Философия природы Альфреда Норта Уайтхеда Е. С. Саенкова



Скачать 136.29 Kb.
Pdf просмотр
страница1/7
Дата26.05.2018
Размер136.29 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7


Саенкова Е.С. Философия природы Альфреда Норта Уайтхеда
106
Философия природы Альфреда Норта Уайтхеда
Е.С. Саенкова
Гуманитарный факультет МГТУ, кафедра философии
Аннотация. В статье рассматриваются предпосылки создания А.Н. Уайтхедом теории о сущности природы и проблема построения новой категориальной системы понятий. В работе анализируется критика философом механического материализма XVII века и его попытка разработки единого понятия природы как процесса. Важным положением статьи является вывод о значимости категориального аппарата, разработанного Уайтхедом, и представления природы как процесса для создания впоследствии инновационной метафизической системы.
Abstract. The paper considers prerequisites of creating by Alfred North Whitehead the theory about the essence of nature and the problem of constructing of the new categorical paradigm. The Whitehead's criticism of mechanical materialism of the XVII century and his attempt to work out a unified concept of nature as a process has been analyzed. The author has come to the conclusion about the importance of the categorical apparatus worked out by Whitehead.
1. Введение
А.Н. Уайтхед в своих ранних работах лондонского периода "Исследование принципов познания природы" (An inquiry concerning the principles of natural knowledge (Whitehead, 1919)) и "Понятие природы" (Concept of nature (Whitehead, 1920)) предпринимает попытку определить связь концептуальных конструкций естествознания c эмпирической основой и найти обоснование для новой интерпретации физики, которое являлось бы адекватной философией природы. Революция в физике
XX в. повлекла за собой замену старых категорий механического реализма: появляются такие понятия,
как процесс, внутренние взаимосвязи, силовые поля, лучистая энергия и т.д. Уайтхед приходит к выводу,
что критика старых категорий является значительным шагом в направлении разработки новых понятий физики. И ученый обращается к философии, изначально к философии науки, которая являлась предпосылкой метафизики (или согласно терминологии Уайтхеда – спекулятивной философии).
"Спекулятивная философия, – писал философ, – это стремление построить связную, логически необходимую систему общих идей, в терминах которой может быть истолкован каждый элемент опыта"
(Whitehead, 1969). Разработанный философом впоследствии категориальный аппарат создал предпосылки для создания его спекулятивной философии.
В своем более позднем, но весьма известном труде "Процесс и реальность" мыслитель отметил основные погрешности теоретической системы, которая была разработана в естествознании XVII в.
(Whitehead, 1969). Уайтхед пишет: "Семнадцатый век, наконец, произвел схему научной мысли,
сформулированную математиками для математиков. Замечательной способностью математического ума является его способность оперировать с абстракциями и извлекать их из четких доказательных цепочек рассуждений, вполне удовлетворительных до тех пор, пока это именно те абстракции, о которых вы хотите думать. Колоссальный успех научных абстракций (дающий, с одной стороны, материю с ее простым положением во времени и в пространстве, а с другой стороны – разум, воспринимающий,
страдающий, рассуждающий, но не вмешивающийся) навязал философии задачу принятия абстракций как наиболее конкретного истолкования факта. Тем самым современная философия была обращена в руины. Она стала совершать сложные колебания между тремя крайними точками зрения: дуалистов,
принимающих материю и разум на равных основаниях, и двух разновидностей монистов, из которых одна помещает разум внутрь материи, а другая – материю внутрь разума. Но жонглирование абстракциями, разумеется, бессильно преодолеть внутренний хаос, вызванный приписыванием ошибочно адресуемой конкретности научной схеме XVII века" (Whitehead, 1919).
Ранняя философия науки мыслителя и его поздняя метафизика тесно взаимосвязаны. По мнению современного американского исследователя Питера Кунца, "чем больше мы понимаем его метафизику,
тем лучше разберемся в его физике... Становление более фундаментально, чем бытие. Становление является действительностью бытия. Все, что прежде считалось субстанциональным бытием, должно быть выделено из становления. И материя как самотождественная субстанция, и пространство-время как неподвижный субстракт физических изменений должны быть сведены к взаимоотношениям становящихся событий" (Kunts, 1984). В предисловии к "Понятию природы" Уайтхед пишет: "Данная работа... является продолжением моей предыдущей книги "Исследование принципов познания природы".
Ни одну из данных книг нельзя прочитать, не прочитав вторую, они дополняют друг друга" (Whitehead,




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница