Философская культура: к вопросу об интерпретации понятия



Скачать 133.51 Kb.
Дата11.05.2018
Размер133.51 Kb.

ФИЛОСОФСКАЯ КУЛЬТУРА:

К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОНЯТИЯ
Черникова В. Е., д-р филос. наук

Ставропольский государственный университет

г. Ставрополь
В условиях современного информационного общества положение философии весьма неопределенно. Философия – способ мышления узкого круга интеллигентов. Для большинства людей, получивших высшее образование, философия ограничивается рамками учебного предмета, которому трудно найти практическое применение. С другой стороны, само слово «философия» проявляет себя в неожиданных ситуациях. Например, в рекламных целях говорится о «философии ароматов» или «философии дизайна товаров» и др. Смысл понятия «философия» здесь предельно упрощен и имеет отношение к способности человека осуществить сознательный выбор из предлагаемого множества вариантов. Однако даже в этом простом значении подчеркивается творческое предназначение философии, а выбор покупателя рассматривается как результат «напряженной» интеллектуальной деятельности. Думается, что приведенный пример (подобных примеров можно привести множество из различных сфер жизнедеятельности) достаточно наглядно характеризует положение философии в современном обществе, где многие традиционные понятия утрачивают свое прежнее значение.

Начиная с древности, мыслители характеризовали положение философа как «трагическое», имея в виду непонимание окружающих, неприятие его идей, обреченность на одиночество. В наше время положение философа не менее трагично, поскольку ему приходится сталкиваться не с непониманием, а, скорее, с игнорированием философии. Философу чаще приходится бороться не с противниками своих идей, а встречаться с полным равнодушием. Выбор между развлечениями, предоставляемыми массовой культурой, велик. Зачем «напрягаться»? Кому нужна философия?

Утрата философией прежней роли «царственного видения вещей» (Хайдеггер) объясняется не только влиянием социальных факторов, но также изменением философской проблематики. Пока философия занималась объяснением мира, она выступала передним фронтом рефлексии и выражением всеобщего. По мере развития науки и утверждения приоритетов научного познания понятийно-логический дискурс философии из инструмента превратился в предмет философствования. Философия под влиянием этих факторов стала обособляться в замкнутую и все более изолированную сферу культуры.

В ходе позитивистской критики выяснилось: во-первых, что философия оперирует не «чистыми» понятиями, а языковыми конструкциями, которые существуют по своим собственным законам и весьма неоднозначно соотносятся с текущим потоком реальности; во-вторых, оказалось, что имеются целые области бытия, принципиально невыразимые в понятиях и, следовательно, не охватываемые мышлением; в-третьих, философия замкнулась на себе. Философия более не есть понятийный план выражения всеобщего, она есть сфера автономизировавшегося мышления, где образ реальности из предмета превратился в инструментальный повод философствования. А это значит, что наряду с другими сферами культуры философия перестала рефлектировать процессы, происходящие с ней как с целым, т. е. законы, регулирующие ее взаимоотношения с другими сферами в рамках общекультурного целого, выпали из поля ее собственного осознания.

Таким образом, под влиянием целого ряда социокультурных факторов, а также в процессе преобразования философской проблематики, в ходе которого на первый план вышли антропологические и методологические аспекты, философия сформировалась в виде особой сферы современной культуры – философской культуры. В круг ее проблем, в первую очередь, согласно Ясперсу, входят: развертывание категорий и методов; структурирование нашего основного знания, что предполагает ориентацию в космосе наук; освоение истории философии; разработку онтологических проблем и т. д.

Понятие «философская культура» соотносится с комплексом проблем, разработкой которых занимается философия культуры, начиная с XVII–XVIII веков. Четыре проблемно-теоретических направления составляют ракурсы философского осмысления культуры.

Первое направление рассматривало культуру в контексте проблем совершенствования разума, проецируя ее на автономно познающего субъекта. Способы решения этой проблемы состояли в выработке методов получения истинного знания, поэтому они были связаны с теорией и методологией познания. В следующих теориях культуры гносеологическая и методологическая ориентация перестала главенствовать, но сам принцип применительно к человеку и человечеству, в том числе и в историческом измерении, оказался перспективным.

Во втором направлении культура предстала в виде совокупности созданных людьми «искусственных вещей», прежде всего как коллективный общественный продукт. В такой трактовке она совпадает, по сути, с общественным способом существования человека (как его вторая природа) и оказалась терминологически близкой обществу. Понимание культуры как «искусственного» вошло во все последующие теории культуры.

Третье направление составляют концепции, разрабатывавшиеся в контексте философии истории начиная с XVIII века. Культура в них представлена в качестве содержания и цели исторического процесса, как совокупность исторических форм, способов деятельности, форм сознания и продуктов этой деятельности, средство формирования и развития человечества. Культура была понята одновременно и как условие целостности всемирной истории, и как неповторимые, уникальные «исторические культуры».

В этих направлениях философия рассматривалась в качестве способа познания, позволяющего осуществлять саморефлексию культуры. Философия – это прежде всего знания, которые необходимы для преобразования окружающего мира, для самопознания, самосовершенствования человека. Философия может рассматриваться как часть культуры, предназначенная для интеллектуального, нравственного, эстетического совершенствования человека.

Четвертое направление поставило задачу синтезировать, объединять в единой, целостной, практической конструкции многообразие односторонних и частных подходов, методов анализа и интерпретации культуры. Философская реконструкция культуры позволила обнаружить имманентно присущее ей единство разнообразных параметров и многомерность в соотношении реального и идеального, естественного и искусственного, общественного и индивидуального. Было доказано, что культурные феномены имеют собственное содержание и собственную жизнь отчасти независимо от сознания продуцирующих их людей, что позволило обнаружить специфическую культурную реальность.

В неокантианстве значение философии культуры стало трактоваться значительно шире. Представители Баденской школы неокантианства, подчеркивая приоритетную роль практического разума по сравнению с теоретическим, считали, что истина, добро и красота в единстве составляют ценностное ядро. Сфера же влияния мира ценностей на эмпирический мир и образует культуру. К культуре, согласно Виндельбанду, относится мир природы, преобразованный человеком в соответствии с правилами оценки, устанавливаемыми философией. Культура в триединстве науки, морали, искусства воплощает ценности истины, добра, красоты, а «правильность оценки» их призвана гарантировать философия. Собственно философский анализ культуры в баденском неокантианстве впервые связывается с изучением ее ценностного содержания. Этот подход и сегодня не исчерпал свой творческий потенциал при объяснении специфики философии.

В Марбургской школе неокантианства выявляется имманентно-логическая связь понятий системы культуры и системы философии. Согласно Когену, система философии может быть понята с точки зрения сознания культуры. Например, задача логики в том, чтобы устанавливать взаимосвязь развития математики и естествознания, а этика должна показать, как культурное сознание определяет и регулирует в государстве и праве историю людей и народов.

Коген не просто структурировал культуры путем классификации суждений, а произвел анализ формирования специфических механизмов сознания, опосредующих культуротворчество, в связи с исследованием становления в генетическом и структурно-функциональном аспектах. Культура с этой точки зрения развертывалась как освоение мира сознающим и действующим субъектом в опосредованности языковой деятельности. Типы речи символизировали различные способы отношения субъекта к миру, которые и отливались в соответствующие формы и культуры.

Таким образом, можно сделать вывод, что философия в неокантианстве трактуется как особая форма культуры, которая характеризуется: а) системными качествами; б) использованием особого языка; в) специфическими функциями (аксиологическая, рефлексивная, например), которые она выполняет по отношению к другим формам культуры. Представители неокантианства анализировали историческое становление философии во взаимосвязи с другими формами духовной жизни (религия, наука, искусство и т. д.). Этот подход к изучению культуры позволяет рассматривать философию в качестве фактора ее исторического развития, а также выделять многообразие ее типов.

В феноменологии проблема интерпретации понятий «философия» и «философская культура» получила дальнейшую разработку. Э. Гуссерль утверждает, что античная философия способствовала формированию теоретической установки, которая оказала двоякое духовное воздействие. Во-первых, оно выражается в универсальности критической позиции, в решимости не принимать без вопросов ни одного готового мнения, ни одной традиции, но не ограничивается этим. Гуссерль отмечает воздействие философской ориентации на нормы истины, которая производит перемены во все культурной жизни. Гуссерль утверждал, что философия имеет универсальное значение для европейской культуры, выступая в качестве фактора, придающего необратимый характер историческому развитию. Функция философии, по его мнению, состоит в воспроизводстве теоретической установки, выступающей базисом ориентации познания на постижение объективной истины.

Принципы анализа культуры, которые получили развитие в Баденской и Марбургской школах неокантианства, в феноменологии, позволяют выделить философию в качестве самостоятельной сферы культуры.

Основой философской культуры, по нашему мнению, является деятельность, обеспечивающая существование философии в качестве особой сферы духовной жизни. Философская деятельность характеризует процесс совершенствования человека, который осуществляется на основе философских знаний.

В условиях современного общества самостоятельное существование философии постоянно ставится под сомнение. Как отмечал К. Ясперс, конец философии провозгласил национал-социализм, не способный вынести независимости философского мышления. Философия должна быть заменена биологическим мировоззрением и антропологией. Философию отвергает нигилизм, объявляя ее миром иллюзий, напрасных грез, самообмана самих людей. К тому же распространенное общественное мнение считает философию в лучшем случае излишней, ибо полагает, что философия слепа по отношению к настоящему, к его силам и движениям.

Понятие «философская культура» имеет отношение не только к деятельности философов-профессионалов, но характеризует уровень общественного интереса к философии. Это позволяет выделить различные уровни освоения философской культуры, поставить проблему анализа ее типов. Генезис понятия «философская культура» свидетельствует о том, что его разработка была вызвана поиском выхода из кризисного состояния философии. Этот термин характеризует стремление «философов» объяснить «нефилософам» значение их профессиональной деятельности для общественного прогресса.

Понятие «философская культура» встречается у русских философов-авторов сборников «Вехи» и «Интеллигенция в России», утверждающих, что причину политического и социального кризиса необходимо искать в идейных ориентациях русской интеллигенции. Н. Бердяев пишет о низком уровне философской культуры, имея в виду малое распространение среди образовательной части общества философских знаний и философского развития, а также отсутствие интереса к философскому творчеству. Низкий уровень развития философской культуры находит проявление в равнодушии интеллигенции к абстрактным теоретическим построениям, а также в стремлении подчинить философию целям социального переустройства общества. В советском обществе понятие «философская культура» употреблялось в тесной взаимосвязи с понятием «культура личности». В нем на первый план выходило значение философских знаний, которые способствовали формированию творческого мышления, гармонизации отношений между обществом и личностью. Философская культура рассматривалась как высший этап освоения человеком философии, находящий проявление в том, что философские знания применяются в профессиональной, общественной и личной жизни. Культура мышления выделялась в качестве составной части философской культуры, в которой подчеркивалось значение взаимосвязи теории и практики.

Говоря о современной российской философской культуре, мы имеем в виду состояние философии как особой сферы духовной жизни, которое сформировалось за последние десять лет в постсоветском обществе. В этот непродолжительный период произошли качественные изменения во всех сферах общественной жизни, оказавшие влияние в том числе и на российскую философию.

Отвечая на вопрос «Какая философия нам нужна?», поставленный в годы перестройки, философы акцентировали внимание на необходимости преодоления непосредственной зависимости философских разработок от текущей политико-идеологической повседневности, породившей вульгарное, утилитарное отношение к ним.

Решение проблемы приближения философии к жизни предполагает выделение двух типов философствования: «профессионального» и «непрофессионального». Положительная сторона непрофессионального философствования, по мнению В. Лекторского, состоит в том, что люди идут от реальных жизненных проблем, пытаются философски решать то, что у них наболело. Но поскольку они непрофессионалы, то часто наивны в своих философских выводах, воспроизводят устаревшие ходы мысли.

Что касается философа-профессионала, то он отличается тем, что знает историю философии, знает способы философских рассуждений, знает возможные коллизии, те или иные способы анализа. В этом смысле он владеет философской культурой. В. Лекторский считает, что профессиональное философствование не должно утрачивать связи с нефилософским. Если философ замыкается в рамках проблем своей профессиональной деятельности, то теряет выходы в нефилософский мир и начинает работать на «холостом» ходу.

Н. Автономова придерживается аналогичного структурирования философии, выделяя в ней два главных аспекта: профессионально-технический и общезначимый, обращенный широкой публике. Развитие и обогащение этих форм философии выдвигает на первый план задачу развития философского языка. Н. Автономова обращает внимание на то, что на Западе обычно профессиональная и академическая философия есть нечто более понятное, а философия «для других», философия открытая – нечто менее понятное. Примером данной тенденции является создание Ж. Дерридом Международного философского колледжа, который был предназначен для нахождения формы эффективного сотрудничества философов с учеными и специалистами в других сферах духовной культуры.

Приоритеты развития современной российской философии ряд отечественных мыслителей связывает с разработкой культурологических проблем. В этом контексте речь идет о «возрождении» особого типа философствования. Например, в настоящее время происходит смещение центра тяжести от научных (логичных, рациональных) приемов объяснения в сторону герменевтических, аксиологических процедур вживания, понимания. Параллельно изменениям в сфере методологии происходит смещение в предметной области философии: тема отношения человека к природе уступает место теме соотношения человека и истории. В рамках этой концепции культура является первичным языком (моделирующей знаковой системой), структурирующим среду истории. А историческая деятельность может быть представлена как определенного рода текст, создаваемый при помощи культуры как символического языка. Хотя современные авторы не всегда употребляют понятия «философская культура», анализ проблем, связанных с типами философствования, философским языком, традициями, текстом и т. д., по нашему мнению, раскрывают различные его грани.

Понятие «философская культура» активно применяется в современных исследованиях по компаративистике и включает в себя изучение механизма взаимодействия различных типов философских культур, где они рассматриваются как диалектически противоречивый процесс перехода одного образа мира в другой через диалог и сотрудничество. Рассматривая философскую культуру с позиций компаративистики, исследователь отмечает, что это понятие относится к своеобразной адаптивной возможности человека в поиске своего места в мире, в котором сталкиваются реальность, речь, духовные сущности, творческая личность, естествознание и миф, наука и религия, типы менталитета и философской рефлексии. При этом речь идет о взаимосвязанном процессе поисков философской культурой стержня самоидентификации – устойчивого роста самосознания философии в период сближения «культурных миров» и осознания множественности ее отражения. Цель философской компаративистики состоит в выделении типов мышления, менталитета, рациональности и иррациональности и т. п., при использовании текстуального, функционального или комплексного видов исследования способов взаимодействия культур.

Разработка понятия «философская культура» связана с изучением условий и факторов, влияющих на способ интерпретации текстов. Эта проблема особенно актуальна для современной социокультурной ситуации в России. За последние десять лет отечественная философия переживает процесс экстенсивного развития, который выражается в издании и переиздании сочинений русских философов дореволюционного периода, в переводах трудов зарубежных мыслителей, которые в советские времена были под запретом. В связи с этим возникает проблема не просто прочтения того, что было издано, но также освоения данного материала, интеграции его в современную культуру.

Философская культура находит отражение в систематизации философских категорий, в отношении философа к проблеме формирования философского языка и стиля философского произведения, а также в выборе жанра. В данном случае философская культура рассматривается как совокупность условий для формирования философского мышления, обусловленных специфическим опытом.

Трактовка термина «философская культура» может включать следующие аспекты: а) культурологический, который основан на определении критериев для сравнительного анализа типов философской рациональности, определенным образом связанных с историческими условиями существования философии; б) социально-философский, основанный на исследовании элементов философской культуры, отличающих ее от других сфер духовной жизни (науки, религии, искусства), а также способов взаимосвязи с ними; в) социологический, предполагающий изучение проблемы отношения образованной части общества к философии, выделение уровней философской культуры; г) методологический, позволяющий исследовать проблемы анализа философского языка, способы интерпретации философских текстов.

По нашему мнению, наибольший интерес представляет четвертый аспект изучения философской культуры, который предполагает анализ ее артефактов – текстов и философских произведений. Это направление непосредственно связано с герменевтикой и перспективами ее применения к аналитике философской культуры.



Культура – это личная система обозначаемых как ценности самим индивидом и ценимых в обществе качеств ума, характера, воображения, памяти, полученных в качестве воспитания и образования. Как всеобщая универсальная форма реализации сущностных сил человека, воспроизводства и обновления человеческого бытия культура пронизывает собой все области человеческой деятельности. Если в качестве базового понятия культуры взять ее рассмотрение как меры человеческого в человеке, характеризующей уровень развития личности, то специфика философской культуры будет выражаться мерой «осмысленности», мерой рефлективности жизнедеятельности человека. Эта система характеризуется разной степенью «открытости» по отношению к другим сферам жизни, поскольку характер и способ взаимодействия с ними определяет ее жизнеспособность.

Резюмируя, можно сказать следующее. Современное общество сводит интеллектуальные усилия большинства людей к выбору из стандартного набора вариантов, характеризующихся соотношением пользы, цены и качества. Маркузе называл подобное мышление «одномерным», подчеркивая отсутствие в нем устремленности к трансцендентному и рефлективности. Философская культура предстает в качестве определенной альтернативы «одномерности» массовой культуры, поскольку акцентирует внимание на постижении смыслов. Философская культура формирует способ воплощения о сущем, что определяет многообразие стилей философского мышления. Она находит специфическое выражение в философских текстах.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница