идет давление на жалость. Такая вот звериная дикость, дети ведь часто умирают от алкоголя, поддерживается теми, кто подает таким мамашам деньги. И делают это люди с твердой уверенностью в том, что совершают правильный поступок, то бишь, делают доброе дело. Таким вот образом, движимые благими намерениями, мы можем творить зло, а после удивляться тому, что конечный результат прямо противоположен нашим ожиданиям».; 4. Четвертая самая последняя истина говорит, о том, что если вы осмыслите все вышеперечисленные истины, то всегда сможете отличить добро от зла.

Конечно, такая точка зрения современных философов на извечную проблему о добре и зле тоже может быть, но все-таки как правильно поступить? Как не навредить своими благими намерениями окружающих нас людей? На это, к сожалению, человечество еще не дало окончательного ответа. По моему мнению, во всяком «деле» надо руководствоваться разумом и велением сердца, и, наверное, не стеснятся просить совета у мудрых людей, пусть они вам подскажут, что действительно является делом добрым и что является делом злым. Только, попросите их, объяснить вам, почему они что-то считают добром, а что-то злом.



Таким образом, в категории Добра воплощаются представления людей о наиболее положительном в сфере морали, о том, что соответствует нравственному идеалу; а в понятии Зла – представления о том, что противостоит нравственному идеалу, препятствует достижению счастья и гуманности в отношениях между людьми.

Я рада приветствовать участников и гостей на Студенческой научно-теоретической конференции на тему «Духовные проблемы современного общества». Вашему вниманию будут представлены доклады студентов различных курсов.

Первый доклад на ваш суд представляет студент группы 100 специальности «Лечебное дело» Филиппов Артем.

А сейчас вашему вниманию представит свой доклад студент группы 100 специальности «Лечебное дело» Краморенко Владислав.



Продолжит нашу конференцию студентка группы 200 специальности «Сестринское дело» Нефедова Ксения.

В заключении заслушаем доклад студентки группы 100 специальности «Сестринское дело» Мазур Анастасии.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница